kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме "Образ автора. Роль лирических отступлений в поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:      Показать учащимися место и значение образа автора и роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

               Развивать метафоричность мышления, эмоционально-эстетическое восприятие, внимание, память, речь;

               Воспитывать повышенность чувств, читательскую культуру.

Тип урока:  совершенствование знаний и способов деятельности.

Ход урока.

                                                                                                                     

I. Организационный этап.

II. Актуализация.

  1. Дискуссия

Учащиеся зачитывают сочинение – миниатюру  «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова». Проходит обсуждение.

  1. Беседа

- Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает?

- Какова цель жизни Чичикова?

- Какое новое явление русской жизни олицетворяет?

- «Итак, припряжем подлеца», говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах?

- Можно ли утверждать, что Чичиков – «герой своего времени»?

III. Формирование  новых понятий  и способов действия.

  1. Беседа

- Есть у В.М. Шукшина  рассказ «Забуксовал». Герой этого рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал  в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал. Ездил по краю. Елкина мать!...вот так троечка!

-Так кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка? Почему образ дороги связан с образом Чичикова? Для ответа на эти вопросы, вспомните,  когда и где в тексте поэмы говорится о дороге. Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию?

- Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?

- В каких главах образ дороги имеет такие черты:

 «Какое  странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!  и как чудна она сама, эта дорога!»

«Наша земная, подчас и скучная дорога».

«Забирайте же с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»

«Но при всем том трудна была его дорога».

«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

«И, косясь,  постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

- Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате?

- Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы?

- Каково значение этого образа?

2.Беседа

- Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме?

 

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Выразительное чтение отрывка о птице-тройке.
  2. Работа по группам.

1 группа

- Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, объясните их.

- раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».

- Какова роль  притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?

-- С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их.

2 группа

- «Комизм кроется везде, говорил Н.В.Гоголь. – Живя среди него; но если художник перенесет его в искусство, на  сцену, то мы же сами над собой  будем валяться со смеху». Над чем смеется Гоголь,  и какие художественные приемы использует?

  Словарная работа

Ирония, гротеск,  гипербола,   аллегория

V. Этап информации о домашнем задании.

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

 о птице – тройке.

2. Индивидуальное сообщение «Значение творчества Н.В. Гоголя»

VI. Подведение итогов урока.

VII. Этап рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Образ автора. Роль лирических отступлений в поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души". »

Тема урока: Образ автора. Роль лирических отступлений.

Цели: Показать учащимися место и значение образа автора и роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;

Развивать метафоричность мышления, эмоционально-эстетическое восприятие, внимание, память, речь;

Воспитывать повышенность чувств, читательскую культуру.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация.

  1. Дискуссия

Учащиеся зачитывают сочинение – миниатюру «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова». Проходит обсуждение.

  1. Беседа

- Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает?

- Какова цель жизни Чичикова?

- Какое новое явление русской жизни олицетворяет?

- «Итак, припряжем подлеца», говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах?

- Можно ли утверждать, что Чичиков – «герой своего времени»?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Беседа

- Есть у В.М. Шукшина рассказ «Забуксовал». Герой этого рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал. Ездил по краю. Елкина мать!...вот так троечка!


-Так кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка? Почему образ дороги связан с образом Чичикова? Для ответа на эти вопросы, вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге. Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию?

- Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?

- В каких главах образ дороги имеет такие черты:

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога!»

«Наша земная, подчас и скучная дорога».

«Забирайте же с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»

«Но при всем том трудна была его дорога».

«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

- Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате?

- Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы?

- Каково значение этого образа?


2.Беседа

- Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме?


IV. Применение. Формирование умений и навыков.

  1. Выразительное чтение отрывка о птице-тройке.

  2. Работа по группам.

1 группа

- Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, объясните их.

- раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».

- Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?

-- С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их.

2 группа

- «Комизм кроется везде, говорил Н.В.Гоголь. – Живя среди него; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Над чем смеется Гоголь, и какие художественные приемы использует?

Словарная работа

Ирония, гротеск, гипербола, аллегория

V. Этап информации о домашнем задании.

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

о птице – тройке.

2. Индивидуальное сообщение «Значение творчества Н.В. Гоголя»

VI. Подведение итогов урока.

VII. Этап рефлексии.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Астраханцева Татьяна Александровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства