Просмотр содержимого документа
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
И.А.Смирнова
учитель начальных классов
гимназии № 18 имени В.Г.Соколова
ФГОСи стратегия смыслового чтения
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Технологияпродуктивного чтения
До чтения
Прогнозируют содержание текста
До чтения
Возникает мотивация к чтению
Возникает мотивация к чтению
Прогнозируют содержание текста
Во время чтения
Во время чтения
Возникает читательская интерпретация
Возникает читательская интерпретация
После чтения
Беседуем и уточняем позицию автора
Беседуем и уточняем позицию автора
После чтения
ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)
Выпускник начальной школы должен научиться:
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
Находить в тексте требуемую информацию;
Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие понимания полного текста;
Структурировать текст;
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации;
В процессе работы выявлять содержащуюся в тексте противоречивую информацию;
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Оценка информации
Преобразование и интерпретация информации
Поиск информации и понимание прочитанного
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Преобразование и интерпретация информации
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Оценка информации
Приёмы работы с текстом
Кластер
Синквейн
«Рыбья кость»
Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума
Кластер –графическая организация материала
Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
В центре всегда ключевое понятие.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» – располагаются в определённом порядке.
Синквейн –творческая форма рефлексии
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (существительным)
Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные)
Третья строчка - описание действий в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
Последняя строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример синквейна
«Рыбья кость»
В «голове» этого скелета обозначена проблем, которая рассматривается в тексте. На этом скелете есть верхние и нижние косточки. Верхние – причины возникновения изучаемой проблемы. Нижние – факты, отражающие суть.
Ромашка Блума –ромашка вопросов
Таксономия (от др.греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, создана известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.