kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рекомендуется для использования на уроках литературы в качестве демонстрационного материала для работы с учащимися общеобразовательных школ с русским языком обучения. Презентация может быть использована как на обычном уроке, так и на открытом уроке литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского".»

В. Г. Распутин «Уроки французского». Уроки мужества и доброты . Подготовила учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 48 Давлатобадского района г. Намангана О.С.Крюкова

В. Г. Распутин

«Уроки французского».

Уроки мужества и доброты .

Подготовила учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 48 Давлатобадского района г. Намангана О.С.Крюкова

Задачи урока:   1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика. 3. В процессе анализа обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.  4. Помочь ребятам обнаружить в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Задачи урока:

1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.

2. Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

3. В процессе анализа обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

4. Помочь ребятам обнаружить в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.» «Нет на земле ответственней призванья…  Учитель – человек, который способствует правильному строительству человеческой души…»  ( Из интервью В. Распутина ) .

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.»

«Нет на земле ответственней призванья… Учитель – человек, который способствует правильному строительству человеческой души…» ( Из интервью В. Распутина ) .

Притча о стакане молока

Притча о стакане молока

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. Добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой и чудодейственной силе»

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

Добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой и чудодейственной силе»

Военные годы -

Военные годы

-

  Послевоенные годы

  Послевоенные годы

Рассказ В.Г. Распутина автобиографичный. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ В.Г. Распутина автобиографичный. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Из истории создания рассказа  « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».

Из истории создания рассказа

« Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».

Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина

Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина

  • " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
  • Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
  • Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Словарная работа   Автобиография – это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.

Словарная работа

  • Автобиография – это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни
  • Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. Добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой и чудодейственной силе»

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

Добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой и чудодейственной силе»

Тест на знание текста 1. В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?  А) 1972 г Б) 1973 г В) 1974 г Г) 1975 г Правильный ответ: Б) 1973 г

Тест на знание текста

1. В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?

А) 1972 г Б) 1973 г В) 1974 г Г) 1975 г

Правильный ответ: Б) 1973 г

2. К какому литературному направлению относится рассказ «Уроки французского»?  А) Деревенская проза Б) Военная проза В) Детская проза Г) Городская проза   Правильный ответ: А) Деревенская проза

2. К какому литературному направлению относится рассказ «Уроки французского»?

А) Деревенская проза Б) Военная проза

В) Детская проза Г) Городская проза

Правильный ответ: А) Деревенская проза

3. Из какой семьи был главный герой? А) Из богатой семьи, мальчика постоянно баловали; Б) Из семьи среднего достатка; В) Из семьи среднего достатка, но мальчика держали впроголодь; Г) Из бедной семьи, они постоянно голодали.  Правильный ответ: Г) Из бедной семьи, они постоянно голодали.

3. Из какой семьи был главный герой?

А) Из богатой семьи, мальчика постоянно баловали;

Б) Из семьи среднего достатка;

В) Из семьи среднего достатка, но мальчика держали впроголодь;

Г) Из бедной семьи, они постоянно голодали.

Правильный ответ: Г) Из бедной семьи, они постоянно голодали.

4. Для чего главный герой поехал в райцентр?  А) Работать; Б) В гости; В) Учиться; Г) Отдыхать. Правильный ответ: В) Учиться

4. Для чего главный герой поехал в райцентр?

А) Работать; Б) В гости; В) Учиться; Г) Отдыхать.

Правильный ответ: В) Учиться

5. Почему он стал играть в «чику»? А) ему нравилась игра; Б) ему нужны были деньги на молоко; В) не хотел отставать от других ребят; Г) просто из интереса.  Правильный ответ: Б) ему нужны были деньги на молоко

5. Почему он стал играть в «чику»?

А) ему нравилась игра;

Б) ему нужны были деньги на молоко;

В) не хотел отставать от других ребят;

Г) просто из интереса.

Правильный ответ: Б) ему нужны были деньги на молоко

6. Учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру для того, чтобы:   А) Самой почувствовать себя ребёнком;  Б) Он смог покупать себе еду;  В) Заработать денег; Г) Показать, что она тоже может играть в азартные игры. Правильный ответ: Б) Он смог покупать себе еду

6. Учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру для того, чтобы: А) Самой почувствовать себя ребёнком; Б) Он смог покупать себе еду; В) Заработать денег;

Г) Показать, что она тоже может играть в азартные игры.

Правильный ответ: Б) Он смог покупать себе еду

7. Куда уехала учительница в конце рассказа?  А) в Сибирь; Б) на крайний Север; В) на Кубань Г) в Москву. Правильный ответ: на Кубань

7. Куда уехала учительница в конце рассказа?

А) в Сибирь; Б) на крайний Север;

В) на Кубань Г) в Москву.

Правильный ответ: на Кубань

8. Какое художественное средство использует автор во фразе: «Этим она хороша и плоха одновременно»:  А) Антитезу; Б) Олицетворение; В) Метафору; Г) Эпитет. Правильный ответ: А) Антитезу

8. Какое художественное средство использует автор во фразе: «Этим она хороша и плоха одновременно»: А) Антитезу; Б) Олицетворение;

В) Метафору; Г) Эпитет.

Правильный ответ: А) Антитезу

Автобиография  - это описание своей жизни.    Портрет  – это описание внешности персонажа в литературном произведении.    Рассказ  - это жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя. Образ  - это художественное обобщение.    Тема  - это то, о чём рассказывается в художественном произведении, то, что положено в его основу.    Идея  – это основная мысль произведения.   Антитеза  – это  прием в литературе, основанный на противопоставлении.   Прототи́п   — первообраз, реальное лицо .

Автобиография - это описание своей жизни.   Портрет – это описание внешности персонажа в литературном произведении.   Рассказ - это жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя.

Образ - это художественное обобщение.   Тема - это то, о чём рассказывается в художественном произведении, то, что положено в его основу.   Идея – это основная мысль произведения.  Антитеза – это  прием в литературе, основанный на противопоставлении.  Прототи́п   — первообраз, реальное лицо .

Задание с кратким ответом   1. Река в Сибири, где происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». (Ангара) 2. Одежда, которую носили деревенские ребята вместо курток. (Фуфайка) 3. Самодельная обувь, которой так стеснялся главный герой. (Чирки) 4. Что купила мама мальчику, когда продала швейную машинку? (Кирзовые сапоги)

Задание с кратким ответом

1. Река в Сибири, где происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». (Ангара)

2. Одежда, которую носили деревенские ребята вместо курток. (Фуфайка)

3. Самодельная обувь, которой так стеснялся главный герой. (Чирки)

4. Что купила мама мальчику, когда продала швейную машинку? (Кирзовые сапоги)

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
  • Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика?

Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика?

  • Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Такой поступок учительницы очень благородный и добрый.
Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

  • Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, отзывчивость, милосердие, любовь. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта.
«Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты. Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

«Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты. Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека. Будьте всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту!

Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека. Будьте всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту!

«Твое поведение в  сложившейся ситуации».   1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

«Твое поведение в сложившейся ситуации».

1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия. 3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь? 4). Вы с товарищами зашли в буфет и купили себе пирожки и кофе. А у одного мальчика денег хватало только на кофе, но ему очень хотелось кушать. Как вы поступите?  2

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

4). Вы с товарищами зашли в буфет и купили себе пирожки и кофе. А у одного мальчика денег хватало только на кофе, но ему очень хотелось кушать. Как вы поступите?

2

Только следуя законам доброты, можно победить зло. «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они». Идея рассказа:  самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность

Только следуя законам доброты, можно победить зло.

«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Идея рассказа: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность

Домашнее задание 1. Написать мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. 2. Урок, который я запомню…(очерк, случай, произошедший в вашей жизни) 3. Подобрать пословицы о добре и милосердии

Домашнее задание

1. Написать мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых.

2. Урок, который я запомню…(очерк, случай, произошедший в вашей жизни)

3. Подобрать пословицы о добре и милосердии


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского".

Автор: Крюкова Ольга Сергеевна

Дата: 15.06.2022

Номер свидетельства: 609772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературы по рассказу В. Распутина "Уроки французского", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-litieratury-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "178887"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424888281"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Презентация для урока литературы по теме"Очерк жизни и творчества В.Г.Распутина""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_uroka_litieratury_po_tiemie_ochierk_zhizni_i_tvorchiestva_v"
    ["file_id"] => string(6) "399522"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489326823"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "«Судьба народная» в произведении «Живи и помни». Художественное мастерство писателя."
    ["seo_title"] => string(90) "sud_ba_narodnaia_v_proizviedienii_zhivi_i_pomni_khudozhiestviennoie_mastierstvo_pisatielia"
    ["file_id"] => string(6) "346591"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475126244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства