kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сатиры смелый властелин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной учебной презентации - помочь учащимся понять законы классицизма в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», осознать значение этого произведения в русской литературе как первой в истории русской драматургии социально-политической комедии , проверить уровень собственных знаний посредством тестирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сатиры смелый властелин" »

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия «Сатиры смелый властелин…» Денис Иванович Фонвизин (1795 - 1792) Урок литературы в 9 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

«Сатиры смелый властелин…»

Денис Иванович Фонвизин (1795 - 1792)

Урок литературы в 9 классе

Фамилия писателя Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова или через дефис: Фон-Визин Фон-Висин Фон-Визен Фон-Висен (нем. von Wiesen) И только к концу века XIX утвердилось принятое сейчас написание. Однако А.С.Пушкин ещё в начале XIX века писал брату Льву: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин… Он русский, из прерусских русский»

Фамилия писателя

Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова или через дефис:

Фон-Визин

Фон-Висин

Фон-Визен

Фон-Висен

(нем. von Wiesen)

И только к концу века XIX утвердилось принятое сейчас написание.

Однако А.С.Пушкин ещё в начале XIX века писал брату Льву:

«Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин…

Он русский, из прерусских русский»

Как вы думаете, почему П.А.Вяземский, говоря о творчестве Фонвизина, сказал: «Автор негодует на порок И клеймит его без пощады…» Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир». Эта комедия обнажила убожество среды русских дворян, где царствуют умственная апатия и бездуховность. На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.

Как вы думаете, почему П.А.Вяземский,

говоря о творчестве Фонвизина, сказал:

«Автор негодует на порок

И клеймит его без пощады…»

Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир». Эта комедия обнажила убожество среды русских дворян, где царствуют умственная апатия и бездуховность.

На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.

Комедия «Недоросль» Пьеса «Недоросль»  является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия . Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века, госпожа Простакова, управляющая всем и всеми. В руках Простаковой и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана. На самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Комедия «Недоросль»

Пьеса «Недоросль»  является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия .

Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.

Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века, госпожа Простакова, управляющая всем и всеми. В руках Простаковой и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана. На самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Комедия «Недоросль» « Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…». (Н.В. Гоголь) «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». (В.Г. Белинский)

Комедия «Недоросль»

« Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…».

(Н.В. Гоголь)

«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры».

(В.Г. Белинский)

Комедия «Недоросль» Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Комедия «Недоросль»

Как вы думаете, почему комедия начинается

сценой с портным Тришкой?

Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых

при внимательном прочтении 1-ого действия?

Комедия «Недоросль» Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев? Какие черты в каждом из них высмеивает автор? Каково назначение отрицательных героев?

Комедия «Недоросль»

Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?

Какие черты в каждом из них высмеивает автор?

Каково назначение отрицательных героев?

Комедия «Недоросль» Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках? Каковы взаимоотношения между членами семьи? Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

Комедия «Недоросль»

Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Каковы взаимоотношения между членами семьи?

Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

Комедия «Недоросль» Возраст героини: чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Возрастное восприятие героини как старухи происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит. Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни — личная выгода. С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им. ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА  Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое. Смысл её жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

Комедия «Недоросль»

Возраст героини: чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Возрастное восприятие героини как старухи происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит.

Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни — личная выгода.

С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА

Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.

Смысл её жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

Комедия «Недоросль» МИТРОФАНУШКА Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить, не знает любви даже к своим близким. Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

Комедия «Недоросль»

МИТРОФАНУШКА

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.

Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить, не знает любви даже к своим близким.

Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.

Комедия «Недоросль» Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.  Просвещение возвышает добродетельную душу. Невежда без души — зверь. Великий государь есть государь премудрый. Начинаются чины — перестает искренность. Для прихоти одного человека всей Сибири мало. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван. Последуй природе, никогда не будешь беден. СТАРОДУМ Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Комедия «Недоросль»

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

Просвещение возвышает добродетельную душу.

Невежда без души — зверь.

Великий государь есть государь премудрый.

Начинаются чины — перестает искренность.

Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

Тщетно звать врача к больным неисцельно.

Наличные деньги — не наличные достоинства.

Золотой болван — всё болван.

Последуй природе, никогда не будешь беден.

СТАРОДУМ

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Значение комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы непреходяще:

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» ( Н.В. Гоголь )

«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». (В.Г. Белинский)

Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано».

Комедия «Недоросль» Недоросль  (прямое значение) дворянин, не достигший 20 лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. Недоросль  (переносное значение) балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.

Комедия «Недоросль»

Недоросль (прямое значение)

дворянин, не достигший 20 лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться.

Недоросль (переносное значение)

балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.

Законы классицизма в комедии «Недоросль» Черты классицизма Обращение к общественной проблематике Их отражение в комедии проблема крепостного права, государственной власти, проблема воспитания Правило «трёх единств» поместье Простаковых, в течение одних суток, борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи Разделение всех героев на положительных и отрицательных положительные геро ои: Стародум, Правдин, Милон, Софья; отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин) «Говорящие» фамилии персонажей Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость») Главный итог комедии порок наказан, а добродетель торжествует

Законы классицизма в комедии «Недоросль»

Черты классицизма

Обращение к общественной проблематике

Их отражение в комедии

проблема крепостного права, государственной власти, проблема воспитания

Правило «трёх единств»

поместье Простаковых, в течение одних суток, борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

положительные геро ои: Стародум, Правдин, Милон, Софья; отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

«Говорящие» фамилии персонажей

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

Главный итог комедии

порок наказан, а добродетель торжествует

Несоответствие

законам классицизма в комедии «Недоросль»

Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.

Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.

Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

ТЕСТ

1. Жанр произведения: а) комедия, б) драма, в) трагедия.

2. Голос автора звучит в словах:а) Милона, б) Стародума, в) Правдина.

3. Фонвизин в произведении обличает: а) невежественных дворян, б) малообразованных учителей, в) раболепие крепостных.

4. Экспозиция «Недоросля»: а) сцена примерки кафтана, б) разговор Простаковой с мужем, в) известие о помолвке Скотинина с Софьей.

5. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что: а) ей нравится честность, искренность девушки, б) других невест нет, в) она наследница большого состояния.

6. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»: а) «Суженого конем не объедешь», б) «Не хочу учиться, хочу жениться», в) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».

7. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу» - затрагивает проблема: а) воспитания, б) патриотизма, в) знатности.

8. Идейные противники в произведении:а) Простакова и Скотинин, б) Простакова и Стародум, в) Простакова и Митрофан.

9.Художественный приём, характерный для драматургии классицизма:

а) «говорящие фамилии», б) нейтральная авторская позиция, в) несколько сюжетов.

10. Комизм ситуации, когда герои рассуждают с серьёзным видом о том, в чём не разбираются, создается автором при помощи:

а) гиперболы, б) антитезы, в) литоты.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1 а 2 3 б 4 а 5 а 6 в 7 б 8 а 9 б 10 а а

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1

а

2

3

б

4

а

5

а

6

в

7

б

8

а

9

б

10

а

а

Почему А.С.Пушкин назвал Дениса Ивановича Фонвизина  «Сатиры смелым властелином…»?

Почему А.С.Пушкин назвал

Дениса Ивановича Фонвизина

«Сатиры смелым властелином…»?

Использованный материал:

Использованный материал:

  • Википедия — свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007.
  • Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009.
  • Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе в 9 классе. - М.: Экзамен, 2011.
  • Тесты И.Н.Коршуновой, Е.Ю.Липиной. М.: Дрофа, 2000 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Сатиры смелый властелин"

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Творчество Д.Фонвизина. Презентация и методические рекомендации к урокам литературы "
    ["seo_title"] => string(96) "tvorchiestvo-d-fonvizina-priezientatsiia-i-mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-urokam-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "156795"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421490690"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-d-i-fonvizin-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "215878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432812857"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства