kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы А.П. Чехов "В мастерской художника слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2004 года работала в МОУ «Центр образования», в 2010г. проведена реорганизация МОУ СОШ №2 путем присоединения «ЦО», поэтому с марта 2010 года работаю учителем русского языка и литературы в данной школе. Мой педагогический стаж составляет 30 лет. По итогам аттестации 2005 года присвоена высшая квалификационная категория. В течение 3 лет (2004-2006гг.) работала с детьми с проблемами в поведении и развитии по региональному проекту «Реструктуризация вечерних (сменных) школ в Центры образования». Основной контингент моих учеников – подростки с асоциальным поведением, в том числе условно осужденные или вернувшиеся из мест лишения свободы, а также те, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Чтобы обеспечить включенность каждого ученика в учебный процесс, апробировала КСО (4-тактный урок, не классно-урочную систему обучения). Это помогло добиться 100% успеваемости. В 2006-2007 году выпустила два девятых класса, в которых обучались подростки группы «риска». За 3 года мне удалось добиться стабильных результатов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы А.П. Чехов "В мастерской художника слова"»

«В мастерской художника слова. «Маленькие рассказы»  А. П. Чехова Урок литературы в 6 классе

«В мастерской художника слова. «Маленькие рассказы» А. П. Чехова

Урок литературы в 6 классе

Произведения А. П. Чехова

Произведения А. П. Чехова

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.   «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».

Дети Чеховы Иван Чехов Александр Чехов Мария Чехова

Дети Чеховы

Иван Чехов

Александр Чехов

Мария Чехова

Москва

Москва

Мелихово «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».

Мелихово

«Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».

Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует:

Из письма брату Александру Павловичу Чехову. 10 мая 1886 год. А. П. Чехов советует: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...

Секрет №1 Описывать действия, а не состояние героев

Секрет №1

Описывать действия, а не состояние героев

«Толстый и Тонкий»

«Толстый и Тонкий»

  • Кто первый бросается к другу?
  • Как Тонкий называет Толстого?
  • Каково состояние обоих?
  •   Что вспоминает тонкий?
  •   С каким чувством задаёт вопрос толстый?
  • Что мы узнаём о материальном положении тонкого?
  •   С каким чувством это говорит тонкий?
  • А как обстоят дела у толстого?
  • Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит?
  • Какой приём использует Чехов?
Секрет №2 Метафора, доведённая до гротеска

Секрет №2

Метафора, доведённая до гротеска

«Толстый и Тонкий»

«Толстый и Тонкий»

  • Что такое гротеск?
  • Найдите гротеск в этой сиене.
  • Как заговорил тонкий?
  •   Найдите слова, которые выражают его подобострастность
  •   Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?
  • Чехов избегает описаний Почему?
Секрет №3 Отсутствие описаний

Секрет №3

Отсутствие описаний

Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят?   Почему стало противно и кому?   Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого?   Подберите синонимы к этому слову.   Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе?   Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? Почему «все трое приятно ошеломлены»?   Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?
  • Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят?
  •   Почему стало противно и кому?
  •   Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого?
  •   Подберите синонимы к этому слову.
  •   Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе?
  •   Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа?
  • Почему «все трое приятно ошеломлены»?
  •   Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?
Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого?   О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил?   Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал?
  • Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого?
  •   О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил?
  •   Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал?
Вот что он писал Суворину в известном письме: «Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, ... напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Вот что он писал Суворину в известном письме:

«Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий,

гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении

чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, ... напишите, как этот молодой

человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро,

чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

«Смерть чиновника»

«Смерть чиновника»

  • Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?
  •   Это рассказ юмористический или сатирический?
  •   Что он высмеивает?
  •   Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде?
Секрет №4 Говорящие фамилии

Секрет №4

Говорящие фамилии

В письме брату Александру Павловичу Чехов писал: «Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...» Как вы думаете, почему Чехов так считал?

В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:

«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...»

Как вы думаете, почему Чехов так считал?

Секрет №5 Мало действующих лиц

Секрет №5

Мало действующих лиц

Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство?   Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится?   От чего умирает чиновник?   В чём же курьёзность ситуации?
  • Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство?
  •   Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится?
  •   От чего умирает чиновник?
  •   В чём же курьёзность ситуации?
Секрет №6 Несоответствие причины и следствия

Секрет №6

Несоответствие причины и следствия

В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты, каламбуры».

В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты, каламбуры».

«Лошадиная фамилия»

«Лошадиная фамилия»

  • Что такое анекдот?
  • Что такое «курьёзное»?
Секрет №7 Курьёзные подробности и действия

Секрет №7

Курьёзные подробности и действия

Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор?   Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора?   Какие черты характера Булдеева проявляются в речи?   Найдите слова, которые это доказывают   Найдите бранные, резкие выражения в его речи
  • Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор?
  •   Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора?
  •   Какие черты характера Булдеева проявляются в речи?
  •   Найдите слова, которые это доказывают
  •   Найдите бранные, резкие выражения в его речи
Секрет №8 Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера.

Секрет №8

Индивидуализация речи персонажей. Речь - выражение характера.

Сочувствуем ли мы Булдееву?   Почему   Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов?   Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.
  • Сочувствуем ли мы Булдееву?
  •   Почему
  •   Над каким недостатком Булдеева смеётся Чехов?
  •   Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.
Секрет №9 Речевые ошибки персонажей

Секрет №9

Речевые ошибки персонажей

Секрет №10 Простота композиции

Секрет №10

Простота композиции

Секрет №11 Диалог занимает главное место.

Секрет №11

Диалог занимает главное место.

Почему именно диалог? Что является завязкой действия?   Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче?
  • Почему именно диалог?
  • Что является завязкой действия?
  •   Что мы узнаём из рассказа о Якове Васильевиче?
Секрет №12 Анекдотичное слово

Секрет №12

Анекдотичное слово

Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете.   Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия».   Какие несоответствия делают эту сцену комичной? Найдите развязку в сюжете рассказа. Что в рассказе высмеивает автор? Это юмористический или сатирический рассказ? Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный?   Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный?
  • Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете.
  •   Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия».
  •   Какие несоответствия делают эту сцену комичной?
  • Найдите развязку в сюжете рассказа.
  • Что в рассказе высмеивает автор?
  • Это юмористический или сатирический рассказ?
  • Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный?
  •   Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный?
Домашнее задание Написать юмористический рассказ, используя «секреты» мастерства А. П. Чехова

Домашнее задание

Написать юмористический рассказ, используя «секреты» мастерства А. П. Чехова

Источники:

Источники:

  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/610/36610648_KashtankaVeslka1.jpg - Каштанка
  • http://www.sertification.ru/news/chehov/images/2490.JPG - Хирургия
  • http://www.chitalnya.ru/upload/750/9970237268134.jpg - Налим
  • http://darudar.org/var/files/img/09/52/09521e0afa20f6ef73d2bb461fffc610_600.jpg - Толстый и Тонкий
  • http://az.lib.ru/img/c/chehow_m_p/text_0050/chekhov11.jpg - Александр Чехов
  • http://www.antonchekhov.ru/upload/iblock/bdc/file50.jpg - Иван Чехов
  • http://pics.photographer.ru/pictures/9935.jpg - Мария Павловна Чехова
  • http://nslib.narod.ru/images/chehov/chehov_clip_image004_0004.jpg - Толстый и Тонкий 2
  • http://mstm.ru/upload/big/karg1.jpg - Картинка 1
  • http://www.char.ru/books/p759255.jpg - Лошадиная фамилия
  • http://illustrators.ru/projects/31418_original.jpg?1264078673 – Лошадиная фамилия 2
  • http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/000003.jpg - Лошадиная фамилия 3
  • http://sakhartmuseum.ru/files/collections/fotoreports/1/insite/33.jpg - смерть чиновника 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку литературы А.П. Чехов "В мастерской художника слова"

Автор: Онипко Марина Борисовна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разнообразие методов и форм изучения нового материала "
    ["seo_title"] => string(60) "raznoobraziie-mietodov-i-form-izuchieniia-novogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "137369"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417343773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства