kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности лирики Тютчева

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация "Особенности  лирики Тютчева". Описание творческого жизненного пути поэта.

Просмотр содержимого документа
«Особенности лирики Тютчева»

Ф.И.Тютчев «Поэт мысли»

Ф.И.Тютчев

«Поэт мысли»

Годы жизни 1803 Орловская губерния 1873 Царское село 70 лет Тютчев родился в старинной дворянской семье.

Годы жизни

  • 1803

Орловская

губерния

  • 1873

Царское село

70 лет

Тютчев родился в старинной дворянской семье.

Образование

Образование

  • Получил домашнее образование под руководством Семена Раича, ставшего впоследствии учителем М.Ю.Лермонтова.
  • Изучал латынь и древнеримскую поэзию.
  • В 14 лет стал посещать лекции на Словесном факультете Московского университета.
  • В 15 лет избран сотрудником Общества любителей российской словесности.
  • В 16 лет стал студентом Университета.
Служба 1821 год – Коллегия иностранных дел (Мюнхен - внештатный атташе российской дипломатической миссии) – 1839 год. С 1848 года – старший цензор в Коллегии иностранных дел. С 1858 по 1873 - Председатель комитета иностранной цензуры. 1865 год – тайный советник. 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 1865 г. Тютчев был произведен в  тайные советники , тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

Служба

  • 1821 год – Коллегия иностранных дел

(Мюнхен - внештатный атташе российской дипломатической миссии) – 1839 год.

  • С 1848 года – старший цензор в Коллегии иностранных дел.
  • С 1858 по 1873 - Председатель комитета иностранной цензуры.
  • 1865 год – тайный советник.

17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины.

1865 г. Тютчев был произведен в  тайные советники , тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

Любовь и браки Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер (Мюнхен) – 3 дочери. Эрнестина Дёрнберг, урождённая Пфеффель (1839-1873). Елена Денисьева (1850-1864). Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе  Иван Тургенев . Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В  1838  она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. Однако уже в  1839  Тютчев сочетается браком с  Эрнестиной  Дёрнберг  (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Первая жена, крайне раздосадованная изменой супруга, пыталась даже покончить с собой.

Любовь и браки

  • Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер (Мюнхен) – 3 дочери.
  • Эрнестина Дёрнберг, урождённая Пфеффель (1839-1873).
  • Елена Денисьева (1850-1864).

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе  Иван Тургенев . Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В  1838  она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов.

Однако уже в  1839  Тютчев сочетается браком с  Эрнестиной Дёрнберг  (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Первая жена, крайне раздосадованная изменой супруга, пыталась даже покончить с собой.

«Две женщины уместились в сердце моем…» 1850 год Смольный институт Е.Денисьевой – 24 года Ф.Тютчеву – 47 лет Его сердце разрывалось пополам между двумя женщинами: подругой, верной женой, матерью его детей, боготворимой возлюбленной Эрнестиной Федоровной Тютчевой и молоденькой Лелей Денисьевой — его последней и великой земной страстью.

«Две женщины уместились в сердце моем…»

1850 год

Смольный институт

Е.Денисьевой – 24 года

Ф.Тютчеву – 47 лет

Его сердце разрывалось пополам между двумя женщинами: подругой, верной женой, матерью его детей, боготворимой возлюбленной Эрнестиной Федоровной Тютчевой и молоденькой Лелей Денисьевой — его последней и великой земной страстью.

Елена (Леля) Денисьева

  • Курск, старинная дворянская семья, изрядно обедневшая;
  • Ранняя потеря матери;
  • 2 брак отца;
  • Смольный институт на попечении тетушки, старшей инспектрисы;
  • Внимание мужчин – возможность удачного брака.

Елена Александровна Денисьева родилась в Курске в старинной дворянской семье , правда, изрядно обедневшей к моменту ее появления на свет. Девочка рано потеряла мать, а повторный брак отца привел к нарастающим проблемам в отношениях супружеской четы с ребенком.  Елену отправили в  Петербург  на попечение тетки, старшей инспектрисы Смольного института, которая быстро привязалась к племяннице, баловала покупками дамских туалетов и украшений, рано начала выводить в свет. Юная девушка с хорошими манерами, приятной внешностью и недюжинным умом была замечена и стала пользоваться вниманием мужчин, которое обещало ей возможность удачного брака. Но…

Однако случился скандал, когда перед самым выпуском и придворными назначениями выяснилось, что воспитанница Смольного ожидает ребенка. Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию. От самой же Елены отказались почти все родственники и знакомые, а отец проклял дочь.

Елена (Леля) Денисьева

Елена (Леля) Денисьева

  • Скорый выпуск, ожидание придворных назначений…
  • Выпускница Смольного ждет ребенка!
  • Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию;
  • От Елены отказались почти все родственники и знакомые;
  • Отец проклял дочь.

Странный треугольник

  • 14 лет;
  • 3 детей

фамилия отца, но полное отсутствие прав,

незаконнорожденные дети приравнивались к

крестьянам;

  • «моя живая душа» – «мой Боженька»;
  • Скандалы, истерики, двусмысленное положение;
  • Преждевременная смерть от быстротечной чахотки в 37 лет.

Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи*, ( *он не собирался , да и не мог оставить преданной и все знающей Эрнестины Феодоровны и фрейлин - дочерей, свою службу дипломата и камергера - автор) эгоистичность, вспыльчивость, частую, рассеянную невнимательность к ней, а в конце - даже полухолодность,- и даже то, что ей нередко приходилось лгать детям, и на все их вопросы:

"А где папА и почему он обедает с нами только раз в неделю?" - с запинкою отвечать, что он на службе и очень занят.

Свободной от косых взглядов, презрительной жалости, отчуждения, и всего того, что сопровождало ее фальшивое положение полужены - полулюбовницы Елену Александровну избавляло только кратковременное пребывание вместе с Тютчевым за границей - по нескольку месяцев в году, да и то - не каждое лето.

Для того круга, в котором жила Елена Александровна Денисьева в России, она до конца жизни была "парией", отверженною, оступившейся.

Смерть «души»

Смерть «души»

  • "Твоя любовь, твоя, а не моя, но без этой твоей нет жизни, нет и самого меня".
  • "Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви '...' я сознавал себя".
  • "Всё кончено... Вчера мы её хоронили... Что это такое? Что случилось? О чём это я Вам пишу - не знаю... Во мне всё убито: мысли, чувства, память, всё... Я чувствую себя совершенным идиотом . Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Сердце пусто, мозг изнеможён. Страшно, невыносимо... Писать более не в силах, да и что писать?.."
Финал

Финал

  • Тютчев не оправился от потери до конца жизни;
  • Через 9 месяцев после смерти Лели умирают от скоротечной чахотки их 14летняя дочь и 3летний сын (в один день);
  • «Денисьевский цикл» (около 15стихотворений) считается лучшим, что было написано в жанре любовной лирики.
Периодизация творчества 10е-начало 20х гг 19 века юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии 18 века; конец 20х-40е гг 19 века появление оригинального стиля, сплав одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма; 40е гг почти не пишет; 50е-начало 70х гг Многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и «Денисьевский цикл».

Периодизация творчества

  • 10е-начало 20х гг 19 века

юношеские стихи, архаичные по стилю и

близкие к поэзии 18 века;

  • конец 20х-40е гг 19 века

появление оригинального стиля, сплав

одической поэзии 18 века и традиций

европейского романтизма;

  • 40е гг

почти не пишет;

  • 50е-начало 70х гг

Многочисленные политические стихотворения,

стихотворения «на случай» и «Денисьевский цикл».

Особенности лирики «Тютчеву достаточно несколько строк; солнечные системы, туманные пятна «Войны и мира» и «Братьев Карамазовых» сжимает он… в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо… Толковать Тютчева – превращать алмаз в уголь». Д.Мережковский

Особенности лирики

«Тютчеву достаточно несколько строк;

солнечные системы, туманные пятна «Войны

и мира» и «Братьев Карамазовых» сжимает

он… в один алмаз. Вот почему критика так

беспощадно бьется над ним. Его совершенство

для нее почти непроницаемо… Толковать

Тютчева – превращать алмаз в уголь».

Д.Мережковский

Особенности лирики

Особенности лирики

  • философичность;
  • масштабность;
  • склонность к глубоким обобщениям;
  • философские раздумья;
  • трагизм земного существования.
Мотивы лирики

Мотивы лирики

  • Человек на краю бездны;
  • Катастрофа, борьба и гибель;
  • Тайна и интуиция;
  • Ночь и день;
  • Одиночество;
  • Природа;
  • Земля и небо;
  • Воспоминания;
  • Любовь.
Любовная лирики осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели; исповедальность; болезненность чувств. Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье И … поединок роковой… И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец… «Предопределение»

Любовная лирики

  • осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели;
  • исповедальность;
  • болезненность чувств.

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье

И … поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

«Предопределение»

Любовная лирики Первой жене спустя 10 лет после ее смерти: Твой образ милый, незабвенный, Еще томлюсь тоской желаний, Он предо мной везде, всегда, Еще стремлюсь к тебе душой – Недостижимый, неизменный, И в сумраке воспоминаний Как ночью на небе звезда… Еще ловлю я образ твой… «Еще томлюсь тоской желаний…»

Любовная лирики

Первой жене спустя 10 лет после ее смерти:

Твой образ милый, незабвенный,

Еще томлюсь тоской желаний,

Он предо мной везде, всегда,

Еще стремлюсь к тебе душой –

Недостижимый, неизменный,

И в сумраке воспоминаний

Как ночью на небе звезда…

Еще ловлю я образ твой…

«Еще томлюсь тоской желаний…»

Денисьевский цикл  Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло  С того блаженно-рокового дня,  Как душу всю она свою вдохнула,  Как всю себя перелила в меня...  О, как убийственно мы любим! «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...»  Как в буйной слепоте страстей  Мы то всего вернее губим,  Что сердцу нашему милей!   Давно ль, гордясь своей победой,  Ты говорил: она моя...  Год не прошел — спроси и сведай,  Что уцелело от нея?..   И что ж теперь? И где все это?  И долговечен ли был сон?  Увы, как северное лето,  Был мимолетным гостем он!  «О, как убийственно мы любим!»    Тютчев не объединял стихи в циклы

Денисьевский цикл

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня...

О, как убийственно мы любим!

«Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...»

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел — спроси и сведай, Что уцелело от нея?..

И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

«О, как убийственно мы любим!»

 

Тютчев не объединял стихи в циклы

Денисьевский цикл  Весь день она лежала в забытьи –  И всю её уж тени покрывали …  Сознательно она проговорила:  (Я был при ней, убитый, но живой)  «О, как всё это я любила!»  Любила ты, и так, как ты, любить –  Нет, никому ещё не удавалось –  О Господи!.. и это пережить...  И сердце на клочки не разорвалось... «Весь день она лежала в забытьи...»

Денисьевский цикл

Весь день она лежала в забытьи – И всю её уж тени покрывали … Сознательно она проговорила: (Я был при ней, убитый, но живой) «О, как всё это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось – О Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось...

«Весь день она лежала в забытьи...»

Денисьевский цикл Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет - и не может... Нет ни полёта, ни размаху - Висят поломанные крылья - И вся она, прижавшись к праху, Дрожит от боли и бессилья...     «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»  « Да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем... страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит, - этою жизнью, которою вот уже пятый месяц я живу и о которой столько же мало имею понятия, как о нашем загробном существовании, и она-то ,она - жизнь моя, с кем так хорошо было жить, так легко и так отрадно, она же обрекла теперь меня на эти невыразимые адские муки...

Денисьевский цикл

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет - и не может...

Нет ни полёта, ни размаху -

Висят поломанные крылья -

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья...

«О, этот Юг, о, эта Ницца!..»

« Да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем... страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит, - этою жизнью, которою вот уже пятый месяц я живу и о которой столько же мало имею понятия, как о нашем загробном существовании, и она-то ,она - жизнь моя, с кем так хорошо было жить, так легко и так отрадно, она же обрекла теперь меня на эти невыразимые адские муки..."

Денисьевский цикл Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня, Тяжело мне, замирают ноги... Друг мой милый, видишь ли меня?.. Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня... Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня? «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

Денисьевский цикл

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня,

Тяжело мне, замирают ноги...

Друг мой милый, видишь ли меня?..

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня...

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

«Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

Любовная лирика  жене Эрнестине Тютчевой   Все отнял у меня казнящий бог:  Здоровье, силу воли, воздух, сон,  Одну тебя при мне оставил он,  Что б я ему еще молиться мог.  « Все отнял у меня казнящий бог»

Любовная лирика

жене Эрнестине Тютчевой

Все отнял у меня казнящий бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Что б я ему еще молиться мог.

« Все отнял у меня казнящий бог»

Любовная лирика  К.Б. ( баронессе Крюденер) 1870 Я встретил Вас – и всё былое В отжившем сердце ожило. Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло… Тютчев не объединял стихи в циклы

Любовная лирика

К.Б. ( баронессе Крюденер) 1870

Я встретил Вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило.

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

Тютчев не объединял стихи в циклы

Философская лирика  Философия Шеллинга (личное общение в Германии): внутренний мир человека и материальный мир природы подобны друг другу; человек родственно связан с мирозданием; искусство – форма интуитивного постижения мира.  Тютчев привносит трагическую окраску, противоречивость восприятия мира и человека, образы-символы.

Философская лирика

Философия Шеллинга (личное общение в Германии):

  • внутренний мир человека и материальный мир природы подобны друг другу;
  • человек родственно связан с мирозданием;
  • искусство – форма интуитивного постижения мира.

Тютчев привносит трагическую окраску, противоречивость восприятия мира и человека, образы-символы.

Философская лирика: человек на краю бездны Л.г. пристально и с замиранием сердца вслушивается и вглядывается в бездну; бездна Непостижимая тайна Вселенной, которая одновременно манит к себе и пугает; Бездна в душе человка Бездна Космоса, Вселенной

Философская лирика: человек на краю бездны

  • Л.г. пристально и с замиранием сердца вслушивается и вглядывается в бездну;

бездна

Непостижимая тайна Вселенной, которая одновременно манит к себе и пугает;

Бездна в душе человка

Бездна Космоса, Вселенной

Философская лирика: катастрофа, борьба, гибель Подлинное знание о мире оказывается доступным человеку только в момент разрушения, гибели этого мира. «Роковые минуты» – время, когда стираются границы между миром человека и Космосом. «Цицерон» 1830: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир.Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! «Два голоса» 1850 (борьба): Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец. Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна.

Философская лирика: катастрофа, борьба, гибель

  • Подлинное знание о мире оказывается доступным человеку только в момент разрушения, гибели этого мира.
  • «Роковые минуты» – время, когда стираются границы между миром человека и Космосом.

«Цицерон» 1830: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир.Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был – И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил!

«Два голоса» 1850 (борьба): Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна.

Философская лирика: тайна и интуиция Тайна, скрытая в глубинах Космоса,-непознаваема; Приблизиться к ней человек может путем интуитивного прозрения. Жизнь Космоса таинственной жизни души не только мир непознаваем до конца, но и собственная душа Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей! «Silentium!»

Философская лирика: тайна и интуиция

  • Тайна, скрытая в глубинах Космоса,-непознаваема;
  • Приблизиться к ней человек может путем интуитивного прозрения.

Жизнь Космоса таинственной жизни души

не только мир непознаваем до конца, но и собственная душа

Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей!

«Silentium!»

Философская лирика день ночь рациональное, логическое, постижимое, подконтрольное нашей воле и рассудку, дневное начало в жизни и в человеке. таинственное, непостижимое, связывающее человека с космическим началом, которое полностью находится вне его воли. Не противопоставление добра и зла! «О чем ты воешь, ветр ночной…» «Silentium!» «Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Еще шумел весенний день…»

Философская лирика

день

ночь

  • рациональное,
  • логическое,
  • постижимое,
  • подконтрольное нашей воле и рассудку,
  • дневное начало в жизни и в человеке.
  • таинственное,
  • непостижимое,
  • связывающее человека с космическим началом, которое полностью находится вне его воли.

Не противопоставление добра и зла!

«О чем ты воешь, ветр ночной…»

«Silentium!»

«Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Еще шумел весенний день…»

Философская лирика: одиночество Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты. «Silentium!»

Философская лирика: одиночество

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты.

«Silentium!»

  • Естественное состояние л.г.;
  • Причины не кроются в социальной сфере (поэт-толпа, человек-общество);
  • Природа одиночества – метафизическая – смятение и тоска человека перед непостижимыми загадками бытия;
  • Общение и понимание невозможны в принципе;
  • + мотивы молчания, внутренней сосредоточенности, скрытности.
Философская лирика: природа

Философская лирика: природа

  • Всегда активное действующее лицо;
  • Всегда одушевлена (обращения к земле, к ветру и т.д.);
  • Некая система более или менее понятных человеку знаков и символов космической жизни:
  • ключ фонтан связывают мир человеческой души ветер с мирами природы и космоса море радуга гроза
  • ключ
  • фонтан связывают мир человеческой души
  • ветер с мирами природы и космоса
  • море
  • радуга
  • гроза
  • Интерес к переходным состояниям природы: от дня к ночи, от одного времени года к другому.
Философская лирика: противоречивое восприятие природы Не то, что мните вы, природа: Природа – сфинкс. И тем она верней Не слепок, не бездушный лик! Своим искусом губит человека, В ней есть душа, в ней есть свобода, Что, может статься, никакой от века В ней есть любовь, в ней есть язык… Загадки нет и не было у ней. «Не то, что мните вы, природа…» «Природа – сфинкс…»

Философская лирика: противоречивое восприятие природы

Не то, что мните вы, природа:

Природа – сфинкс. И тем она верней

Не слепок, не бездушный лик!

Своим искусом губит человека,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

Что, может статься, никакой от века

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Загадки нет и не было у ней.

«Не то, что мните вы, природа…»

«Природа – сфинкс…»

Тема Родины Вера в особое предназначение России, в ее великую судьбу («Нет, карлик мой!..»); «русский сердцем и душой» (хотя лучшие годы провел за границей); «Истинный защитник России – это история; ею в течение 3х столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу» – Тютчев статья «Россия и Германия». Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить : У ней особенная стать - В Россию можно только верить.

Тема Родины

  • Вера в особое предназначение России, в ее великую судьбу («Нет, карлик мой!..»);
  • «русский сердцем и душой» (хотя лучшие годы провел за границей);
  • «Истинный защитник России – это история; ею в течение 3х столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу» – Тютчев статья «Россия и Германия».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить :

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Тема Родины

Тема Родины

  • «край родной долготерпенья»;
  • «грустные места»: «бледные березы», «всё голо так и пусто-необъятно»;
  • НО картины скромной русской природы и «бедных селений» у Тютчева одухотворенны и прекрасны – именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души он видит залог спасения России;
  • Эта скромная красота недоступна западному пониманию («Эти бедные селенья»).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Особенности лирики Тютчева

Автор: Пыталева Ольга Михайловна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Литературный праздник к юбилею Ф.И. Тютчева "
    ["seo_title"] => string(49) "litieraturnyi-prazdnik-k-iubilieiu-f-i-tiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "145209"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418874940"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок "Любовная лирика Тютчева" 10 класс русская литература "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-liubovnaia-lirika-tiutchieva-10-klass-russkaia-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "185764"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426238817"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Литература 9 класс  Презентация к уроку по теме "Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета" "
    ["seo_title"] => string(108) "litieratura-9-klass-priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-osobiennosti-poetichieskogho-stilia-tiutchieva-i-fieta"
    ["file_id"] => string(6) "188877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426765744"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация к литературному празднику - юбилею Ф.И.Тютчева "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-litieraturnomu-prazdniku-iubilieiu-f-i-tiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "145215"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418875576"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Особое философское звучание лирики  природы в творчестве   Ф.И. Тютчева "
    ["seo_title"] => string(77) "osoboie-filosofskoie-zvuchaniie-liriki-prirody-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "120904"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413822518"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства