Просмотр содержимого документа
«Образ автора и лирические отступления в поэме "Мертвые души"»
Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику»
Гоголь, как и Лермонтов в «Герое нашего времени», хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести людей из забвения, в котором «спит ум» (глава XI). Это совпадение позиций Гоголя и Лермонтова продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы и современное поколение, которое «смеется над неразумием своих предков», может быть, «самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».
В произведении «Мертвые души» повествование ведется от лица некоего автора. Он выступает как бы в качестве лирического героя. В какой-то степени автор выражает мысли самого Н.В. Гоголя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора.
На протяжении всей поэмы автор насмехается над всем происходящим, над персонажами и даже над читателями. Он как бы находится в стороне и наблюдает за всем. Автор как тень следует за Чичиковым и не упустит случая отпустить пару шуток в его адрес. Он иронизирует по поводу жизней всех персонажей и умеет тонко намекнуть на их ничтожность.
Автор, как и сам Гоголь – свободный странник. Он выступает в образе идеального человека, имеющего право судить о других людях. С одной стороны он серьезно говорит о недостатках того или иного персонажа, а с другой стороны чувствуется его ирония.
Автор смотрит на всех свысока и высказывает свою точку зрения в любой ситуации. Иногда его философские размышления занимают достаточное место в поэме. Он анализирует и как будто ведет разговор с читателем. Такой прием, на мой взгляд, является удачным, так как автор располагает к себе, ему хочется верить.
Лирическое отступление-внесюжетный элемент произведения,композиционно-стилистический прием,заключающийся в отступлении автора от сюжетного повествования,авторское рассуждение,размышление.высказывание,выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение(«Евгений Онегин»),в форме воспоминаний,обращений автора к читателю (глава 7 «Мертвые души»),в них автор представляет собственную оценку изображаемого в произведении,выражает чувства,ведет диалог с читателем.
В поэме автор является отдельным целостным персонажем. У него своя судьба, биография, своя система ценностей и принципов. Он умело подмечает недостатки других и при этом относится ко всему с юмором. С помощью образа автора писатель высказывает свое отношение к происходящему в стране на тот момент.