Презентация к уроку литературы А.П. Чехов "В мастерской художника слова"
Презентация к уроку литературы А.П. Чехов "В мастерской художника слова"
С 2004 года работала в МОУ «Центр образования», в 2010г. проведена реорганизация МОУ СОШ №2 путем присоединения «ЦО», поэтому с марта 2010 года работаю учителем русского языка и литературы в данной школе. Мой педагогический стаж составляет 30 лет. По итогам аттестации 2005 года присвоена высшая квалификационная категория.
В течение 3 лет (2004-2006гг.) работала с детьми с проблемами в поведении и развитии по региональному проекту «Реструктуризация вечерних (сменных) школ в Центры образования». Основной контингент моих учеников – подростки с асоциальным поведением, в том числе условно осужденные или вернувшиеся из мест лишения свободы, а также те, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Чтобы обеспечить включенность каждого ученика в учебный процесс, апробировала КСО (4-тактный урок, не классно-урочную систему обучения). Это помогло добиться 100% успеваемости. В 2006-2007 году выпустила два девятых класса, в которых обучались подростки группы «риска». За 3 года мне удалось добиться стабильных результатов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы А.П. Чехов "В мастерской художника слова"»
«В мастерской художника слова. «Маленькие рассказы»А. П. Чехова
Урок литературы в 6 классе
Произведения А. П. Чехова
А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.
«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».
Дети Чеховы
Иван Чехов
Александр Чехов
Мария Чехова
Москва
Мелихово
«Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».
Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...
Секрет №1
Описывать действия, а не состояние героев
«Толстый и Тонкий»
Кто первый бросается к другу?
Как Тонкий называет Толстого?
Каково состояние обоих?
Что вспоминает тонкий?
С каким чувством задаёт вопрос толстый?
Что мы узнаём о материальном положении тонкого?
С каким чувством это говорит тонкий?
А как обстоят дела у толстого?
Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?
Какой приём использует Чехов?
Секрет №2
Метафора, доведённая до гротеска
«Толстый и Тонкий»
Что такое гротеск?
Найдите гротеск в этой сиене.
Как заговорил тонкий?
Найдите слова, которые выражают его подобострастность
Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?
Чехов избегает описанийПочему?
Секрет №3
Отсутствие описаний
Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят?
Почему стало противно и кому?
Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого?
Подберите синонимы к этому слову.
Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе?
Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа?
Почему «все трое приятно ошеломлены»?
Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?
Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого?
О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил?
Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал?
Вот что он писал Суворину в известном письме:
«Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий,
гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении
чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, ... напишите, как этот молодой
человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро,
чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
«Смерть чиновника»
Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?
Это рассказ юмористический или сатирический?
Что он высмеивает?
Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде?
Секрет №4
Говорящие фамилии
В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:
«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...»
Как вы думаете, почему Чехов так считал?
Секрет №5
Мало действующих лиц
Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство?
Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится?
От чего умирает чиновник?
В чём же курьёзность ситуации?
Секрет №6
Несоответствие причины и следствия
В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты, каламбуры».
«Лошадиная фамилия»
Что такое анекдот?
Что такое «курьёзное»?
Секрет №7
Курьёзные подробности и действия
Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор?
Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора?
Какие черты характера Булдеева проявляются в речи?
Найдите слова, которые это доказывают
Найдите бранные, резкие выражения в его речи
Секрет №8
Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера.
Сочувствуем ли мы Булдееву?
Почему
Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов?
Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.
Секрет №9
Речевые ошибки персонажей
Секрет №10
Простота композиции
Секрет №11
Диалог занимает главное место.
Почему именно диалог?
Что является завязкой действия?
Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче?
Секрет №12
Анекдотичное слово
Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете.
Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия».