kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 6 классе " Рассказы А. П. Чехова "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказам А. П. Чехова "Толстый и тонкий" и "Смерть чиновника". Поставлен и реализован комплекс познавательных. развивающих и воспитательных задач. Используются мультимедийная презентация, чтение по ролям, работа со словарем. Широко привлекается исторический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе " Рассказы А. П. Чехова "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника" »

Конспект урока литературы в 6 классе учителя Стафеевой Н. И.

Тема. Рассказы А. П. Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»).

Цели урока:

познавательная: расширить знакомство учащихся с рассказами А. П. Чехова Продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, работа со словарем); общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя); развивающая: развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать ,выделять общее в его сатирических рассказах (момент превращения), определить различие между сатирическими и юмористическими рассказами), умения выделять главное, существенное при работе с текстом, с иллюстрациями; развитие творческих способностей учащихся; воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение доводить начатое до конца; продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля; эстетическое воспитание учащихся

Словарь:

«Табель о рангах», коллежский асессор, тайный советник, департамент, орден Святого Станислава (3 степени), столоначальник.

Ход урока.

Слайд 1.

1.Вступительное слово учителя.

Слайды 2 – 3. - Москва…Год 1880… Из здания университета выходит высокий студент-медик. Он медленно идёт по Моховой, по Охотному ряду. Лавки, вывески с изображением золотых кренделей, военных мундиров, сахарных голов…Люди. В овчинных полушубках и лаптях, в цилиндрах и шубах на лисьем меху…Вот хозяин лавки выкидывает на улицу бедняка, заметившего, что купец обвешал его…Вот в богатых санях с медвежьим пологом катит важный чиновник. Кое – кто из прохожих угодливо сдергивает шапку и низко кланяется ему. А тот пыжится от самодовольства и едва кивает головой. Всё это наблюдали внимательные глаза молодого человека.

Слайды 4 – 5. А в скором времени в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» появились короткие рассказы, вызвавшие гнев злого хозяина лавки, прохожих – подхалимов и важного чиновника. Подписаны они были так: «Антоша Чехонте», «Человек без селезёнки». Вспомним, что великий русский писатель А. П. Чехов (Антоша Чехонте) начинал свою литературную деятельность в те годы, когда после убийства народовольцами Александра Второго в стране наступил период реакции.

- А. П. Чехов говорил об этой эпохе в своём рассказе «Человек в футляре» так:

«Боялись громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боялись помогать бедным, учить грамоте».

-Но наступила очередь мысли и разума. Главными врагами А. П. Чехов называл ложь, лицемерие, невежество и произвол.

- Приступим к анализу рассказов.

Беседа.

-Первый рассказ, который мы рассмотрим, «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, впервые напечатан в журнале «Осколки».

Слайд 6. - Обрисуйте сюжет рассказа.

- Мы уже говорили о Чехове как о мастере детали. И в этом рассказе он сумел дать портреты героев, в нескольких деталях раскрыв их социальное положение.

Слайд ы 7 -9. Сцена встречи героев на перроне вокзала. (Прослушивание аудио)

Слайд 10. - Какие детали в описании «толстого» выделяет автор? (Лоснящиеся губы, запах вина и дорогих духов). Перед читателями законченный образ.

- А в портрете «тонкого» какие детали? (Навьючен чемоданами, узлами и картонками, от него пахнет ветчиной и кофейной гущей).

-Охарактеризуйте позу, жест, выражение лица героев. (Можно привлечь иллюстрации )

Приятели встречаются как равные.

-Кто из них первым узнал другого?

-Зачитайте, как показан «момент превращения» в рассказе. (Такой момент нам известен по рассказу «Хамелеон»).

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»

- Почему же, несмотря на столь радушную встречу, «тонкий» «так вскоре преобразился»?

Слайд 11. - Разберёмся в «Табеле о рангах». Здесь показано деление всех служащих царской России на 14 классов (рангов). Чем выше чин, тем прочнее было положение человека в обществе, чем ниже класс, тем меньшими правами пользовался чиновник.

- Посмотрим, какова разница положения «толстого» и «тонкого». Как же было не испугаться бедному коллежскому асессору, когда он узнал в бывшем приятеле тайного советника, то есть штатского генерала. Целая пропасть(5 служебных ступеней - рангов) отделяют одного от другого.

Слайд 12. -В чём смысл «превращения»? (Человек превращается в служебный чин, в сословную маску)

- Почему «тонкий» заново рапортует о себе, почему говорит, что его жена Луиза лютеранка «некоторым образом».

Слайд 13. Передают ли иллюстрации тщетные попытки «толстого» вернуть «тонкого» к прежнему дружескому тону? Докажите.

Слайды 14 – 15. - Авторы иллюстраций разные, но что главное они подчеркнули в позе, выражении лица «тонкого». Почему «узнаваем» герой и эпизод?

- В первой редакции этого рассказа в журнале «Осколки» была такая сцена:

«Тэк – с. Так это вы, стало быть, секретарём ко мне назначены…(Зачитывается учителем. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений в 30 томах. Москва, «Наука», 1975, т. 2, с.439)

- Почему писатель вычеркнул это место, оставив лишь строки, которые мы читали ранее? (Устранён мотив служебной подчинённости; «тонкий» теперь «пресмыкается» без всякой служебной надобности, «по рефлексу». Таким образом, рассказ получил более сатирическую заострённость и обобщённость).

- Чем близки «тонкий» и Очумелов? В чём разница?

Слайд 16. ( У Очумелова – власть)

- Как в понимаете эпитет «тонкий»?

В рассказе «Смерть чиновника» ( написан в этом же году). А. П. Чехов высмеивает тех. Кто даже уже не способен перестраиваться, приспосабливаться, настолько они привыкли к одному состоянию, чувству. Таков герой рассказа «Смерть чиновника».

Слайд 17. -Вспомните фамилию героя рассказа. Почему автор выбрал такую?

Слайд 18. - Как звучат заключительные строки рассказа? Зачитайте.

Слайд 19. - Почему Чехов, говоря о смерти Червякова, употребил непочтительное слово «помер», а не «умер», «скончался» и т. д. и ставит пред ним многоточие.( Незначительность и трагикомичность)

- Есть ли в этом рассказе «момент превращения»?

Слайд 20. - Чем близки друг другу по характеру персонажи чеховских рассказов Червяков и «тон кий»?

Слайд 21. - Что же писатель бичевал? (чинопочитание, угодничество)

Слайд 22. - Прочтём высказывание М. Горького. Как оно помогает понять отношение Чехова к «червяковым», «тонким» и им подобным?

Слайд 23. «..В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадёжный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать своё человеческое достоинство… И ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто – нибудь сильный и наглый не побил их». (Сочетание комического и трагического).

Слайд 24. - В качестве домашнего задания предлагаю вам создать макет обложки рассказов. Оформление должно отражать основные проблемы, поднятые А. П. Чеховым в произведениях, с которыми мы познакомились на уроке. Подготовьте объяснение своих рисунков, «защиту» вашего макета.

Слайд 25.

Иллюстрации к рассказам

http://www.sovross.ru/modules/FCKeditor/Upload/Image/00001/10082010/12.ipg

http://files.school-collektion.edu.ru/catalog

  1. Бычков Ю.А. Просто Чехов/Ю.А.Бычков. – М.: Музей человека, 2008

  2. Громов М.П. «Чехов».- М.: Молодая гвардия, 1993.

  3. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений в 30 томах. Москва, «Наука», 1975,

  4. Чехов М. П. «Вокруг Чехова: Встречи и впечатления». - М.: Моск.рабочий, 1980

  5. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Дет. лит., 1982

  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 класс. vSCHOOL.ru

  7. Электронный ресурс Беленький Г.И. Учебник-хрестоматия для7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Беленького Г.И. – 6-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Стафеева Нина Ивановна

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства