Цель – определить значение поэтического жанра в годы ВОВ
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся со стихотворным наследием ВОВ
Познакомить учащихся с судьбой некоторых поэтов и их произведений
Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ
Определить значение поэзии в годы войны
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения текстов
Развивать умение анализировать стихотворные тексты
Развивать познавательные способности учащихся
Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти
Воспитывающие:
Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов
Формировать поэтический вкус учащихся
Воспитывать эстетические и этические качества личности
Формировать гражданско-патриотические качества личности
Средства обучения – портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен ВОВ, тематические стенды, оформление доски, раздаточный материал
Оборудование – компьютер, проектор, экран, акустическая система
Примечание – заранее дать доклады о деятельности поэтов в годы ВОВ и об истории создания стихотворений, совместно проработать и составить сообщение на 2-3 минуты; раздать стихотворения для чтения наизусть, совместно подготовить выразительное чтение под музыкальное сопровождение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Поэзия Великой Отечественной войны. »
Поэзия
Великой Отечественной Войны
Фронтовые поэты,
С напором свинцового шквала
Ваши жизни судьба,
Ваши жизни война рифмовала.
И едва затихало сраженье –
Атаке не вечно же длиться.
Как оно оживало
На ваших горящих страницах.
Константин Симонов
Алексей Николаевич Толстой
Михаил Шолохов
Александр Твардовский
Александр Фадеев
Борис Горбатов
На всю страну прогремела и стала символом времени песня "Священная война" (слова В.И.Лебедева-Кумача, музыка А.В.Александрова).
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров, позднее писал: «ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ ВЕРОЛОМНОГО ВРАГА НА НАШУ РОДИНУ ВЫЗВАЛО У МЕНЯ, КАК И У ВСЕХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА… С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ ПРИНЯЛСЯ СО СВЯТЫМ ИСКРЕННИМ ЧУВСТВОМ ЗА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЛАДЕЮ – ПЕСНИ…»
Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
ОСОБОЕ МЕСТО В ПОЭЗИИ ВОЕННЫХ ЛЕТ ПРИНАДЛЕЖИТ
МИХАИЛУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ИСАКОВСКОМУ.
ЕГО БЕЗЫМЯННАЯ СЛАВА НЕСРАВНЕННО БОЛЬШЕ ЕГО ИЗВЕСТНОСТИ, ВЕДЬ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ ПЕЛИ, НЕ ЗНАЯ ИМЕНИ АВТОРА, «ДАН ПРИКАЗ ЕМУ НА ЗАПАД…», «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ…», «ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ…».
Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, деревня Глотовка. Где7 января 1900 года родился поэт. Там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые "литературные произведения" десятилетнего мальчика. Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. В 1921—1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву. Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.
Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.
Михаил Васильевич пишет не только стихи, но и прозу
ВСЕНАРОДНО ЛЮБИМОЙ СТАНОВИТСЯ ПЕСНЯ«КАТЮША».
В НЕЙ ОКАЗАЛИСЬ СЧАСТЛИВО СПЛАВЛЕНЫ ЛУЧШИЕ ПЕСЕННЫЕ КАЧЕСТВА – МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХА И ПРОСТОТА СЮЖЕТА, БЛИЗКОГО И ПОНЯТНОГО МНОГИМ: ОБРАЩЕНИЕ ДЕВУШКИ К ВОЗЛЮБЛЕННОМУ, ПОЛНОЕ ЗАБОТЫ О НЁМ.
Как же родилась «Катюша»?
Вначале были написаны стихи — всего несколько строк.
«Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…»
Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера.
«И, наконец, в сорок пятом году Исаковский написал свое самое пронзительное стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат.
У этой песни не простая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет. В песне описывается ситуация возвращения солдата с войны домой. Но дом сожжён, и жена погибла.
Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 год в деревне Малое Петрино, умер 13 сентября 1959 года в Москве. Русский советский поэт, автор многих популярных песен.
В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”.С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова.Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах»
Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава . Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии.
Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.
Огромную популярность приобрели стихотворение А.А.Суркова "Землянка"
Родился в деревне Середнево. С 12 лет служил "в людях" в Петербурге.
После Октябрьской революции ушел в Красную Армию политбойцом. По
окончании гражданской войны вернулся в деревню. Работал в
волисполкоме, селькорствовал в уездной газете. Впоследствии был на
партийной и комсомольской работе в Рыбинске и Ярославле, редактировал
комсомольскую газету.
В 1934 году А.А.Сурков окончил факультет литературы Института
красной профессуры. С 1934 - 39 работал в журнале "Литературная
учеба".Подлинным началом своей поэтической деятельности А.А.Сурков
считал 1930 год, когда вышел первый сборник стихов "Запев"Наибольшие
удачи этого и последующих сборников - "Стихи" и "На подступах к
популярность приобрели его песни "Бьется в тихой печурке огонь...", Песня
смелых"(1941) и ряд стихотворений, отмеченных в 1946 году Государственной премией
СССР. В 1969 году удостоен звания Героя Социалистического Труда (1969).
Сурков Алексей
Александрович
(1899 - 1983)
Алексей Сурков «Землянка»
Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.
А.Сурков
ВЕЛИКИЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ НАШЕЙ СТРАНЫ ОСТАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО В БЛАГОДАРНОЙ ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ ИЛИ НА СТРАНИЦАХ УЧЕБНИКОВ, НО И В ПОЭТИЧЕСКИХ СТРОЧКАХ, ЗВУКАХ МУЗЫКИ, В МРАМОРЕ И КРАСКАХ…
Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт.