Тип урока:совершенствование знаний и способов деятельности.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация.
Дискуссия
Учащиеся зачитывают сочинение – миниатюру «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова». Проходит обсуждение.
Беседа
- Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает?
- Какова цель жизни Чичикова?
- Какое новое явление русской жизни олицетворяет?
- «Итак, припряжем подлеца», говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах?
- Можно ли утверждать, что Чичиков – «герой своего времени»?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Беседа
- Есть у В.М. Шукшина рассказ «Забуксовал». Герой этого рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал. Ездил по краю. Елкина мать!...вот так троечка!
-Так кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка? Почему образ дороги связан с образом Чичикова? Для ответа на эти вопросы, вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге. Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию?
- Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?
- В каких главах образ дороги имеет такие черты:
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога!»
«Наша земная, подчас и скучная дорога».
«Забирайте же с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»
«Но при всем том трудна была его дорога».
«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».
«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»
«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
- Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате?
- Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы?
- Каково значение этого образа?
2.Беседа
- Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме?
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Выразительное чтение отрывка о птице-тройке.
Работа по группам.
1 группа
- Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, объясните их.
- раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».
- Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?
-- С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их.
2 группа
- «Комизм кроется везде, говорил Н.В.Гоголь. – Живя среди него; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Над чем смеется Гоголь, и какие художественные приемы использует?
Словарная работа
Ирония, гротеск, гипербола, аллегория
V. Этап информации о домашнем задании.
1.Выучить наизусть отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
о птице – тройке.
2. Индивидуальное сообщение «Значение творчества Н.В. Гоголя»
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Образ автора. Роль лирических отступлений в поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души". »
Тема урока: Образ автора. Роль лирических отступлений.
Цели: Показать учащимися место и значение образа автора и роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
Тип урока:совершенствование знаний и способов деятельности.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Актуализация.
Дискуссия
Учащиеся зачитывают сочинение – миниатюру «Какой я представляю себе дальнейшую судьбу Чичикова». Проходит обсуждение.
Беседа
- Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает?
- Какова цель жизни Чичикова?
- Какое новое явление русской жизни олицетворяет?
- «Итак, припряжем подлеца», говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах?
- Можно ли утверждать, что Чичиков – «герой своего времени»?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Беседа
- Есть у В.М. Шукшина рассказ «Забуксовал». Герой этого рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал. Ездил по краю. Елкина мать!...вот так троечка!
-Так кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка? Почему образ дороги связан с образом Чичикова? Для ответа на эти вопросы, вспомните, когда и где в тексте поэмы говорится о дороге. Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию?
- Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?
- В каких главах образ дороги имеет такие черты:
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога!»
«Наша земная, подчас и скучная дорога».
«Забирайте же с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»
«Но при всем том трудна была его дорога».
«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».
«Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»
«И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
- Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате?
- Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы?
- Каково значение этого образа?
2.Беседа
- Какова композиционная роль лирических отступлений в поэме?
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Выразительное чтение отрывка о птице-тройке.
Работа по группам.
1 группа
- Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, объясните их.
- раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души».
- Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении?
-- С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их.
2 группа
- «Комизм кроется везде, говорил Н.В.Гоголь. – Живя среди него; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Над чем смеется Гоголь, и какие художественные приемы использует?
Словарная работа
Ирония, гротеск, гипербола, аллегория
V. Этап информации о домашнем задании.
1.Выучить наизусть отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
о птице – тройке.
2. Индивидуальное сообщение «Значение творчества Н.В. Гоголя»