kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация " Роль пейзажа в произведениях Чехова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена презентация, в которой рассказывается о роли пейзажа в произведениях Чехова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Роль пейзажа в произведениях Чехова"»

Новый подход к слову у писателя А.П.Чехова. Причина использования пейзажа в рассказах и повестях. Прием параллельного описания. Пейзаж и образная характеристика обстановки. Описание природы в проявлении отношения автора к героям. « Две стихии, два начала». Символизм в рассказах Чехова. Мое видение произведений Чехова.
  • Новый подход к слову у писателя А.П.Чехова.
  • Причина использования пейзажа в рассказах и повестях.
  • Прием параллельного описания.
  • Пейзаж и образная характеристика обстановки.
  • Описание природы в проявлении отношения автора к героям.
  • « Две стихии, два начала».
  • Символизм в рассказах Чехова.
  • Мое видение произведений Чехова.
«Теперь в окне видно было серое небо и деревья, мокрые от дождя…» «… дождь перестал, и выглянуло солнце».

«Теперь в окне видно было серое небо и деревья, мокрые от дождя…»

«… дождь перестал, и выглянуло солнце».

Несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев.

Несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев.

Природа. Человек. Учитель словесности Никитин «чувствовал на душе неприятный осадок». «Шел дождь, было темно и холодно». Дождливая погода омрачает день похорон Беликова, ставшего мертвецом при жизни в рассказе «Человек в футляре». Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя Алёхина о жизни в рассказе «О любви». «Интеллигентный, философски мыслящий Иван Иванович, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под дождь». ( Рассказ «Крыжовник»).

Природа.

Человек.

Учитель словесности Никитин «чувствовал на душе неприятный осадок».

«Шел дождь, было темно и холодно».

Дождливая погода омрачает день похорон Беликова, ставшего мертвецом при жизни в рассказе «Человек в футляре».

Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя Алёхина о жизни в рассказе «О любви».

«Интеллигентный, философски мыслящий Иван Иванович, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под дождь». ( Рассказ «Крыжовник»).

Кроме углубления психологического анализа пейзаж необходим для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события: Место действия повести «Палата №6» - лес репейника и крапивы, торчащие из забора острия гвоздей напоминают о колючей проволоке. Эти средства подчеркивают сходство больницы с тюрьмой, предваряя рассказ о несвободе человека. Чудный романтический пейзаж, нарисованный рассказчиком «Дома с мезонином» превращается в унылый вид местности, где взамен цветущей розы и кричащих перепелов появляются «коровы и спутанные лошади», когда «трезвое, будничное настроение» овладело героем.

Кроме углубления психологического анализа пейзаж необходим для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события:

Место действия повести «Палата №6» - лес репейника и крапивы, торчащие из забора острия гвоздей напоминают о колючей проволоке. Эти средства подчеркивают сходство больницы с тюрьмой, предваряя рассказ о несвободе человека.

Чудный романтический пейзаж, нарисованный рассказчиком «Дома с мезонином» превращается в унылый вид местности, где взамен цветущей розы и кричащих перепелов появляются «коровы и спутанные лошади», когда «трезвое, будничное настроение» овладело героем.

Равнодушным людям, как купец Варламов, степь кажется однообразной, серой, скучной. Для маленького героя Егорушки степь живет всем богатством красок и звуков, она красива и разнообразна. «Человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.» ( из рассказа «Крыжовник»).

Равнодушным людям, как купец Варламов, степь кажется однообразной, серой, скучной.

Для маленького героя Егорушки степь живет всем богатством красок и звуков, она красива и разнообразна.

«Человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.» ( из рассказа «Крыжовник»).

В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям. Беликов ни разу не появляется на фоне природы.  Николая Ивановича Чимшу -Гималайского окружают «канавы, заборы, изгороди». Органично вписаны в пейзаж старинной усадьбы героини рассказа «Дом с мезонином». Они симпатичны Чехову. Неотделим от пейзажа в рассказе «Крыжовник» купающийся под дождем Иван Иванович, слитность которого с природой подчеркнута движением качающихся на исходящих от него волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли. Чехова Дом с мезонином

В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям.

Беликов ни разу не появляется на фоне природы.

Николая Ивановича Чимшу -Гималайского окружают «канавы, заборы, изгороди».

Органично вписаны в пейзаж старинной усадьбы героини рассказа «Дом с мезонином». Они симпатичны Чехову.

Неотделим от пейзажа в рассказе «Крыжовник» купающийся под дождем Иван Иванович, слитность которого с природой подчеркнута движением качающихся на исходящих от него волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли.

Чехова Дом с мезонином

Мир природы дисгармоничен. Вмешательство стихии и зла, холода. «Дул жестокий ветер, будто возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Хрупкая гармоничность предпасхального вечера, наполненного весенним птичьим гомоном.

Мир природы дисгармоничен.

Вмешательство стихии и зла, холода. «Дул жестокий ветер, будто возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха».

Хрупкая гармоничность предпасхального вечера, наполненного весенним птичьим гомоном.

Герой на арене двух стихий добра зла Но вот в в океане холодной мглы забрезжил огонек костра. Искры душевного тепла Василисы и Лукерьи осветили мрак души героя, растопили лед его мучительных сомнений. Багровая заря, засветившаяся узкой полоской на горизонте, символизирует начало нового этапа в жизни студента, торжество света над тенью. Образ маленького костра у реки становится олицетворением теплоты человеческих душ.

Герой на арене двух стихий

добра

зла

Но вот в в океане холодной мглы забрезжил огонек костра. Искры душевного тепла Василисы и Лукерьи осветили мрак души героя, растопили лед его мучительных сомнений. Багровая заря, засветившаяся узкой полоской на горизонте, символизирует начало нового этапа в жизни студента, торжество света над тенью.

Образ маленького костра у реки становится олицетворением теплоты человеческих душ.

Чеховский пейзаж Чеховскому пейзажу свойственен символизм без пафоса и назидательности. В рассказах слова «сад», «дождь», «луна», «утро», «осень» и другие нужны не только для обозначения места и времени, действия и погоды. Это символы, позволяющие наполнить произведения глубоким философским смыслом.

Чеховский пейзаж

Чеховскому пейзажу свойственен символизм без пафоса и назидательности. В рассказах слова «сад», «дождь», «луна», «утро», «осень» и другие нужны не только для обозначения места и времени, действия и погоды. Это символы, позволяющие наполнить произведения глубоким философским смыслом.

«Дождь». Символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Непрерывный дождь, с разговоров о котором начинается рассказ «Душечка», так же однообразен и скучен, как и Кукин, с чьего лица не сходит выражение отчаяния даже в день счастливой свадьбы.   Дождь идет, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья. «Сад». Образ сада постоянно присутствует в рассказах Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Сад полон музыки счастья, это приют влюбленных. Никитин и Манюся, Коврин и Таня, Художник и Мисюсь, Старцев и Екатерина Ивановна встречаются в садах, когда их души наполнены чистым, искренним чувством. «Тюльпаны и ирисы просят, чтобы им признались в любви». («Учитель словесности»).

«Дождь».

Символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Непрерывный дождь, с разговоров о котором начинается рассказ «Душечка», так же однообразен и скучен, как и Кукин, с чьего лица не сходит выражение отчаяния даже в день счастливой свадьбы.

Дождь идет, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья.

«Сад».

Образ сада постоянно присутствует в рассказах Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Сад полон музыки счастья, это приют влюбленных.

Никитин и Манюся, Коврин и Таня, Художник и Мисюсь, Старцев и Екатерина Ивановна встречаются в садах, когда их души наполнены чистым, искренним чувством. «Тюльпаны и ирисы просят, чтобы им признались в любви». («Учитель словесности»).

Сад отзывчив к душевному состоянию героев, влияет на их настроение. Утомленный, с расшатанными нервами Коврин попадает в холодный сад, затянутый едким дымом; но «взошло солнце и ярко осветило сад», и «в груди его шевельнулось радостное чувство, которое он испытывал в детстве, когда бегал по этому саду». (Рассказ «Черный монах»). Сад требует постоянного ухода, поэтому он символизирует и работу, и движение, неразрывную связь поколений. В «Черном монахе»: «Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыгами, лейками». В «Доме с Мезонином»: «Когда зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, то хочется, чтобы вся жизнь была такою».  Поэтому гибель сада всегда символизирует смерть.

Сад отзывчив к душевному состоянию героев, влияет на их настроение.

Утомленный, с расшатанными нервами Коврин попадает в холодный сад, затянутый едким дымом; но «взошло солнце и ярко осветило сад», и «в груди его шевельнулось радостное чувство, которое он испытывал в детстве, когда бегал по этому саду». (Рассказ «Черный монах»).

Сад требует постоянного ухода, поэтому он символизирует и работу, и движение, неразрывную связь поколений. В «Черном монахе»:

«Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыгами, лейками».

В «Доме с Мезонином»: «Когда зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, то хочется, чтобы вся жизнь была такою».

Поэтому гибель сада всегда символизирует смерть.

«Луна». Символом смерти традиционно считается луна. Знаменное описание лунной ночи в рассказе «Волк»: «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; в середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки». Тишина ночи на кладбище и напряженное состояние Старцева из рассказа «Ионыч» переданы описанием звуков шагов героя и боя часов в церкви. Назойливый ритм прозы, трехчастное завершение фразы: «… В каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев веет прощением, печалью и покоем».

«Луна».

Символом смерти традиционно считается луна.

Знаменное описание лунной ночи в рассказе «Волк»: «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; в середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки».

Тишина ночи на кладбище и напряженное состояние Старцева из рассказа «Ионыч» переданы описанием звуков шагов героя и боя часов в церкви.

Назойливый ритм прозы, трехчастное завершение фразы: «… В каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев веет прощением, печалью и покоем».

Луна освещает холодный труп доктора Ратина, узника палаты №6 из одноименного рассказа. В сумраке появляется перед Ковриным на берегу реки Черный монах, и его «бледное, страшно бледное, худое лицо» могло оказаться выглянувшей из-за тучи луной. ( «Черный монах».) Луна толкает к запретному чувству, побуждает к неверности. В рассказе «Дама с собачкой» Гуров с Анной Сергеевной делают первые шаги навстречу друг другу, поражаясь необычайно сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой. Ольга Ивановна из рассказа «Попрыгунья», зачарованная «лунным блеском, бирюзовым цветом воды, какого она раньше не видела», решается на измену мужу. Неопытная Аня, героиня рассказа «Анна на шее», делает первый шаг на путь испорченной кокетки, когда «луна отражается в пруде». Эротические фантазии овладевают возбужденным лунным светом Старцевым: «…перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»

Луна освещает холодный труп доктора Ратина, узника палаты №6 из одноименного рассказа.

В сумраке появляется перед Ковриным на берегу реки Черный монах, и его «бледное, страшно бледное, худое лицо» могло оказаться выглянувшей из-за тучи луной. ( «Черный монах».)

Луна толкает к запретному чувству, побуждает к неверности. В рассказе «Дама с собачкой» Гуров с Анной Сергеевной делают первые шаги навстречу друг другу, поражаясь необычайно сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой.

Ольга Ивановна из рассказа «Попрыгунья», зачарованная «лунным блеском, бирюзовым цветом воды, какого она раньше не видела», решается на измену мужу.

Неопытная Аня, героиня рассказа «Анна на шее», делает первый шаг на путь испорченной кокетки, когда «луна отражается в пруде».

Эротические фантазии овладевают возбужденным лунным светом Старцевым: «…перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»

Литература.

Литература.


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 9 класс

    Скачать
    Презентация " Роль пейзажа в произведениях Чехова"

    Автор: Фитисова Татьяна Анатольевна

    Дата: 09.11.2017

    Номер свидетельства: 438025

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#883 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
        ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
        ["file_id"] => string(6) "285434"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1454169551"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#905 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(126) "Конспект урока по изобразительному искусству. презентация для урока"
        ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-priezientatsiia-dlia-uroka"
        ["file_id"] => string(6) "278194"
        ["category_seo"] => string(3) "izo"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1453044093"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства