Просмотр содержимого документа
«Презентация Преданья старины глубокой.»
Со времен старинных, давних…(славянские праздники в произведениях русских классиков).
… Клянусь честью, что ни за что на светея не хотел бы переменить Отечествоили иметь другую историю, кромеистории наших предков.А. С. Пушкин.“Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”.В.Г. Белинский
Цель:
Задачи:
Познакомиться с дополнительной литературой, описывающей народные праздники.
Прочитать произведения русских поэтов и писателей (Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(отрывки), Н.Островский «Снегурочка», л.н. Толстого «Война и мир», В.А.Жуковский «Светлана», А.К.Толстой «Благовест», стихи И.Бунина, С.А.Есенина.
Выявить значение народных традиций в произведениях русских писателей и поэтов.
Народные праздники
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу - время, потехе - час”, - так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.
Праздники
Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик. С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие дни гудели колокола сотен церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой раздачей милостыни многочисленным нищим.
Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 7 января (по новому стилю) и оканчивавшегося обычно 19 января.
Время святочных гаданий широко представлено в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого
Действие многих произведений русской литературы совершается наСвятки. Это неслучайно: с одной стороны,Святки — время всяческих чудес, необыкновенных происшествий, время преображения мира, смещения привычных ценностей. Таково времяСвяток в «Ночи перед Рождеством» Н.В.Гоголя, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в «Онегине» А.С. Пушкина, в «Светлане» В.А. Жуковского.
Ряженые - элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу.
Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.
К началу 19 века символика забылась , а переодевания остались и превратились в веселый маскарад, как в доме Ростовых накануне 1812 года в романе Л.Н. Толстого « Война и мир»
Во втором томе «Войны и мира» есть несколько эпизодов, события которых разворачиваются в имении Ростовых на святки. В один из вечеров появляются ряженые
Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры...
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
Святочное веселье представлено в повести «Ночь перед Рождеством» с большим знанием дела — известно, что Гоголь внимательно изучал фольклор, народные обычаи, пытаясь постичь через них дух своего народа. Ему с блеском удалось передать саму атмосферу праздника святок, атмосферу игры и разнообразных превращений.
« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло: Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Кiльце ковбаски! Хохот награждал затейника...»(«Ночь перед Рождеством.»
«Евгений Онегин»(отрывки)
Народнопоэтические мотивы в своих произведениях широко использу ет и А.С. Пушкин. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных.
Татьяна Ларина , «русская душою», верила и снам , и карточным гаданьям , и гаданьям святочным.
Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна...
(А.С. Пушкин)
Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.
(А.С. Пушкин)
Святки
Во время С вяток молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.
Один из способов гадания и, наверное, самый распространенный в старину описал Жуковский. Молодые незамужние девушки выходили за ограды своих домов и кидали обувь со своей левой ноги прямо перед собой. Суть гадания заключалась в следующем: красны девицы глядели, в какую именно сторону указывает носок их обуви. Ведь именно с той сторонки и следовало ожидать появления жениха.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
В. А. Жуковский
« Светлана »
В.А.Жуковский «Светлана»
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:
Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!
Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейско
г о , урбанистического типа.
Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости».
Применение презентации
Наш а презентация может быть использован а на классных часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы , факультативах.
Спасибо за внимание
Делу - время , потехе - час.
Выполнил: Подлеснов Александр, ученик 10 класса МОБУ « СОШ №7»
Руководитель: Лебедева Татьяна Валерьевна, учитель МОБУ « СОШ №7»