kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по литературе "Смерть чиновника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация способствует лучшему усвоению темы урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе "Смерть чиновника"»

А.П. Чехов «Смерть чиновника»   «Смех – дело серьезное»

А.П. Чехов «Смерть чиновника»

«Смех – дело серьезное»

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзеку­тор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кре­сел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг...

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзеку­тор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кре­сел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг...

– Кто герой рассказа?   – Кто такой экзекутор?  – Место действия? – Как автор определил жанр произведения?  – Какая часть  рассказа перед нами?  – Что же могло произойти? Какова завязка произведения? 
  • – Кто герой рассказа?  
  • – Кто такой экзекутор? 
  • – Место действия?
  • – Как автор определил жанр произведения? 
  • – Какая часть  рассказа перед нами? 
  • – Что же могло произойти? Какова завязка произведения? 
Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось, он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные со­ветники. Все чихают.
  • Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось, он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные со­ветники. Все чихают.
О чем свидетельствуют слова автора: «Чихать никому и нигде не возбраняется. Все  чихают»?  – Обычна ли такая завязка для рассказа?  – Как могут развиваться события? 
  • О чем свидетельствуют слова автора: «Чихать никому и нигде не возбраняется. Все  чихают»? 
  • – Обычна ли такая завязка для рассказа? 
  • – Как могут развиваться события? 
Червяков нисколько не сконфузился утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел во­круг себя: не обеспокоил ли кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что стари­чок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.
  • Червяков нисколько не сконфузился утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел во­круг себя: не обеспокоил ли кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что стари­чок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.
Каков же результат его действий, итог?  – Запишите в таблицу. Как вы понимаете значение слова сконфузился? – Как могут развиваться действия дальше, что предпримет герой?
  • Каков же результат его действий, итог? 
  • – Запишите в таблицу. Как вы понимаете значение слова сконфузился?
  • – Как могут развиваться действия дальше, что предпримет герой?
В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.  «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой на­чальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».  Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и за­шептал генералу на ухо:  – Извините, ваше -ство, я вас обрызгал... я неча­янно...
  • В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой на­чальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и за­шептал генералу на ухо: – Извините, ваше -ство, я вас обрызгал... я неча­янно...
– Что же предпринимает герой?   – Каков итог?  – Если бы между героями состоялся диалог, каким бы он был? Составьте диалог героев.
  • – Что же предпринимает герой?  
  • – Каков итог? 
  • – Если бы между героями состоялся диалог, каким бы он был? Составьте диалог героев.
– Ничего, ничего...  – Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!  – Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!  Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал гля­деть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чув­ствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:  – Я вас обрызгал, ваше -ство... Простите... Я ведь... не то чтобы...  – Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.  «Забыл, а у самого ехидство в глазах, – подумал Чер­вяков, подозрительно поглядывая на генерала. –  И гово­рить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плю­нуть хотел.   Теперь не подумает, так после подумает!..»
  • Ничего, ничего... – Ради бога, извините. Я ведь... я не желал! – Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать! Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал гля­деть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чув­ствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал: – Я вас обрызгал, ваше -ство... Простите... Я ведь... не то чтобы... – Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, – подумал Чер­вяков, подозрительно поглядывая на генерала. –  И гово­рить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плю­нуть хотел.   Теперь не подумает, так после подумает!..»
– Что еще предпринимает герой?   – Каков результат?   – А итог?    – Что можете вы сказать о характерах героев? (Работа в группах 3 мин)  – Как будут развиваться события? Какой может быть кульминация? (Работа в группах 1 мин)
  • – Что еще предпринимает герой? – Каков результат?  – А итог?   – Что можете вы сказать о характерах героев? (Работа в группах 3 мин) – Как будут развиваться события? Какой может быть кульминация? (Работа в группах 1 мин)
– Вчера в  «Аркадии»,  ежели припомните,  ваше -ство, – начал докладывать экзекутор, – я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю.   «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...»  Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:  – Ваше  -ство!   Ежели   я   осмеливаюсь   беспокоить ваше -ство, то именно из чувства, могу сказать, раская­ния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!  Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.  – Да вы просто смеетесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью.  «Какие же тут насмешки? – подумал Червяков. – Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может по­нять!  Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»  Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.  – Я вчера приходил беспокоить ваше -ство, – забор­мотал  он,   когда  генерал  поднял  на  него  вопрошающие глаза, – не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а сме­яться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем  смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персо­нам... не будет...  – Пошел вон!!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.  Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.  – Пошел вон!!! – повторил генерал, затопав ногами.
  • Вчера в  «Аркадии»,  ежели припомните,  ваше -ство, – начал докладывать экзекутор, – я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю.  «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...» Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал: – Ваше  -ство!   Ежели   я   осмеливаюсь   беспокоить ваше -ство, то именно из чувства, могу сказать, раская­ния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с! Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой. – Да вы просто смеетесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью. «Какие же тут насмешки? – подумал Червяков. – Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может по­нять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять. – Я вчера приходил беспокоить ваше -ство, – забор­мотал  он,   когда  генерал  поднял  на  него  вопрошающие глаза, – не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а сме­яться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персо­нам... не будет... – Пошел вон!!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса. – Пошел вон!!! – повторил генерал, затопав ногами.
– Что предпринимает герой?  – Каков результат? Обратите внимание на реплики, которые произносит Червяков, о чем свидетельствует -с в слове «брызнул-с», какова его поза? Как вы можете назвать его поведение. (Работа в группах 1 мин)  – Какие строки являются кульминацией рассказа?  – С какой интонацией разговаривает с ним генерал? Как реагирует герой?   – Каков же характер Червякова? (Работа в группах 3 мин)  – Какой может быть развязка? (Работа в группах 1 мин)
  • – Что предпринимает герой? – Каков результат? Обратите внимание на реплики, которые произносит Червяков, о чем свидетельствует -с в слове «брызнул-с», какова его поза? Как вы можете назвать его поведение. (Работа в группах 1 мин) 
  • – Какие строки являются кульминацией рассказа? – С какой интонацией разговаривает с ним генерал? Как реагирует герой?  – Каков же характер Червякова? (Работа в группах 3 мин) – Какой может быть развязка? (Работа в группах 1 мин)
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.
  • В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.
– Какой будет последняя часть таблицы? (Работа в группе)  – Изучите еще раз табличку, что стало поводом к смерти героя? 
  • – Какой будет последняя часть таблицы? (Работа в группе) – Изучите еще раз табличку, что стало поводом к смерти героя? 
Действия героя чихнул Результат решает извиниться обрызгал Итог сконфузился извиняется еще раз извиняется сконфузился получил прощение извинялся от него отмахнулись пресмыкался оскорблен, унижен, раздавлен испугался умер поплелся домой

Действия героя

чихнул

Результат

решает извиниться

обрызгал

Итог

сконфузился

извиняется еще раз

извиняется

сконфузился

получил прощение

извинялся

от него отмахнулись

пресмыкался

оскорблен, унижен, раздавлен

испугался

умер

поплелся домой

Вывод: герои Пушкина и Гоголя стали жертвами обстоятельств, они унижены обществом, в котором живут, Червяков же унижает себя сам, его чинопочитание, самоуничижение убивают в нем человеческое, его душу, именно поэтому и умирает герой. Запись в тетрадь значений слов самоуничижение, чинопочитание.
  • Вывод: герои Пушкина и Гоголя стали жертвами обстоятельств, они унижены обществом, в котором живут, Червяков же унижает себя сам, его чинопочитание, самоуничижение убивают в нем человеческое, его душу, именно поэтому и умирает герой. Запись в тетрадь значений слов самоуничижение, чинопочитание.
Домашнее задание:  прочитайте другие произведения А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Хирургия». Напишите свой небольшой юмористический рассказ или нарисуйте комикс.
  • Домашнее задание:  прочитайте другие произведения А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Хирургия». Напишите свой небольшой юмористический рассказ или нарисуйте комикс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку по литературе "Смерть чиновника"

Автор: Соколова Таисия Олеговна

Дата: 10.08.2016

Номер свидетельства: 338997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока литературы в 6 классе " Рассказы А. П. Чехова "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-rasskazy-a-p-chiekhova-tolstyi-i-tonkii-smiert-chinovnika"
    ["file_id"] => string(6) "231094"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442359373"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Презентация к уроку литературы  в 6 классе " Рассказы А. П. Чехова" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-6-klassie-rasskazy-a-p-chiekhova"
    ["file_id"] => string(6) "231093"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442357329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Презентация " А.С. Пушкин" "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-a-s-pushkin-1"
    ["file_id"] => string(6) "182727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425576663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Я Вас любил..." "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-ia-vas-liubil"
    ["file_id"] => string(6) "146880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419269012"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока  по русской литературы в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-russkoi-litieratury-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "293921"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455560702"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства