Формирование компетенции смыслового чтения на уроках английского языка.
Формирование компетенции смыслового чтения на уроках английского языка.
На ступени основного общего образования ФГОС устанавливает планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Статья предлагает возможные способы педагогического сопровождения формирования данной метапредметной компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование компетенции смыслового чтения на уроках английского языка.»
Формирование компетенции смыслового чтения на уроках английского языка.
Брычева Светлана Николаевна,
учитель английского языка МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары
Уже третий год во всех школах страны реализуется ФГОС ООО. В отличие от ООП НОО, на ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что чтение является наиболее важной частью речевой деятельности и в процессе обучения ему должно уделяться особое внимание. Но у преподавателей английского языка нередко возникает проблема подбора и создания специальных упражнений, направленных на обучение чтению. Зачастую учителя используют лишь несколько однообразных заданий для работы с текстами.
Поэтому важно разрабатывать комплекс заданий к текстам для работы на уроках английского языка, которые помогут сделать процесс обучения чтению наиболее интересным, разнообразным и эффективным.
В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. К. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации.
Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте.
Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д)
При работе с любым текстом необходимо обращать внимание и использовать 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.
На данном этапе работы с текстом возможны следующие задания:
1.Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
2.Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти речь в данном тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.
3.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
4.Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с переводом.) не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.
На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.
Здесь происходит чтение текста или отдельных его частей с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результата деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста. Если речь идет о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание) главной информации; установление логико-смысловых связей .Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п.
Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).
На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.
При данной работе с текстом возможны следующие варианты заданий:
1).Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2). Прочтите текст и выделите основные темы повествования.
3).Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
4).Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию теста.
5).Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
6).Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
7).Подготовьте план пересказа текста.
8).Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная информация; б) уточняющая информация; в) подтекст.
9).Назовите основные проблемы затронутые в тексте.
На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста и на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме.
Здесь необходимо использовать содержание текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Возможные задания для работы на послетекстовом этапе:
1).Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
2).Используя материал текста, ответьте на вопросы.
3).Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передаёт содержание текста.
4).Ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту.
5). Перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями.
6).Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху.)
7).Охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами.
8).Выразите своё отношение к прочитанному.
9).Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из текста.
10).Составьте план прочитанного текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.
Именно поэтому ФГОС ООО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение осознается как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.
Использованные источники:
Апальков В.Г. Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций : доклад [Электронный ресурс]. URLwww.gazpromschool.ru/teachers/pedsovet/pedsovet15_12_2012.html
Асмолов Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.- М.: Просвещение, 2011.
Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в средней школе./ С.В.Борисова.-М.: Просвещение, 2011.
Бунеев Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению /Р.Н.Бунеев// Начальная школа плюс До и После.- 2014 .- №4.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. -М.: Просвещение, 2011.
Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности сегодня/ А.А.Леонтьев
//Иностранные языки в школе. – 1986. – №2.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
Соловова Е.Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС и традиционной методики обучения иностранным языкам /Е.Н.Соловолова //Иностранные языки в школе.- 2014.- №4 .
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /МО и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.