kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Фольклор и литература XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволит учащимся в игровой форме закрепить материал по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Фольклор и литература XIX века"»

Фольклор и литература XIX века

Фольклор и литература

XIX века

Цель урока: закрепить изученный материал по фольклору; познакомить учащихся с писателями XIX века, открывшими мир фольклора; воспитывать интерес к изучению русского народного творчества.

Цель урока: закрепить изученный материал по фольклору; познакомить учащихся с писателями XIX века, открывшими мир фольклора; воспитывать интерес к изучению русского народного творчества.

Назовите основные жанры фольклора. ЭП О С лирика драма

Назовите основные жанры фольклора.

ЭП О С

лирика

драма

Какие виды эпических жанров вы знаете? ЭПОС ПРОЗА ПОЭЗИЯ достоверная недостоверная былины сказы исторические песни предания сказки легенды

Какие виды эпических жанров вы знаете?

ЭПОС

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

достоверная

недостоверная

былины

сказы

исторические песни

предания

сказки

легенды

Какие виды лирических жанров вы знаете? ЛИРИКА необрядовая обрядовая песни календарная частушки семейная

Какие виды лирических жанров вы знаете?

ЛИРИКА

необрядовая

обрядовая

песни

календарная

частушки

семейная

Какие виды драматических жанров вы знаете? ДРАМА хороводы ряжение сцены игры

Какие виды драматических жанров вы знаете?

ДРАМА

хороводы

ряжение

сцены

игры

Какие еще жанры фольклора вам известны? МАЛЫЕ ЖАНРЫ загадки пословицы поговорки

Какие еще жанры фольклора вам известны?

МАЛЫЕ ЖАНРЫ

загадки

пословицы

поговорки

К фольклору обращались поэты XVIII века А. П. Сумароков А. Д. Кантемир М. В. Ломоносов В. Н. Майков А. Н. Радищев

К фольклору обращались поэты XVIII века

А. П. Сумароков

А. Д. Кантемир

М. В. Ломоносов

В. Н. Майков

А. Н. Радищев

Подлинное открытие фольклорного мира началось в XIX веке А. С. Пушкин В. А. Жуковский

Подлинное открытие фольклорного мира началось в XIX веке

А. С. Пушкин

В. А. Жуковский

Во второй половине XIX века были изданы классические фольклорные труды «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева в 3-х томах Лисичка-сестричка и волк Колобок За лапоток - курочку, за курочку - гусочку Гуси-лебеди Репка Пузырь, соломинка и лапоть Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде

Во второй половине XIX века были изданы классические фольклорные труды

«Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева в 3-х томах

Лисичка-сестричка и волк

Колобок

За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

Гуси-лебеди

Репка

Пузырь, соломинка и лапоть

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде

«Пословицы русского народа»  В. И. Даля Мужик тянет в одну сторону, баба в другую. Жить – богу служить. Даст бог день, даст бог и пищу. Хоть худ дом, да крыша крепка. В гостях хорошо, а дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте. Как слепой о красках рассуждает. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

«Пословицы русского народа» В. И. Даля

Мужик тянет в одну сторону, баба в другую.

Жить – богу служить.

Даст бог день, даст бог и пищу.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Как слепой о красках рассуждает.

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

«Загадки русского народа»  Д. Н. Садовникова Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар) (Гребень) Зубов много, а ничего не ест.  (Пила) Кума ела-ела дуб и сломала зуб. Идет пароход то взад, то вперед, а за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Утюг)

«Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

(Самовар)

(Гребень)

Зубов много, а ничего не ест.

(Пила)

Кума ела-ела дуб и сломала зуб.

Идет пароход то взад, то вперед, а за ним такая гладь - ни морщинки не видать.

(Утюг)

В бытовой культуре долго живут обряды, магические верования, приметы, предсказания Народные приметы — Если вишни хорошо цветут, то в наступающее лето следует ожидать обильного урожая грибов. — Зевается — к гостям. — Если за чем -либо пришлось вернуться домой, то обязательно нужно посмотреться в зеркало, иначе пути не будет. — Если во время праздника что - нибудь разобьется, то это к счастью, если этого не случится, то бьют нарочно рюмку или стакан.

В бытовой культуре долго живут обряды, магические верования, приметы, предсказания

Народные приметы

Если вишни хорошо цветут, то в наступающее лето следует ожидать обильного урожая грибов.

Зевается — к гостям.

Если за чем -либо пришлось вернуться домой, то обязательно нужно посмотреться в зеркало, иначе пути не будет.

Если во время праздника что - нибудь разобьется, то это к счастью, если этого не случится, то бьют нарочно рюмку или стакан.

Для писателей XIX века естественно включать в свои произведения элементы фольклорной речи, образы, использовать возможности какого-либо фольклорного жанра.

Для писателей XIX века естественно включать в свои произведения элементы фольклорной речи, образы, использовать возможности какого-либо фольклорного жанра.

И. А. Крылов обращался к пословицам, смысл которых развертывал в целую басенную сценку Басни Ворона и Лисица Квартет Лебедь, Щука и Рак Волк и Ягненок Волк на псарне Мартышка и очки Слон и Моська

И. А. Крылов обращался к пословицам, смысл которых развертывал в целую басенную сценку

Басни

  • Ворона и Лисица
  • Квартет
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Волк и Ягненок
  • Волк на псарне
  • Мартышка и очки
  • Слон и Моська
Настроение обрядовой поэзии передают в своих произведениях В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. А. Фет.

Настроение обрядовой поэзии передают в своих произведениях В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. А. Фет.

М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова,  А. Н. Майкова интересовала колыбельная песня

М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова интересовала колыбельная песня

Самые известные литературные сказки были созданы примерно в одно время – 30-е годы XIX века В. А. Жуковский написал «Сказку о царе Берендее», «Сказку о спящей царевне», «Война мышей и лягушек», «Светлана», «Сказку об Иване-царевиче и Сером Волке»

Самые известные литературные сказки были созданы примерно в одно время – 30-е годы XIX века

В. А. Жуковский написал

«Сказку о царе Берендее»,

«Сказку о спящей царевне»,

«Война мышей и лягушек», «Светлана»,

«Сказку об Иване-царевиче и Сером Волке»

А. С. Пушкин написал «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке»

А. С. Пушкин написал «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке»

Только А. С. Пушкину удалось художественно восстановить внутренний строй и самый дух народной сказки. В поэме-сказке «Руслан и Людмила», он дает как бы художественное исследование волшебной сказки, а сам «Пролог» выполняет роль присказки.

Только А. С. Пушкину удалось художественно восстановить внутренний строй и самый дух народной сказки. В поэме-сказке «Руслан и Людмила», он дает как бы художественное исследование волшебной сказки, а сам «Пролог» выполняет роль присказки.

«Руслан и Людмила» Для вас, души моей царицы,     Красавицы, для вас одних     Времен минувших небылицы,     В часы досугов золотых,     Под шепот старины болтливой,     Рукою верной я писал;     Примите ж вы мой труд игривый!     Ничьих не требуя похвал,     Счастлив уж я надеждой сладкой,     Что дева с трепетом любви     Посмотрит, может быть украдкой,     На песни грешные мои.     У лукоморья дуб зеленый;     Златая цепь на дубе том:     И днем и ночью кот ученый     Всё ходит по цепи кругом;     Идет направо — песнь заводит,     Налево — сказку говорит.     Там чудеса: там леший бродит,     Русалка на ветвях сидит;     Там на неведомых дорожках     Следы невиданных зверей;     Избушка там на курьих ножках     Стоит без окон, без дверей;     Там лес и дол видений полны;     Там о заре прихлынут волны     На брег песчаный и пустой,     И тридцать витязей прекрасных     Чредой из вод выходят ясных,     И с ними дядька их морской;     Там королевич мимоходом     Пленяет грозного царя;     Там в облаках перед народом     Через леса, через моря     Колдун несет богатыря;     В темнице там царевна тужит,     А бурый волк ей верно служит;     Там ступа с Бабою Ягой     Идет, бредет сама собой;     Там царь Кощей над златом чахнет;     Там русской дух… там Русью пахнет!     И там я был, и мед я пил;     У моря видел дуб зеленый;     Под ним сидел, и кот ученый     Свои мне сказки говорил.     Одну я помню: сказку эту     Поведаю теперь я свету…

«Руслан и Людмила»

Для вас, души моей царицы,    Красавицы, для вас одних    Времен минувших небылицы,    В часы досугов золотых,    Под шепот старины болтливой,    Рукою верной я писал;    Примите ж вы мой труд игривый!    Ничьих не требуя похвал,    Счастлив уж я надеждой сладкой,    Что дева с трепетом любви    Посмотрит, может быть украдкой,    На песни грешные мои.    У лукоморья дуб зеленый;    Златая цепь на дубе том:    И днем и ночью кот ученый    Всё ходит по цепи кругом;    Идет направо — песнь заводит,    Налево — сказку говорит.    Там чудеса: там леший бродит,    Русалка на ветвях сидит;    Там на неведомых дорожках    Следы невиданных зверей;    Избушка там на курьих ножках    Стоит без окон, без дверей;    Там лес и дол видений полны;    Там о заре прихлынут волны    На брег песчаный и пустой,    И тридцать витязей прекрасных    Чредой из вод выходят ясных,    И с ними дядька их морской;    Там королевич мимоходом    Пленяет грозного царя;    Там в облаках перед народом    Через леса, через моря    Колдун несет богатыря;    В темнице там царевна тужит,    А бурый волк ей верно служит;    Там ступа с Бабою Ягой    Идет, бредет сама собой;    Там царь Кощей над златом чахнет;    Там русской дух… там Русью пахнет!    И там я был, и мед я пил;    У моря видел дуб зеленый;    Под ним сидел, и кот ученый    Свои мне сказки говорил.    Одну я помню: сказку эту    Поведаю теперь я свету…

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.»  А. С. Пушкин

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.» А. С. Пушкин

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация на тему: "Фольклор и литература XIX века"

Автор: Котвицкая Наталья Геннадьевна

Дата: 10.08.2016

Номер свидетельства: 339011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-iskusstvu-portriety-skazochnykh-ghieroiev-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "240070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444926749"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства