Просмотр содержимого документа
«Сказка о мертвой царевне (учебный материал)»
Подготовила: Ефремова А.
Каковы фольклорные источники сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана она 4 ноября 1833 года в Болдино. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», написанной на 21 год раньше, чем сказка Пушкина, но оказывается это только на первый взгляд, на самом деле в её основе лежит сказочная история, рассказанная нянюшкой. В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин литературно обработал главным образом широко известную русскую сказку «Волшебное зеркальце» (или «Падчерица»), записанную им в Михайловском со слов Арины Родионовны, то есть он почти ничего не выдумал, а использовал мотивы фольклора
Традиционные сюжетные мотивы и образы народной сказки
Со сказками Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях имеет схожие черты с народной.
В русских народных сказках используются традиционные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «9», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.
Установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народными сказками заложено было изначально. Поэт выбрал традиционный для народных сказок сюжет: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости.
Традиционные сюжетные мотивы и образы народной сказки
Большинство его произведений имеют схожие мотивы, одинаковое развитие событий. В них используются характерные для фольклорных сказок приемы:
сюжетные повторы,
зачины,
разговоры с неодушевленными существами и прочие.
Например, в сказке о мертвой царевне Елисей, путешествуя в поисках возлюбленной, обращается к ветру, солнцу, месяцу, спрашивая, где находится красавица.
Этот прием часто встречается в произведениях устного народного творчества и служит своеобразным двигателем действия. Владимир Пропп (фольклорист и профессор) даже дал характеристику таким союзникам – «волшебные помощники», ведущие главного героя к цели.
Взаимодействие фольклорного и литературного начала
Примеры фольклорных слов, выражений, обращений и «литературного» стиля:
Например, «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».
Во многих народных сказках нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.
Сопоставляя с другими сказками, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в)олицетворения: «…Братец мой, - отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»
Взаимодействие фольклорного и литературного начала
Русских сказках чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».
Пушкинскую сказку роднит народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, зависть, обилие народных выражений, традиционных образов. Пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. С большим интересом читаешь его сказки. Действительно, просто прелесть! Как хорошо, что есть сказки А.С. Пушкина.
И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует « не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой »
На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что « авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе » , и « самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их ».
Взаимодействие фольклорного и литературного начала
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина похожа на волшебную народную сказку. В ней, как и в народной, идет борьба добра и зла, то есть действуют добрые герои (например,Царевна, семь богатырей, королевич Елисей) и злые (мачеха прежде всего). Так же, как в народной сказке, здесь добро одерживает победу над злом. Царевну отыскал Елисей, она ожила, а злая мачеха умерла - от злости на царевну и зависти к ней. Кстати, во многих народных сказках, как и в пушкинской, героиней является именно злая мачеха, которая обижает падчерицу, житья ей не дает. Кроме того, здесь одухотворяются силы природы и действуют как самостоятельные герои (Ветер, Солнце, Месяц).
В сюжете сказки есть путь героя (царевна бродит по лесу, находит дом семи богатырей, Елисей ищет царевну)
Если говорить о композиции сказки, то здесь, хоть и нет зачина (дается сразу экспозиция), зато есть концовка, как и в народной сказке:
В сказке есть троекратное повторение событий, используются волшебные числа (семь богатырей). В этой сказке, как и в волшебной народной, есть волшебные предметы (говорящее зеркало у царицы-мачехи)
Очень близок народной сказке и язык произведения А.С. Пушкина. Здесь мы слышим постоянные эпитеты (красна девица, темная ночка, солнце красное, светлая горница и др.), уменьшительно-ласкательные суффиксы (белая ручка, белешенька земля).
Каковы особенности стиха сказки? Сделайте ритмический рисунок одной строфы, укажите особенности рифмовки
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях используются разные ритмы.
Выделенными буквами показаны гласные, на которые приходится выделение интонацией, а курсивом выделены гласные без выделения:
1. «Ц а рь с ц а р и ц ею пр о ст и лс я » — четыре раза ударные чередуются с безударными.
2. « И ц а р и ц ауо кн а » — ударных гласных четыре, а безударных всего три.
Эти два вида ритма используются во всей сказке.
Каковы особенности стиха сказки? Сделайте ритмический рисунок одной строфы, укажите особенности рифмовки
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
["file_id"] => string(6) "285613"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454224857"
}
}