kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация Преданья старины глубокой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована  на уроках литературы при изучении творчества В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Преданья старины глубокой.»

Со времен старинных, давних…(славянские праздники в произведениях русских классиков).

Со времен старинных, давних…(славянские праздники в произведениях русских классиков).

… Клянусь честью, что ни за что на свете  я не хотел бы переменить Отечество  или иметь другую историю, кроме  истории наших предков.  А. С. Пушкин.      “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”.  В.Г. Белинский

Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А. С. Пушкин. “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”. В.Г. Белинский

Цель: Задачи:  Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные праздники.  Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», л.н. Толстого «Война и мир», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.  Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.

Цель:

Задачи:

Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные праздники.

Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», л.н. Толстого «Война и мир», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.

Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.

Народные праздники Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.

Народные праздники

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.

Праздники  Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.  С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным нищим. Рождественские святки.  Крещение.  Широкая масленица.  Вербное воскресенье .  Пасха.  Семик честной.  Троица.  Иван Купала.

Праздники

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик. С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным нищим.

Рождественские святки. Крещение. Широкая масленица. Вербное воскресенье . Пасха. Семик честной. Троица. Иван Купала.

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 7 января (по новому стилю) и оканчивавшегося обычно 19 января.

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 7 января (по новому стилю) и оканчивавшегося обычно 19 января.

Время святочных гаданий широко представлено в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого

Время святочных гаданий широко представлено в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого

Действие многих произведений русской литературы совершается на С вятки. Это неслучайно: с одной стороны, С вятки — время всяческих чудес, необыкновенных происшествий, время преображения мира, смещения привычных ценностей. Таково время С вяток в «Ночи перед Рождеством» Н.В.Гоголя, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в «Онегине» А.С. Пушкина, в «Светлане» В.А. Жуковского.

Действие многих произведений русской литературы совершается на С вятки. Это неслучайно: с одной стороны, С вятки — время всяческих чудес, необыкновенных происшествий, время преображения мира, смещения привычных ценностей. Таково время С вяток в «Ночи перед Рождеством» Н.В.Гоголя, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в «Онегине» А.С. Пушкина, в «Светлане» В.А. Жуковского.

Ряженые - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу.  Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.

Ряженые - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу.

Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.

К началу 19 века символика забылась , а переодевания остались и превратились в веселый маскарад, как в доме Ростовых накануне 1812 года в романе Л.Н. Толстого « Война и мир»

К началу 19 века символика забылась , а переодевания остались и превратились в веселый маскарад, как в доме Ростовых накануне 1812 года в романе Л.Н. Толстого « Война и мир»

Во втором томе «Войны и мира» есть несколько эпизодов, события которых разворачиваются в имении Ростовых на святки. В один из вечеров появляются ряженые   Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры...  Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.

Во втором томе «Войны и мира» есть несколько эпизодов, события которых разворачиваются в имении Ростовых на святки. В один из вечеров появляются ряженые

Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры...

Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.

Святочное веселье представлено в повести «Ночь перед Рождеством» с большим знанием дела — известно, что Гоголь внимательно изучал фольклор, народные обычаи, пытаясь постичь через них дух своего народа. Ему с блеском удалось передать саму атмосферу праздника святок, атмосферу игры и разнообразных превращений.

Святочное веселье представлено в повести «Ночь перед Рождеством» с большим знанием дела — известно, что Гоголь внимательно изучал фольклор, народные обычаи, пытаясь постичь через них дух своего народа. Ему с блеском удалось передать саму атмосферу праздника святок, атмосферу игры и разнообразных превращений.

« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:   Щедрик, ведрик!   Дайте вареник,   Грудочку кашки,   Кiльце ковбаски!   Хохот награждал затейника...»(«Ночь перед Рождеством.»

« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:   Щедрик, ведрик!   Дайте вареник,   Грудочку кашки,   Кiльце ковбаски!   Хохот награждал затейника...»(«Ночь перед Рождеством.»

«Евгений Онегин»(отрывки)   Народнопоэтические мотивы в своих произведениях широко использу ет и А.С. Пушкин. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных.

«Евгений Онегин»(отрывки)

 

Народнопоэтические мотивы в своих произведениях широко использу ет и А.С. Пушкин. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных.

Татьяна Ларина , «русская душою», верила и снам , и карточным гаданьям , и гаданьям святочным.  Морозна ночь, все небо ясно;  Светил небесных дивный хор  Течет так тихо, так согласно...  Татьяна на широкой двор  В открытом платьице выходит,  На месяц зеркало наводит;  Но в темном зеркале одна  Дрожит печальная луна...   (А.С. Пушкин)

Татьяна Ларина , «русская душою», верила и снам , и карточным гаданьям , и гаданьям святочным.

Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна...

(А.С. Пушкин)

Чу... снег хрустит... прохожий; дева  К нему на цыпочках летит  И голосок ее звучит  Нежней свирельного напева:  Как ваше имя? Смотрит он  И отвечает: Агафон.   (А.С. Пушкин)

Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.

(А.С. Пушкин)

Святки Во время С вяток молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.

Святки

Во время С вяток молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.

Один из способов гадания и, наверное, самый распространенный в старину описал Жуковский. Молодые незамужние девушки выходили за ограды своих домов и кидали обувь со своей левой ноги прямо перед собой. Суть гадания заключалась в следующем: красны девицы глядели, в какую именно сторону указывает носок их обуви. Ведь именно с той сторонки и следовало ожидать появления жениха.

Один из способов гадания и, наверное, самый распространенный в старину описал Жуковский. Молодые незамужние девушки выходили за ограды своих домов и кидали обувь со своей левой ноги прямо перед собой. Суть гадания заключалась в следующем: красны девицы глядели, в какую именно сторону указывает носок их обуви. Ведь именно с той сторонки и следовало ожидать появления жениха.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили;  В чашу с чистою водой  Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.      В. А. Жуковский  « Светлана »

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

В. А. Жуковский

« Светлана »

В.А.Жуковский «Светлана» Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:  Вот в светлице стол накрыт  Белой пеленою,  И на том столе стоит  Зеркало с свечою...  Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:  ...Робко в зеркало глядит:  За ее плечами  Кто-то, чудилось, блестит  Яркими глазами...  Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

В.А.Жуковский «Светлана»

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:

Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою...

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:

...Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами...

Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!

Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейско г о , урбанистического типа.

Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейско

г о , урбанистического типа.

Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.

Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”.  Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».

Применение презентации Наш а презентация может быть использован а на классных часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы , факультативах.

Применение презентации

Наш а презентация может быть использован а на классных часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы , факультативах.

Спасибо за внимание Делу - время , потехе - час.

Спасибо за внимание

Делу - время , потехе - час.

Выполнил: Подлеснов Александр, ученик 10 класса МОБУ « СОШ №7»  Руководитель: Лебедева Татьяна Валерьевна, учитель МОБУ « СОШ №7»
  • Выполнил: Подлеснов Александр, ученик 10 класса МОБУ « СОШ №7»
  • Руководитель: Лебедева Татьяна Валерьевна, учитель МОБУ « СОШ №7»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация Преданья старины глубокой.

Автор: Лебедева Татьяна Валерьевна

Дата: 29.01.2020

Номер свидетельства: 537788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация к уроку "И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа по очерку "Бежин луг"" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-i-s-turghieniev-mastier-portrieta-i-pieizazha-po-ochierku-biezhin-lugh"
    ["file_id"] => string(6) "105717"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402905188"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация. Своя игра по теме "Компьютерные сети" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-svoia-ighra-po-tiemie-komp-iutiernyie-sieti"
    ["file_id"] => string(6) "112370"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408550839"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Преданья старины глубокой"
    ["seo_title"] => string(25) "predania_stariny_glubokoi"
    ["file_id"] => string(6) "508317"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1556105459"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исторический жанр  изобразительного искусства.  Анализ картин И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова."
    ["seo_title"] => string(105) "istorichieskii-zhanr-izobrazitiel-nogho-iskusstva-analiz-kartin-i-ie-riepina-v-i-surikova-v-m-vasnietsova"
    ["file_id"] => string(6) "255963"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448026247"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок на тему "И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа по очерку "Бежин луг"" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-na-tiemu-i-s-turghieniev-mastier-portrieta-i-pieizazha-po-ochierku-biezhin-lugh"
    ["file_id"] => string(6) "105690"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402903624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства