Просмотр содержимого документа
«Особенности лирики Тютчева»
Ф.И.Тютчев
«Поэт мысли»
Годы жизни
1803
Орловская
губерния
1873
Царское село
70 лет
Тютчев родился в старинной дворянской семье.
Образование
Получил домашнее образование под руководством Семена Раича, ставшего впоследствии учителем М.Ю.Лермонтова.
Изучал латынь и древнеримскую поэзию.
В 14 лет стал посещать лекции на Словесном факультете Московского университета.
В 15 лет избран сотрудником Общества любителей российской словесности.
В 16 лет стал студентом Университета.
Служба
1821 год – Коллегия иностранных дел
(Мюнхен - внештатный атташе российской дипломатической миссии) – 1839 год.
С 1848 года – старший цензор в Коллегии иностранных дел.
С 1858 по 1873 - Председатель комитета иностранной цензуры.
1865 год – тайный советник.
17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины.
1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники , тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.
Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев . Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов.
Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с ЭрнестинойДёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Первая жена, крайне раздосадованная изменой супруга, пыталась даже покончить с собой.
«Две женщины уместились в сердце моем…»
1850 год
Смольный институт
Е.Денисьевой – 24 года
Ф.Тютчеву – 47 лет
Его сердце разрывалось пополам между двумя женщинами: подругой, верной женой, матерью его детей, боготворимой возлюбленной Эрнестиной Федоровной Тютчевой и молоденькой Лелей Денисьевой — его последней и великой земной страстью.
Смольный институт на попечении тетушки, старшей инспектрисы;
Внимание мужчин – возможность удачного брака.
Елена Александровна Денисьева родилась в Курске в старинной дворянской семье , правда, изрядно обедневшей к моменту ее появления на свет. Девочка рано потеряла мать, а повторный брак отца привел к нарастающим проблемам в отношениях супружеской четы с ребенком. Елену отправили в Петербург на попечение тетки, старшей инспектрисы Смольного института, которая быстро привязалась к племяннице, баловала покупками дамских туалетов и украшений, рано начала выводить в свет. Юная девушка с хорошими манерами, приятной внешностью и недюжинным умом была замечена и стала пользоваться вниманием мужчин, которое обещало ей возможность удачного брака. Но…
Однако случился скандал, когда перед самым выпуском и придворными назначениями выяснилось, что воспитанница Смольного ожидает ребенка. Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию. От самой же Елены отказались почти все родственники и знакомые, а отец проклял дочь.
Елена (Леля) Денисьева
Скорый выпуск, ожидание придворных назначений…
Выпускница Смольного ждет ребенка!
Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию;
От Елены отказались почти все родственники и знакомые;
Отец проклял дочь.
Странный треугольник
14 лет;
3 детей
фамилия отца, но полное отсутствие прав,
незаконнорожденные дети приравнивались к
крестьянам;
«моя живая душа» – «мой Боженька»;
Скандалы, истерики, двусмысленное положение;
Преждевременная смерть от быстротечной чахотки в 37 лет.
Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи*, ( *он не собирался , да и не мог оставить преданной и все знающей Эрнестины Феодоровны и фрейлин - дочерей, свою службу дипломата и камергера - автор) эгоистичность, вспыльчивость, частую, рассеянную невнимательность к ней, а в конце - даже полухолодность,- и даже то, что ей нередко приходилось лгать детям, и на все их вопросы:
"А где папА и почему он обедает с нами только раз в неделю?" - с запинкою отвечать, что он на службе и очень занят.
Свободной от косых взглядов, презрительной жалости, отчуждения, и всего того, что сопровождало ее фальшивое положение полужены - полулюбовницы Елену Александровну избавляло только кратковременное пребывание вместе с Тютчевым за границей - по нескольку месяцев в году, да и то - не каждое лето.
Для того круга, в котором жила Елена Александровна Денисьева в России, она до конца жизни была "парией", отверженною, оступившейся.
Смерть «души»
"Твоя любовь, твоя, а не моя, но без этой твоей нет жизни, нет и самого меня".
"Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви '...' я сознавал себя".
"Всё кончено... Вчера мы её хоронили... Что это такое? Что случилось? О чём это я Вам пишу - не знаю... Во мне всё убито: мысли, чувства, память, всё... Я чувствую себя совершенным идиотом . Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Сердце пусто, мозг изнеможён. Страшно, невыносимо... Писать более не в силах, да и что писать?.."
Финал
Тютчев не оправился от потери до конца жизни;
Через 9 месяцев после смерти Лели умирают от скоротечной чахотки их 14летняя дочь и 3летний сын (в один день);
«Денисьевский цикл» (около 15стихотворений) считается лучшим, что было написано в жанре любовной лирики.
Периодизация творчества
10е-начало 20х гг 19 века
юношеские стихи, архаичные по стилю и
близкие к поэзии 18 века;
конец 20х-40е гг 19 века
появление оригинального стиля, сплав
одической поэзии 18 века и традиций
европейского романтизма;
40е гг
почти не пишет;
50е-начало 70х гг
Многочисленные политические стихотворения,
стихотворения «на случай» и «Денисьевский цикл».
Особенности лирики
«Тютчеву достаточно несколько строк;
солнечные системы, туманные пятна «Войны
и мира» и «Братьев Карамазовых» сжимает
он… в один алмаз. Вот почему критика так
беспощадно бьется над ним. Его совершенство
для нее почти непроницаемо… Толковать
Тютчева – превращать алмаз в уголь».
Д.Мережковский
Особенности лирики
философичность;
масштабность;
склонность к глубоким обобщениям;
философские раздумья;
трагизм земного существования.
Мотивы лирики
Человек на краю бездны;
Катастрофа, борьба и гибель;
Тайна и интуиция;
Ночь и день;
Одиночество;
Природа;
Земля и небо;
Воспоминания;
Любовь.
Любовная лирики
осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели;
исповедальность;
болезненность чувств.
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье
И … поединок роковой…
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
«Предопределение»
Любовная лирики
Первой жене спустя 10 лет после ее смерти:
Твой образ милый, незабвенный,
Еще томлюсь тоской желаний,
Он предо мной везде, всегда,
Еще стремлюсь к тебе душой –
Недостижимый, неизменный,
И в сумраке воспоминаний
Как ночью на небе звезда…
Еще ловлю я образ твой…
«Еще томлюсь тоской желаний…»
Денисьевский цикл
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня...
О, как убийственно мы любим!
«Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...»
Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел — спроси и сведай, Что уцелело от нея?..
И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!
«О, как убийственно мы любим!»
Тютчев не объединял стихи в циклы
Денисьевский цикл
Весь день она лежала в забытьи – И всю её уж тени покрывали … Сознательно она проговорила: (Я был при ней, убитый, но живой) «О, как всё это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось – О Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось...
«Весь день она лежала в забытьи...»
Денисьевский цикл
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может...
Нет ни полёта, ни размаху -
Висят поломанные крылья -
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...
«О, этот Юг, о, эта Ницца!..»
« Да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем... страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит, - этою жизнью, которою вот уже пятый месяц я живу и о которой столько же мало имею понятия, как о нашем загробном существовании, и она-то ,она - жизнь моя, с кем так хорошо было жить, так легко и так отрадно, она же обрекла теперь меня на эти невыразимые адские муки..."
Денисьевский цикл
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?..
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
«Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
Любовная лирика
жене Эрнестине Тютчевой
Все отнял у меня казнящий бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Что б я ему еще молиться мог.
«Все отнял у меня казнящий бог»
Любовная лирика
К.Б. ( баронессе Крюденер) 1870
Я встретил Вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило.
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Тютчев не объединял стихи в циклы
Философская лирика
Философия Шеллинга (личное общение в Германии):
внутренний мир человека и материальный мир природы подобны друг другу;
человек родственно связан с мирозданием;
искусство – форма интуитивного постижения мира.
Тютчев привносит трагическую окраску, противоречивость восприятия мира и человека, образы-символы.
Философская лирика: человек на краю бездны
Л.г. пристально и с замиранием сердца вслушивается и вглядывается в бездну;
бездна
Непостижимая тайна Вселенной, которая одновременно манит к себе и пугает;
Бездна в душе человка
Бездна Космоса, Вселенной
Философская лирика: катастрофа, борьба, гибель
Подлинное знание о мире оказывается доступным человеку только в момент разрушения, гибели этого мира.
«Роковые минуты» – время, когда стираются границы между миром человека и Космосом.
«Цицерон» 1830: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир.Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил!
«Два голоса» 1850 (борьба): Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец.
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна.
Философская лирика: тайна и интуиция
Тайна, скрытая в глубинах Космоса,-непознаваема;
Приблизиться к ней человек может путем интуитивного прозрения.
Жизнь Космоса таинственной жизни души
не только мир непознаваем до конца, но и собственная душа
Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей!
«Silentium!»
Философская лирика
день
ночь
рациональное,
логическое,
постижимое,
подконтрольное нашей воле и рассудку,
дневное начало в жизни и в человеке.
таинственное,
непостижимое,
связывающее человека с космическим началом, которое полностью находится вне его воли.
Причины не кроются в социальной сфере (поэт-толпа, человек-общество);
Природа одиночества – метафизическая – смятение и тоска человека перед непостижимыми загадками бытия;
Общение и понимание невозможны в принципе;
+ мотивы молчания, внутренней сосредоточенности, скрытности.
Философская лирика: природа
Всегда активное действующее лицо;
Всегда одушевлена (обращения к земле, к ветру и т.д.);
Некая система более или менее понятных человеку знаков и символов космической жизни:
ключ фонтан связывают мир человеческой души ветер с мирами природы и космоса море радуга гроза
ключ
фонтан связывают мир человеческой души
ветер с мирами природы и космоса
море
радуга
гроза
Интерес к переходным состояниям природы: от дня к ночи, от одного времени года к другому.
Философская лирика: противоречивое восприятие природы
Не то, что мните вы, природа:
Природа – сфинкс. И тем она верней
Не слепок, не бездушный лик!
Своим искусом губит человека,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
Что, может статься, никакой от века
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Загадки нет и не было у ней.
«Не то, что мните вы, природа…»
«Природа – сфинкс…»
Тема Родины
Вера в особое предназначение России, в ее великую судьбу («Нет, карлик мой!..»);
«русский сердцем и душой» (хотя лучшие годы провел за границей);
«Истинный защитник России – это история; ею в течение 3х столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу» – Тютчев статья «Россия и Германия».
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить :
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Тема Родины
«край родной долготерпенья»;
«грустные места»: «бледные березы», «всё голо так и пусто-необъятно»;
НО картины скромной русской природы и «бедных селений» у Тютчева одухотворенны и прекрасны – именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души он видит залог спасения России;
Эта скромная красота недоступна западному пониманию («Эти бедные селенья»).