kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: М. В. Ломоносов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматриваются труды М. В. Ломоносова в области языка и литературы. Приводится план к оде "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы".

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: М. В. Ломоносов»

Презентация на тему: М. В. Ломоносов Автор: Соколова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ»

Презентация на тему: М. В. Ломоносов

Автор: Соколова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ»

Михаил Васильевич Ломоносов  (1711-1765)

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

  • Ломоносов составляет целую эпоху как в истории русской литературы и науки, так и в истории науки.
  • 1.По своим взглядам – материалист, материалистически отвечал на вопросы об отношении мышления и бытия, утверждал, что материя первична, а сознание вторично, бытие первично, а мышление вторично. В стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру» поэт выражает научные знания. Как не вертится очаг вокруг жаркого, так не вращается Солнце вокруг Земли. Эту прописную истину М. В. Ломоносов повторяет вслед за Николаем Коперником.
2.В процессе познания выделяет  две ступени

2.В процессе познания выделяет две ступени

  • чувственное познание мира абстрактное мышление –
  • способность
  • теоретизировать, раскрывать законы
  • окружающего мира
3.Ломоносов сохранял веру в бога –  деист

3.Ломоносов сохранял веру в бога – деист

  • признавал бога и утверждение, мир материален и развивается по
  • что мир создан богом своим вынужденным законам.
  • Бог однажды создал мир, но перестал вмешиваться в его существование.
М. В. Ломоносов – просвещённый абсолютист

М. В. Ломоносов – просвещённый абсолютист

  • 4.По общественно-политическим взглядам просвещённый абсолютист. Считал, что в государстве должна сохраниться монархия, но употреблять власть на развитие просвещения, культуры, экономики.
  • М. В. Ломоносов рассматривал свои статьи и поэзию как практическую программу, которая должна быть претворена в жизнь.
  • 5.Одна из самых интересных фигур в русской истории, один из крупнейших учёных XVIII века. Он упорядочил сферу употребления языка, ввёл в него новые термины, создал мозаичные картины; основал университет. А. С. Пушкин говорил о М. В. Ломоносове: «Он создал первый русский университет, он, лучше сказать, сам был нашим университетом».
В. Г. Белинский о М. В. Ломоносове

В. Г. Белинский о М. В. Ломоносове

  • В. Г. Белинский писал о М. В. Ломоносове: «Он доказал собой, что русский народ способен ко всему великому и прекрасному». Оценивая роль М. В. Ломоносова в развитии русской литературы, В. Г. Белинский указывал, что «он был её отцом и пестуном, он был её Петром Великим».
Ода «На день восшествия…»  План

Ода «На день восшествия…» План

  • I. Прославление мира, который обеспечивает процветание государства и благополучие народа (I – IV строфы).
  • 1. Мир способствует развитию хозяйства и торговли.
  • 2. Тишина помогает расцвету городов и сёл.
  • II. Наказ Елизавете Петровне.
  • 1. Хвала Петру I:
  • а) создал регулярную армию и флот;
  • б) способствовал развитию просвещения, промышленности и культуры.
  • 2. Краткое упоминание о царствовании Екатерины.
  • 3. Елизавета должна стать достойным продолжателем дел Петра I.
  • 4. Описание просторов и природных богатств страны.
  • 5. Необходимость иметь своих учёных, чтобы богатства страны служили народу и родине.
  • 6. Хвалебная песнь науке и обращение к царице.
  • III. Художественные особенности оды.
Ода «На день восшествия…»

Ода «На день восшествия…»

  • 1. Мифологизмы, славянизмы.
  • 2. Метафоры, олицетворения.
  • 3. Роль местоимений, обилие эпитетов.
  • 4.Тон речи торжественен из-за обилия риторических вопросов, восклицаний, обращений.
  • 5. Речь периодична: в строфе 10 строк – одно предложение.
  • 6. Четырёхстопный ямб, рифма.
М. В. Ломоносов – учёный

М. В. Ломоносов – учёный

  • Труды в области языка и литературы. М. В. Ломоносов провёл реформу в области литературного языка, положил начало силлабо-тоническому стихосложению. В предисловии к «Российской грамматике» он пишет о значении русского языка и его особенностях.
  • Ломоносов поставил своей задачей очистить язык. Он пошёл по пути сочетания русского языка и славянского.
  • Богатство словаря, разработанность синтаксиса славянского языка невозможно отбросить.
  • Осторожное употребление славянизмов предохранит русский язык от порчи чуждыми словами и выражениями.
Теория трёх штилей  В русском языке есть три рода речений (слов)

Теория трёх штилей В русском языке есть три рода речений (слов)

  • слова, общие для славянского такие славянские слова,
  • и русского которые хоть редки в речи, но
  • понятны грамотным
  • неупотребительные и весьма
  • обветшалые слова выключаются из речи
Теория трёх штилей  В русском языке есть три рода речений (слов)

Теория трёх штилей В русском языке есть три рода речений (слов)

  • чисто русского происхождения
3 штиля

3 штиля

  • Высокий – составляется из слов I и II категории. Это торжественный, важный стиль.
  • Им должно писать героические поэмы, оды, ораторские речи о важных материях.
  • Средний – состоит преимущественно из русских слов, то есть слов I рода, но делать это осторожно, чтобы язык не казался напыщенным. Этим стилем пишут трагедии, стихотворные дружеские послания, элегии, сатиры, а в прозе – исторические сочинения.
3 штиля

3 штиля

  • Низкий штиль состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском. Им пишутся комедии, эпиграммы, песни, в прозе – письма, описания обыкновенных дел.
  • М. В. Ломоносов, ограничив употребление славянизмов, приблизил литературный язык к разговорному, систематизировал жанры литературы в соответствии с языком. М. В. Ломоносов считал, что засилие иностранными словами русского языка ни к чему хорошему не приведёт и требовал ограничений в употреблении иностранных слов.
Реформа стихосложения

Реформа стихосложения

  • Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла в XVIII век. В 1735 году В. К. Тредиаковский опубликовал сочинение «Краткий и новый способ к сложению стихов российских». Задался целью создать стих, соответствующий строю русского языка; русский народный стих привёл Тредиаковского к мысли, что русским свойственно силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на чередование ударных и безударных слогов. М. В. Ломоносов продолжил разработку и создал размер стиха, женские и мужские рифмы.
Тематика произведений

Тематика произведений

  • 1. Прославление побед русских «На взятие Хотина» (1739).
  • 2. Описание праздников и торжественных дат.
  • 3. Произведения, посвящённые научным открытиям и на философские темы «Утреннее и вечернее размышления»; «Разговор с Анакреоном».
  • Вывод. М. В. Ломоносов упорядочил язык, закончил систему стихосложения, содействовал созданию классицизма.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация на тему: М. В. Ломоносов

Автор: Соколова Валентина Владимировна

Дата: 28.08.2020

Номер свидетельства: 556636

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока "М.В. Ломоносов - великий сын русского народа" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-m-v-lomonosov-vielikii-syn-russkogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "140451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417957095"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект открытого урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-ispol-zovaniiem-ikt-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432364898"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "открытый урок  окружающий мир по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchii-mir-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432278860"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "презентация на тему "Применение стекла" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-stiekla"
    ["file_id"] => string(6) "201646"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429097260"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства