kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие рефлексивного мышления – условие развития конкурентоспособной личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях развития конкурентоспособного государства жизнь требует от выпускника школы высокого уровня мышления и нравственных качеств личности, обладающей социально-коммукативными навыками, способностью оценивать себя, сообразно относиться к окружающим, поэтому формирование рефлексивного мышления является важным условием развития компетентной личности. Безусловно, главной задачей учителя на современном этапе является создание условий и выбор методов и приемов, способствующих развитию умений, которые делают человека конкурентоспособным. Работа в проекте РКМЧП помогает развить мыслительные навыки, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни. Мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить. Поэтому важным этапом урока является побуждение к деятельности, в ходе которого учащиеся стараются сами определить тему, цели и задачи урока.(1) Методы побуждения могут быть самые разнообразные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие рефлексивного мышления – условие развития конкурентоспособной личности. »

Развитие рефлексивного мышления – условие развития конкурентоспособной личности.

В условиях развития конкурентоспособного государства жизнь требует от выпускника школы высокого уровня мышления и нравственных качеств личности, обладающей социально-коммукативными навыками, способностью оценивать себя, сообразно относиться к окружающим, поэтому формирование рефлексивного мышления является важным условием развития компетентной личности.

Безусловно, главной задачей учителя на современном этапе является создание условий и выбор методов и приемов, способствующих развитию умений, которые делают человека конкурентоспособным. Работа в проекте РКМЧП помогает развить мыслительные навыки, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить. Поэтому важным этапом урока является побуждение к деятельности, в ходе которого учащиеся стараются сами определить тему, цели и задачи урока.(1) Методы побуждения могут быть самые разнообразные. Вы видите фрагмент побуждения на факультативном занятии по русскому языку в 11 классе. На этом небольшом этапе урока учащиеся реализуют свои знания по лексике, словообразованию и орфографии. Затем учащиеся формулируют задачи урока, вспоминают определение, работают с теоретическим материалом и составляют кластер по отдельным видам сложных предложений в группах и представляют свою работу классу.(2) На фрагменте вы видите выступление спикера одной из групп, которая представляет БСП. Остальные группы слушают внимательно выступление, задают вопросы при необходимости и делают записи в тетрадях. Таким образом, учащиеся реализуют свои знания самостоятельно, без помощи учителя. Далее учащиеся продолжают работу над закреплением ЗУН по теме. Теперь каждый индивидуально актуализирует знания. Были предложены разные тестовые задания, где нужно было выбрать сложные предложения и определить их вид. Проверяются задания самостоятельно по индивидуальным ключам. На фрагменте вы видите результат их работы, а правильность выполнения проверяется учителем по сигнальным карточкам: зеленая – правильно, красная – неправильно, необходимо разобраться почему.(3) На уроке не дается готового ответа, не навязывается точка зрения учителя, просто организуется процесс поиска. Теперь остановимся на следующем примере – урок стилистики в 9 классе (курс по выбору). Тема урока «Поисковое чтение». Не случайно решила показать фрагменты именно этого урока, так как стратегии, используемые на уроке универсальны: их можно реализовать как на уроке, так и во внеучебной деятельности, например, на классных часах, при проведении политинформаций. Побуждением к деятельности был «круглый стол». Учащиеся получают задание: записать на одном листе поочередно предложения, отражающие цель, ситуации и сферу употребления поискового вида чтения. Предложения озвучиваются в классе, при этом нужно не повторяться с предыдущей группой, и записываются на доске учителем (4) Дети собрали «корзину идей», обобщив знания по поисковому виду чтения.(5) Основная работа на уроке связана с реализацией знаний по данному виду чтения, поэтому предлагается, используя цель поискового чтения, выбрать в группах газетные статьи на одну проблему. При этом сначала прошу назвать региональные средства массовой информации, известные ребятам. Они называют «Рудный Алтай» и «Устинка». Работа с региональными средствами массовой информации преследует воспитательные цели: стимулирует интерес к жизни города, к его проблемам, воспитывает гражданские чувства, формирует активную жизненную позицию. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. Кроме того, критическое мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому на уроке уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Учащиеся стараются показать в своей работе важность выбранной проблемы для других в рисунках, текстовым материалом. Стараются эстетично оформить свой проект. В группах происходит, как вы видите, активный обмен мнениями, отрабатывается умение работать в команде, что немаловажно на современном этапе развития общества. Ребята смогли объединить материал и составить портрет актуальной проблемы: «Экология», «Система образования» и «Будьте здоровы» ( это статьи о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний). Далее учащиеся вывешивают свои составленные портреты статей в коридоре и оценивают их индивидуально цветными стиками, на которых записываются предложения вопросы и оценка работы в других группах. Совершив тур по своеобразной галерее портретов статей, учащиеся обсуждают вопросы и предложения одноклассников и презентуют свою работу. (6) Живой обмен мнениями дает возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается их деятельность окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения соклассников могут вызвать творческий порыв, поиск новых мыслей. Таким образом, мы значительно приближаем учебный процесс к реальной жизни. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Городская научно-практическая конференция

Повышение конкурентоспособности образования:

задачи и пути решения (в свете Послания Президента РК

Н.А.Назарбаева «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии»)








Доклад

Развитие речевых компетенций и мыслительной деятельности на уроках литературы

через технологию РКМЧП















г.Усть-Каменогорск, 2011 г.

План.

  1. Введение.

  1. Обоснование проблемной темы.

  2. диагностика уровня мыслительной деятельности учащихся.

  1. Основная часть.

  1. Первый этап урока – побуждение учащихся к деятельности.

  2. Организация работы над реализацией и осмыслением текста.

  3. Рефлексия деятельности учащихся.

  1. Заключение. Проект РКМЧП – возможность решения многих проблем обучения.


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Актуальность работы над развитием речевых компетенций и мыслительных процессов в современном обществе.

Стр.1

2.

Диагностика уровня мыслительной деятельности учащихся.

Стр.1

3.

Развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Стр.1

4.

Методы побуждения к деятельности на уроке.

Стр.1

5.

Использование приема ассоциаций.

Стр.1

6.

Формулировка проблемных вопросов к теме.

Стр.1

7.

Таблица ЗХУ

Стр.2

8.

Круглый стол.

Стр.2

9.

Аквариум

Стр.2

10

11.

Интервью.

Пятистишье.

Стр.2

Стр.2

12.

Организация работы на этапе реализации или осмысления содержания.

Стр.3

13.

Стратегия «Зигзаг».

Стр.3

14.

Тур по галерее образов.

Стр.3

15.

Направленное чтение.

Стр.3-4

16.

Рефлексия – оценка уровня понимания и принятия новых знаний учащихся.

Стр.4

17.

Письменная рефлексия.

Стр.4

18.

Устная рефлексия.

Стр.4

19.

Динамика развития мыслительной деятельности.

Стр.5

20.

Опыт фантазии формирует активную жизненную позицию.

Стр.5


ПРИЛОЖЕНИЯ
  1. Диагностика уровня предметной компетентности учащихся.

  2. О технологии РКМЧП.

  3. Об обыденном и критическом мышлении.

  4. Таблица «ЗХУ».

  5. Правила «мозговой атаки».

  6. Корзина идей.

  7. Вопросы к «аквариуму».

  8. Вопросы к интервью.

  9. Условия написания синквейя.

  10. Пример синквейя.

  11. Высказывание из философии проекта РКМЧП.

  12. Высказывание Лотмана Ю.М.

  13. Стратегия «Зигзаг».

  14. Вопросы и задания к рассказу Б.Щербакова «Скряга».

  15. Динамика развития уровня мыслительной деятельности школьников.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие рефлексивного мышления – условие развития конкурентоспособной личности.

Автор: Михайлина Наталья Федоровна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА"
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-profiessional-nogo-samosoznaniia-sovriemiennogo-piedagoga-i-opriedielieniie-putiei-iego-profiessional-nogo-rosta"
    ["file_id"] => string(6) "254546"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447776540"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Мастер-класс “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”."
    ["seo_title"] => string(75) "mastier-klass-rieflieksiia-kak-etap-sovriemiennogho-uroka-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "267424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450371665"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. "
    ["seo_title"] => string(39) "rieflieksiia-podviedieniie-itogov-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "151715"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420734409"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства