kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Великий мастер слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация о великом мастере русского слова И.С.Тургеневе и его "Стихотворениях в прозе".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Великий мастер слова"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

"Час речевого этикета"

Вступительное слово (учитель): (На доске высвечивается тема диспута). Добрый день! Сегодня мы с вами проведем диспут, который назовем “Час речевого этикета”. Константин Паустовский говорил: “По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности”. Родной язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это еще и музыка, источник эстетического наслаждения… золотой ключик к познанию истории, народной мудрости…” Недаром 2007 год был объявлен президентом Российской Федерации годом русского языка.

Ученик 1: Дар слова возвышает человека над миром всего живого. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – средство общения между людьми, способ обмена информацией. И мастерское владение словом ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, дурно говорить “должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать

Ученик 2: В повседневной жизни мы часто обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, разговариваем по телефону, общаемся в транспорте, магазине, на улице. Такое общение называется бытовым. Состояние современной языковой культуры бытового общения вызывает большую тревогу. Рушатся языковые нормы, все чаще мы слышим неправильную речь, жаргонные словечки.

Ученый-языковед 1: Жаргон – в переводе с французского означает испорченный язык. На жаргоне говорят люди, связанные одной профессией, социальным слоем. Это слова – пароли, чтобы отличить “своего” или кратко передать мысль.

Ученый – языковед 2: Когда-то существовал светский жаргон. В Версале говорили не “нос”, а “врата мозга”. Вместо “Я высморкался” нужно было произнести “Я облегчил ворота мозга посредством носового платка”.

Ученый – языковед 3: Очень часто употребляются в речи профессиональный жаргон. Пациенты больниц, не зная медицинской терминологии, сами придумывают названия процедурам, инструментам. Гибкий зонд, вводимый в желудок, называют “кишкой”, рентгеноскопию – “просвечиванием”. Подобные слова попадают в язык медиков и становятся их профессиональным жаргоном.

Ученый – языковед 4: Есть ученический жаргон: училка, дерек; уличный жаргон – голова – бубен, лицо – мина, руки – грабли, родители – предки, родители дома – шнурки в стакане.

Ученик 1: Каждодневное общение с людьми начинается с приветствия. Встречаясь, знакомые люди обязательно приветствуют друг друга, здороваются. Какие у нас есть выражения для выражения приветствия? (обучающиеся отвечают)

Приветствия “Здорово!”, “Приветик!” часто встречаются в речи молодежи и выражают отношения полной непринужденности, равенства, фамильярности. Будем помнить, что эти приветствия нелитературные и подходят отнюдь не в каждой ситуации. Выбор формы приветствия зависит от многих причин (возраста, социального положения), но любая форма должна содержать выражение радости по поводу встречи, если не в словах, то в интонации.

Учитель: Как вы считаете, было ли среди этих обращений наиболее подходящее к случаю? Какое? Как бы вы обратились к продавцу? (отвечают)

Ученик 1: Как обратиться к незнакомому человеку? Часто приходится слышать мнение, что по-русски это невозможно, что нет у нас сегодня подходящего слова. В самом деле, обращение вроде “парень”, “девушка” хороши далеко не всегда, молодым человеком тоже не всякого назовешь, а обращения “мужчина” и “женщина” просто чудовищны. Широко распространившееся “дама” не на много лучше. “Гражданин” и “гражданка” сейчас звучат по-милицейски.

Ученик 2: Писатель Владимир Солоухин предлагал внедрить в современную русскую речь слова “сударь” и “сударыня”. Если вы попробуете с кем-нибудь так заговорить на улице, почти наверняка на вас посмотрят с удивлением. Что же делать?

Учитель:Имеет смысл вспомнить, зачем вообще нужны обращения. В большинстве случаев – чтобы привлечь внимание потенциального собеседника, установить контакт с ним. Если это действительно так и если мы к тому же обращаемся к незнакомому человеку, то практически во всех случаях стоит извиниться. У нашего незнакомца, безусловно, есть какие-то свои дела, свои заботы, свои мысли, а мы к нему обращаемся, значит, так или иначе беспокоим. Наше “простите”, “будьте любезны”, “извините пожалуйста” окажутся не только формулой извинения, но и способом привлечь внимание, то есть заменяют собой обращения.

Ведущий №1: Как же обратиться к аудитории? Характер обращения зависит от состава аудитории. Если она состоит из коллег, то можно обратиться “Коллеги”. Если вы считаете присутствующих своими товарищами, то почему бы не сказать “товарищи”. Часто можно услышать обращение “Дамы и господа”. Как вы думаете, насколько это обращение подходит нам (отвечают).

Ученик 2: На самом деле так лучше не говорить, это неудачный перевод с английского. Английское “леди” и французское “мадам” при обращении к разнополой аудитории неизбежны, потому что “леди” не входят в состав “джентльменов”, а “мадам” ни в коем случае нельзя назвать “мсье”. По-русски же слово “господа” в равной степени может относиться к мужчинам и женщинам.

Ученик 1: Обычно к речи предъявляются следующие требования: точность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Ученик 2: Следующее требование к речи – логичность. Логичность – это последовательность мыслей. Послушайте фрагмент монолога о Феде-пропагандисте, речь которого лишена элементарной логики. Попробуйте понять, о чем же он говорил (видео №2).

– Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения. В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахини и ходит в таком виде на работу… Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались.

– Так о чем же говорил наш герой?

Ученик 1: Что же означает чистота речи? Это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, слов – паразитов. Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь такие слова, как “так сказать”, “значит”, “вот”, “понятно”, “собственно говоря”, “понимаете”. Как вы думаете, почему слова-паразиты появляются в нашей речи? (отвечают)

Учитель: Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, бедности индивидуального словаря говорящего. Исследователи считают, что активный запас современного человека обычно не превышает 7 – 12 тыс. слов (а у Пушкина было 24 тыс. слов).

 Ученик 2: Немаловажное значение имеет уместность речи. Уместная речь соответствует теме разговора, ее логическому содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

Ученик 1: Богатство речи – одно из главных коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. А сколько в русском языке образной фразеологии, пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений. С их помощью мы значительно можем украсить свою речь. Давайте вспомним, какие фразеологизмы, пословицы и поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава. Бить баклуши. Положить в долгий ящик. Попасть пальцем в небо. Переливать из пустого в порожнее. От горшка два вершка и т.д.)

Ученик 2: Кто последний? Выражение относится к числу наиболее спорных, и многих оно обижает. Отсюда и стремление заменить его на “Кто крайний?” В ответ сердито поправляют: не крайний – последний. Многие полагают, что слово “последний” имеет значение “плохой”, лучше сказать “крайний”. Однако, выражение “Кто последний?” сохраняет исконное значение слова – тот, кто идет по следу. Задавая этот вопрос, человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. Спрашивая, “Кто крайний?” вы отстраняете его от очереди, уверяете, что он на краю и вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, ошибается. Подумайте, какими словами можно заменить выражение “кто последний”? (отвечают “За кем я буду?”)

Учитель : Таким образом, чтобы в нашей речи не возникало подобных ситуаций, каждому из нас необходимо внимательно следить за собственными словами, учиться правильно говорить. Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать все, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания. Изучать речь можно по лучшим ее образцам – художественным произведениям мировой классики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Великий мастер слова"

Автор: Евсеева Любовь Павловна

Дата: 01.06.2021

Номер свидетельства: 582239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация по литературе "А.П.Чехов - человек прерасной души.""
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-po-litieraturie-a-p-chiekhov-chieloviek-prierasnoi-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "181199"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425310502"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тофаларские народные сказки. Презентация. "
    ["seo_title"] => string(45) "tofalarskiie-narodnyie-skazki-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "128244"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415460299"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-priekta-s-russkim-iazykom-mozhno-tvorit-chudiesa"
    ["file_id"] => string(6) "221369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435231223"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «АРТУР КОНАН ДОЙЛЬ – МАСТЕР ДЕТЕКТИВА»"
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoiemieropriiatiiepotiemiearturkonandoilmastierdietiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "273182"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452168277"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к занятиям внеурочной деятельности "Рисуем портрет вместе с учителем""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_zaniatiiam_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_risuiem_portriet_vmies"
    ["file_id"] => string(6) "407866"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491739213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства