kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Серебряный век русской поэзии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована при изучении творчества поэтов серебряного века на уроках литературы как в 9, так и в11 классах.Пособие поможет познакомиться с литературными направлениями века и авторами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Серебряный век русской поэзии"»

«И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…»

«И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…»

Какие ассоциации вызывает у вас сочетание этих слов «серебряный век»? Составьте словесный ряд. (Серебряный век – блеск, яркость, металл, утонченность, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, свечение, сияние, дымка, туман, тайна, волшебство, шепот, голоса, глаза…)

Какие ассоциации вызывает у вас сочетание этих слов «серебряный век»? Составьте словесный ряд.

(Серебряный век – блеск, яркость, металл, утонченность, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, свечение, сияние, дымка, туман, тайна, волшебство, шепот, голоса, глаза…)

«Союз русских художников

«Союз русских художников"

Первая мировая война…

«Бубновый валет»

Русская вокальная школа

Великие композиторы

«Мир искусства» – объединение художников

Русско-японская война

Революции…

Конец XIX - начало ХХ века - особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России, период нарастания социального кризиса, ощущения "чрезвычайности". В это время происходит крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития, распространяются идеи марксизма.

В это время происходит расцвет философии, науки, искусства.

В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

Р.Р. Фальк

«Весна в Крыму»

А.В. Лентулов

«Новый Иерусалим»

В.Васнецов

А. Н. Бенуа

С. П. Дягилев

Н. К. Рерих

М. Врубель

«Демон сидящий»

А. Скрябин

Ф. Шаляпин

С. Рахманинов

Н. Римский-Корсаков

М. Врубель

В.Серов

Итак, вы увидели, что это было время очень противоречивое: с одной стороны войны и революции, с другой – расцвет науки, философии, живописи, музыки, литературы… Писатели и художники называли свой век страшным, темным…

Итак, вы увидели, что это было время очень противоречивое: с одной стороны войны и революции, с другой – расцвет науки, философии, живописи, музыки, литературы…

Писатели и художники называли свой век страшным, темным…

Почему же век - «Серебряный»? Существуют разные мнения относительно происхождения термина. Предполагалось, что так называл эпоху известный философ Н. Бердяев .

Почему же век - «Серебряный»?

Существуют разные мнения относительно происхождения термина.

Предполагалось, что так называл эпоху известный философ Н. Бердяев .

Термин также вполне мог быть усвоен русской культурой благодаря «Поэме без героя» Анны Ахматовой , где встречается это выражение:  И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…

Термин также вполне мог быть усвоен русской культурой благодаря «Поэме без героя» Анны Ахматовой , где встречается это выражение:

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…

В действительности термин предложил Николай Оцуп. В 1961 г. в Париже вышел посмертный сборник Николая Оцупа

В действительности термин предложил Николай Оцуп. В 1961 г. в Париже вышел посмертный сборник Николая Оцупа "Современники". Одна из его статей, "Серебряный век русской поэзии", открывалась словами: "Пишущий эти строки предложил это название для характеристики модернистической русской литературы".

Никола́й Авде́евич Оцу́п (23 октября 1894, Царское Село – 28 декабря 1958, Париж) — русский поэт и переводчик, известен также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.

Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления,

Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей".

Понятие «Серебряный век» связано, прежде всего, с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. «новейший», «современный») - художественное направление в литературе XX века, целью которого было преображение мира средствами искусства.

Понятие «Серебряный век» связано, прежде всего, с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. «новейший», «современный») - художественное направление в литературе XX века, целью которого было преображение мира средствами искусства.

Литературные течения Серебряного века Течение Годы  Символизм Представители  Акмеизм Принципы Футуризм

Литературные течения Серебряного века

Течение

Годы

Символизм

Представители

Акмеизм

Принципы

Футуризм

(1890-1910) «Младосимволисты» «Старшие символисты» А. Блок К. Бальмонт З. Гиппиус Д.С. Мережковский В. Брюсов А. Белый В. Иванов

(1890-1910)

«Младосимволисты»

«Старшие символисты»

А. Блок

К. Бальмонт

З. Гиппиус

Д.С. Мережковский

В. Брюсов

А. Белый

В. Иванов

Основные принципы - Создание нового искусства с помощью образов-символов -Поэт – это пробог, он прозревает истинную суть мира -Стремление к гармонии, Вечной Красоте, Любви -Открытие в художественном творчестве тайн мира, обогащение русской поэтической культуры во имя их разгадки. -Внутренний мир личности— показатель общего трагического состояния мира

Основные принципы

- Создание нового искусства с помощью образов-символов

-Поэт – это пробог, он прозревает истинную суть мира

-Стремление к гармонии, Вечной Красоте, Любви

-Открытие в художественном творчестве тайн мира, обогащение русской поэтической культуры во имя их разгадки.

-Внутренний мир личности— показатель общего трагического состояния мира

Акмеизм (1910-е гг.) (От греческого akme` — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Н. Гумилев А. Ахматова О. Мандельштам

Акмеизм

(1910-е гг.)

(От греческого akme` — высшая степень чего-либо, цветущая сила).

Н. Гумилев

А. Ахматова

О. Мандельштам

Основные принципы Журналы — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности   — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности   — предметность и четкость образов, отточенность деталей — стремление придать слову определенное, точное значение

Основные принципы

Журналы

освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности

отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности

предметность и четкость образов, отточенность деталей

стремление придать слову определенное, точное значение

Футуризм (1910-е гг.) В. Маяковский А. Крученых В. Хлебников Д. Бурлюк

Футуризм

(1910-е гг.)

В. Маяковский

А. Крученых

В. Хлебников

Д. Бурлюк

Основные принципы — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы   — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее   — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат -Пафос эпатажа «Гилея»- объединение футуристов Д. Бурлюк «Приход весны и лета

Основные принципы

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы

отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее

бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат

-Пафос эпатажа

«Гилея»- объединение футуристов

Д. Бурлюк

«Приход весны и лета

Задание: Перед вами три стихотворения авторов, которые принадлежали к различным течениям. Прочтите и попытайтесь определить, к какому течению принадлежит каждое из стихотворений.  (Стихотворения также будут даны на листах формата А4 каждому)

Задание:

Перед вами три стихотворения авторов, которые принадлежали к различным течениям. Прочтите и попытайтесь определить, к какому течению принадлежит каждое из стихотворений.

(Стихотворения также будут даны на листах формата А4 каждому)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.  Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.  Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.   И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав … Ты плачешь? Послушай … далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав

Ты плачешь? Послушай далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают - и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожмет, засосет.

"Кого? Для чего? - камыши говорят,-

Зачем огоньки между нами горят?"

Но месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

Итак…  Первое стихотворение – «Жираф» - принадлежит перу Николая Гумилева. Второе – «Камыши» - творение Константина Бальмонта Третье – стихотворение Владимира Маяковского «Нате!» По каким признакам вы определили, к каким течениям принадлежат эти стихотворения?

Итак…

Первое стихотворение – «Жираф» - принадлежит перу Николая Гумилева.

Второе – «Камыши» - творение Константина Бальмонта

Третье – стихотворение Владимира Маяковского «Нате!»

По каким признакам вы определили, к каким течениям принадлежат эти стихотворения?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Серебряный век русской поэзии"

Автор: Мельчакова Елена Евгеньевна

Дата: 12.03.2019

Номер свидетельства: 502716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Художественные открытия серебряного  века русской поэзии»"
    ["seo_title"] => string(61) "khudozhiestviennyieotkrytiiasieriebrianoghoviekarusskoipoezii"
    ["file_id"] => string(6) "266602"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450193222"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка литературного вечера " Поэты Серебряного века""
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotkalitieraturnoghoviechierapoetysieriebrianoghovieka"
    ["file_id"] => string(6) "274325"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452359709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Мультимедийное пособие по  литературе для 11 класса. "Поэзия серебряного века" "
    ["seo_title"] => string(86) "mul-timiediinoie-posobiie-po-litieraturie-dlia-11-klassa-poeziia-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "180263"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425144978"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация к уроку  литературы  в 11 классе  "Новокрестьянская поэзия. Николай Клюев""
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-11-klassie-novokriest-ianskaia-poeziia-nikolai-kliuiev"
    ["file_id"] => string(6) "251002"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447168458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства