Цель данной учебной презентации - помочь учащимся понять законы классицизма в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», осознать значение этого произведения в русской литературе как первой в истории русской драматургии социально-политической комедии , проверить уровень собственных знаний посредством тестирования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Сатиры смелый властелин" »
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
«Сатиры смелый властелин…»
Денис Иванович Фонвизин (1795 - 1792)
Урок литературы в 9 классе
Фамилия писателя
Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова или через дефис:
Фон-Визин
Фон-Висин
Фон-Визен
Фон-Висен
(нем. von Wiesen)
И только к концу века XIX утвердилось принятое сейчас написание.
Однако А.С.Пушкин ещё в начале XIX века писал брату Льву:
«Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин…
Он русский, из прерусских русский»
Как вы думаете, почему П.А.Вяземский,
говоря о творчестве Фонвизина, сказал:
«Автор негодует на порок
И клеймит его без пощады…»
Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир». Эта комедия обнажила убожество среды русских дворян, где царствуют умственная апатия и бездуховность.
На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.
Комедия «Недоросль»
Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия .
Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.
Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века, госпожа Простакова, управляющая всем и всеми. В руках Простаковой и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана. На самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Комедия «Недоросль»
« Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…».
(Н.В. Гоголь)
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры».
(В.Г. Белинский)
Комедия «Недоросль»
Как вы думаете, почему комедия начинается
сценой с портным Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых
при внимательном прочтении 1-ого действия?
Комедия «Недоросль»
Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?
Какие черты в каждом из них высмеивает автор?
Каково назначение отрицательных героев?
Комедия «Недоросль»
Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Комедия «Недоросль»
Возраст героини: чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Возрастное восприятие героини как старухи происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит.
Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни — личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.
ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.
Смысл её жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.
Комедия «Недоросль»
МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.
Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить, не знает любви даже к своим близким.
Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.
Комедия «Недоросль»
Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.
Просвещение возвышает добродетельную душу.
Невежда без души — зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины — перестает искренность.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно.
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Золотой болван — всё болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.
СТАРОДУМ
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Значение комедии «Недоросль»
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» ( Н.В. Гоголь )
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». (В.Г. Белинский)
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано».
Комедия «Недоросль»
Недоросль (прямое значение)
дворянин, не достигший 20 лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться.
Недоросль (переносное значение)
балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.
Законы классицизма в комедии «Недоросль»
Черты классицизма
Обращение к общественной проблематике
Их отражение в комедии
проблема крепостного права, государственной власти, проблема воспитания
Правило «трёх единств»
поместье Простаковых, в течение одних суток, борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи
Разделение всех героев на положительных и отрицательных
Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)
Главный итог комедии
порок наказан, а добродетель торжествует
Несоответствие
законам классицизма в комедии «Недоросль»
Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей — основное отступление от традиций классицизма.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).
4. Экспозиция «Недоросля»: а) сцена примерки кафтана, б) разговор Простаковой с мужем, в) известие о помолвке Скотинина с Софьей.
5. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что: а) ей нравится честность, искренность девушки, б) других невест нет, в) она наследница большого состояния.
6. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»: а) «Суженого конем не объедешь», б) «Не хочу учиться, хочу жениться», в) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».