Просмотр содержимого документа
«Презентация "Русская басня"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа № 1 г. Перевоза»
Русская басня
Выполнил: ученик 5 б класса
Бычков Всеволод
Учитель: Краева Н.А.
г. Перевоз
2015 год
Цели:
1.Определить понятие «басня»;
2. Определить актуальность басни, как литературного жанра;
3. Выявить составные части басни;
4. Выделить особенности жанра басни;
5. Познакомиться с великими баснописцами.
«Рассказ и цель –
вот в чём сущность басни;
сатира и ирония –
вот её главные качества».
(В.Г.Белинский)
Назначение басен
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?
и как должен вести себя в этом мире человек?На первый вопрос он ответил мифом.
На второй вопрос – басней.»
(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)
Басня – один из малыхэпических жанров.
Всегда рассказ, повествование
Небольшой рассказ, почти анекдот
Басня
рассказ
моральный вывод
БАСНЯ КАК ЖАНР
Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Басня состоит из вступления, описания событий и морали.
С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания:
Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.
Эзопов язык –
речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.
Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Особенности жанра басни
Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
В басне высмеиваются людские пороки;
Басня имеет поучение, мораль.
Великие баснописцы
Часто родители и взрослые, окружающие нас, читают нам нравоучения. Нравится ли это нам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?
Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме.
По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном–
басне.
Эзоп
И.А. Крылов
«Зеркало и Обезьяна»
Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают: Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.
«Петух и Кукушка»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
«Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Мартышка и очки»
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
«Слон и Моська»
Пускай же говорят собаки: "Ай моська! знать она сильна, Что лает на слона!"
Вывод:
Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
В басне в начале или конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни – мораль.
Басни нам нужны, благодаря им, мы учимся различать добро и зло на простых и доступных примерах.
Проверь себя!
ТЕСТ
Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.