Презентация к уроку "Литература XVIII века. Обзор."
Презентация к уроку "Литература XVIII века. Обзор."
Презентация на тему"Литература XVIII века. Обзор." Данная презентация разработана к уроку литературы в 9 классе, отображает все периоды становления русской литературы XVIII века, коментирует появление нового направления в литературе XVIII века - классицизм, его особенности. С помощью этойпрезениации раскрывается ? социально – политическая обстановка, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; ? понятие классицизма; гражданский пафос русского классицизма
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Литература XVIII века. Обзор." »
«Литература XVIII века (общий обзор). Гражданский пафос русского классицизма»
Урок литературы в 9 классе
Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 7»
Г. Троицка Челябинской области
Гузеева Н.П.
Цели урока:
Вспомнить из курса истории социально – политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях;
дать понятие классицизма;
отметить гражданский пафос русского классицизма.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин
Вопросы для беседы:
Как происходило становление русской государственности в XVIII веке?
Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?
Эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия.
1721 г. - учреждение Петербургской Академии наук;
1755 г. – открытие Московского университета с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);
1757 г. – основана Академия художеств и открыт русский публичный театр в Петербурге;
1758 г. - открыт русский публичный театр в Москве;
При Екатерине II полностью завершено закрепощение крестьян;
подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга;
Неоднократные волнения и мятежи (восстание под предводительством Емельяна Пугачева;
Из Франции потянулись искатели лёгкого заработка, необразованные учителя для детей дворян
Молодёжь, думавшая о судьбе России
М.В. Ломоносов- крупнейший ученый и поэт
Ф. Шубин - скульптор
«Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые его лучи, перешёл из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти; Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность».
А.С. Пушкин «Заметки по русской истории XVIII века»
Основные этапы становления Русской литературы XVIII века
Литература времени Петра I
переходный характер, интенсивный процес «обмиршения», формирование светской литературы.
Новые имена в литературе: Феофан Прокопович
Становление новой литературы 1730-1750 годы
Формирование классицизма. Рассвет жанра оды.
А.Д. Кантемир
В.К. Тредиаковский
М.В. Ломоносов
А.П. Сумароков
1760–е – первая половина 1770-х г.
Дальнейшая эволюция классицизма;
Расцвет жанров сатиры;
Появление предпосылок к зарождению сентиментализма
Я.Б. Княжнин
Н.И. Новиков
М.М. Херасков
Последняя четверть XVIII века
Начало кризиса классицизма;
Оформление сентиментализма;
Усиление реалистических тенденций
Д.И. Фонвизин
Г.Р. Державин
А.Н. Радищев
И.А. Крылов
Н.М. Карамзин
И.И. Дмитриев
Вывод:
Русская литература XVIII века восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Классицизм
(лат. classicus — образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики.
Истоки – Франция XVII век.
Для классицистических пьес характерна система амплуа
Амплуа – стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу.
Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой – любовник, второй любовник (неудачник),резонёр (почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка – веселая горничная, которая активно участвует в интриге.
Правило трех единств
единство времени ( одни сутки);
единство места ( действие в одном месте);
единство действия (одна сюжетная линия, все действующие лица связаны сюжетом).
Композиция
4 акта;
В третьем наступает кульминация;
В четвертом – развязка.
Пьесу открывают второстепенные герой
Жанры классицизма
Высокие
Низкие
Трагедия
Эпопея
ода
Комедия
Сатира
басня
Домашнее задание:
ответы на вопросы на стр. 35-36;
Прочитать комедию Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»