kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к циклу уроков по произведению Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", в которой содержатся вопросы, подводящие к пониманию историко-культурного контекста повести, выявляющие сюжетные линии произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"»

Н.В. Гоголь  «Ночь перед Рождеством»

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Творчество Н.В. Гоголя. Историко-культурный контекст повести. Почему это произведение называют сказочной повестью, а не сказкой? (вопрос на стр. 91)
  • Творчество Н.В. Гоголя.
  • Историко-культурный контекст повести.
  • Почему это произведение называют сказочной повестью, а не сказкой? (вопрос на стр. 91)
- Какие фольклорные мотивы вы увидели в повести?

- Какие фольклорные мотивы вы увидели в повести?

  • Условие, которое должен выполнить герой;
  • его путешествие из своего мира в другой;
  • испытания, которые он проходит на этом пути;
  • Рассказ о каких героях повести напомнил нам бытовую сказку?
  • Какая сюжетная линия в повести напомнила былички о столкновении человека с нечистой силой, стремящейся завладеть его душой?
  • Чему учат эти былички и повесть Гоголя?
- На каком языке говорят герои повести?  - Зачем нужен словарик почти к каждой странице повести?  - О чём сообщает подзаголовок к повести?  - Кто такой Панек?

- На каком языке говорят герои повести?

- Зачем нужен словарик почти к каждой странице повести?

- О чём сообщает подзаголовок к повести?

- Кто такой Панек?

Панек (или Панько, на украинский манер), как указывает И. Золотусский, в малороссийском просторечии означает «внук Опанаса, Афанасия». Если мы вспомним о том, что отца Гоголя звали Николай Афанасьевич, и о том, что Гоголь в детстве был рыжеват, то у нас может появиться версия: за этим именем скрылся сам Николай Васильевич.  - Итак, кто рассказывает нам истории сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

Панек (или Панько, на украинский манер), как указывает И. Золотусский, в малороссийском просторечии означает «внук Опанаса, Афанасия». Если мы вспомним о том, что отца Гоголя звали Николай Афанасьевич, и о том, что Гоголь в детстве был рыжеват, то у нас может появиться версия: за этим именем скрылся сам Николай Васильевич.

- Итак, кто рассказывает нам истории сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

Как сообщает Рудый Панек, истории, которые найдёт читатель в сборнике, рассказаны разными людьми и им самим на вечерницах в его доме. Поэтому одна из них написана так «вычурно да хитро, как в печатных книжках», а другой рассказчик «такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове».  Три повести («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место») были отданы на откуп Фоме Григорьевичу — дьяку Диканьской церкви (именно описание его наряда Гоголь просил прислать мать), остальные рассказчики безличны.

Как сообщает Рудый Панек, истории, которые найдёт читатель в сборнике, рассказаны разными людьми и им самим на вечерницах в его доме. Поэтому одна из них написана так «вычурно да хитро, как в печатных книжках», а другой рассказчик «такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове».

Три повести («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место») были отданы на откуп Фоме Григорьевичу — дьяку Диканьской церкви (именно описание его наряда Гоголь просил прислать мать), остальные рассказчики безличны.

Кого вы считаете главным героем повести? Почему? Домашнее задание: Выпишите украинские, устаревшие слова, незнакомую лексику. Составьте план повести письменно. Ответьте на вопросы 4, 5, 6, 8, 9 в учебнике.
  • Кого вы считаете главным героем повести? Почему?

Домашнее задание:

  • Выпишите украинские, устаревшие слова, незнакомую лексику.
  • Составьте план повести письменно.
  • Ответьте на вопросы 4, 5, 6, 8, 9 в учебнике.

4. Перечитайте описание чёрта. Выпишите примеры художественных средств, помогающих создать этот образ. Напишите, с кем и для чего сравнивает Гоголь чёрта

1. Беседа по вопросам домашнего задания (4, 5.) 2. - Пользуясь планами, составленными дома, запишем, с кем и из-за чего вступает кузнец в конфликты.  - Когда эти конфликты завязались?

1. Беседа по вопросам домашнего задания (4, 5.)

2. - Пользуясь планами, составленными дома, запишем, с кем и из-за чего вступает кузнец в конфликты.

- Когда эти конфликты завязались?

  • Вакула и чёрт.
  • Вакула и Чуб.
  • Вакула и Оксана.
  • Вакула и Солоха.
Вакула и чёрт.    - Почему черт старается навредить Вакуле и заполучить именно его душу?

Вакула и чёрт.

- Почему черт старается навредить Вакуле и заполучить именно его душу?

  • Почему Вакуле удалось победить черта?
  • Если бы вы снимали киноэпизод «Полет Вакулы в Петербург», то какое настроение стремились бы вызвать у зрителя? Почему? Что поможет вам достичь поставленной цели?
  • С какой целью вводит Гоголь в повесть образы Солохи и Пацюка? (вопросы 8, 9 учебника)
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Ответить на вопросы 12 и 15 в учебнике
  • Перечитать в повести смешные эпизоды («Солоха и её гости», «Как кум надел мешок и чем это закончилось») и выполнить задание 13 в учебнике.
  • Задание 3 в тетради.
Вакула и Чуб Из-за чего не ладят Чуб и Вакула? Чтобы ответить, подумайте: 1) Какими чертами характера наделил Чуба Гоголь? Что помогло вам это понять? 2) Менялось ли ваше отношение к Чубу в процессе чтения? 3) Над какими его качествами смеется повествователь? Как бы вы охарактеризовали этот смех: это сатира или юмор?

Вакула и Чуб

Из-за чего не ладят Чуб и Вакула? Чтобы ответить, подумайте:

1) Какими чертами характера наделил Чуба Гоголь? Что помогло вам это понять?

2) Менялось ли ваше отношение к Чубу в процессе чтения?

3) Над какими его качествами смеется повествователь? Как бы вы охарактеризовали этот смех: это сатира или юмор?

Вакула и Чуб  - Чем привлекает Чуб Солоху?  - Сказывается ли интерес Солохи к Чубу на его отношениях с кузнецом?  - Какие качества Вакулы выявляются в конфликте с Чубом? Почему Вакула ни за что не пришёл бы к Оксане, если бы Чуб был дома?  - Как рассказчик оценивает своих героев? Как он относится к Чубу?

Вакула и Чуб

- Чем привлекает Чуб Солоху?

- Сказывается ли интерес Солохи к Чубу на его отношениях с кузнецом?

- Какие качества Вакулы выявляются в конфликте с Чубом?

Почему Вакула ни за что не пришёл бы к Оксане, если бы Чуб был дома?

- Как рассказчик оценивает своих героев? Как он относится к Чубу?

Вакула и Чуб  - Что переживал Чуб, сидевший в мешке, по мере того, как узнавал секреты Солохи?  - Что чувствовал Чуб, когда вокруг мешка завязалась ссора между кумом и его женой и когда мешок был развязан?  - Сохранил ли при этом Чуб своё достоинство? Сочувствовали ли вы ему?

Вакула и Чуб

- Что переживал Чуб, сидевший в мешке, по мере того, как узнавал секреты Солохи?

- Что чувствовал Чуб, когда вокруг мешка завязалась ссора между кумом и его женой и когда мешок был развязан?

- Сохранил ли при этом Чуб своё достоинство? Сочувствовали ли вы ему?

  • Изменилось ли отношение Чуба к Солохе?
Вакула и Чуб Что помогло Вакуле разрешить конфликт с Чубом? Чтобы ответить, подумайте: 1) Как в конфликте с Чубом проявляется характер Вакулы? 2) Почему Вакула, вернувшись из Петербурга, идет прямо к Чубу? 3) Что удивило Чуба, когда в хату вошел Вакула? 4) Почему он все-таки отдал свою дочь за кузнеца? - Рассмотрите иллюстрацию А.П.Бубнова, на которой изображены ткач, кум, кума, Чуб и дьяк. Какое настроение создает художник? Как он относится к этим персонажам? Почему вы так решили? Разделяете ли вы точку зрения художника?

Вакула и Чуб

Что помогло Вакуле разрешить конфликт с Чубом? Чтобы

ответить, подумайте:

1) Как в конфликте с Чубом проявляется характер Вакулы?

2) Почему Вакула, вернувшись из Петербурга, идет прямо

к Чубу?

3) Что удивило Чуба, когда в хату вошел Вакула?

4) Почему он все-таки отдал свою дочь за кузнеца?

- Рассмотрите иллюстрацию А.П.Бубнова, на которой изображены ткач, кум, кума, Чуб и дьяк. Какое настроение создает художник? Как он относится к этим персонажам? Почему вы так решили? Разделяете ли вы точку зрения художника?

Вакула и Чуб  - Можно ли назвать смешные эпизоды повести сатирическими и почему? Домашнее задание:

Вакула и Чуб

- Можно ли назвать смешные эпизоды повести сатирическими и почему?

Домашнее задание:

  • Подготовить выразительное чтение эпизода «Оксана перед зеркалом» и выполнить задание 19 в учебнике.
  • Перечитать эпизод «Вакула в Петербурге» и ответить на подвопросы 5 и 6 к вопросу 26.
  • Задание 4 в тетради.
Вакула и Оксана  - Кто описывает Оксану?  - Для чего автор так строит описание героини?  - Привлекает её красота? Почему?  - Как раскрываются в этом эпизоде качества Оксаны?  - Какого литературного персонажа она напоминает?  - Похожа ли Оксана на Солоху? Чем?

Вакула и Оксана

- Кто описывает Оксану?

- Для чего автор так строит описание героини?

- Привлекает её красота? Почему?

- Как раскрываются в этом эпизоде качества Оксаны?

- Какого литературного персонажа она напоминает?

- Похожа ли Оксана на Солоху? Чем?

Вакула и Оксана  - Почему кузнец не отступается от Оксаны? Почему чувствует себя пред нею беспомощным?  - Думала ли Оксана о последствиях своего обещания? К чему могла бы привести подобная шутка в реальной жизни?  - Почему малороссийский кузнец смог привезти Оксане черевички императрицы? (вопрос 26)

Вакула и Оксана

- Почему кузнец не отступается от Оксаны? Почему чувствует себя пред нею беспомощным?

- Думала ли Оксана о последствиях своего обещания? К чему могла бы привести подобная шутка в реальной жизни?

- Почему малороссийский кузнец смог привезти Оксане черевички императрицы? (вопрос 26)

Действие повести происходит в 18 веке, т.е. в правление Екатерины II, во время посольства запорожских козаков в Петербурге. При встрече императрицы с казаками присутствует фаворит императрицы князь Г.А. Потёмкин и Д.И. Фонвизин, написавший комедию «Бригадир», поставленную в 1770 году. В конце 1774 г. ко двору Екатерины Великой действительно было отправлено такое посольство с целью сохранить Сечь (об этом и держит речь один из козаков).

Действие повести происходит в 18 веке, т.е. в правление Екатерины II, во время посольства запорожских козаков в Петербурге. При встрече императрицы с казаками присутствует фаворит императрицы князь Г.А. Потёмкин и Д.И. Фонвизин, написавший комедию «Бригадир», поставленную в 1770 году.

В конце 1774 г. ко двору Екатерины Великой действительно было отправлено такое посольство с целью сохранить Сечь (об этом и держит речь один из козаков).

Вакула и Оксана Однако в 1775 г., по инициативе Потёмкина, указом императрицы Запорожская Сечь всё же была уничтожена. Значит мы можем определить время действия повести абсолютно точно: это 24-25 декабря 1774 года.

Вакула и Оксана

Однако в 1775 г., по инициативе Потёмкина, указом императрицы Запорожская Сечь всё же была уничтожена.

Значит мы можем определить время действия повести абсолютно точно: это 24-25 декабря 1774 года.

Вакула и Оксана  - Почему Вакула не прибегнул вновь к помощи чёрта? Не проще ли было попросить у него черевички и никуда не летать?  - Почему императрица не прогневалась на просьбу кузнеца, а выполнила её?  - По любви ли выходит Оксана за кузнеца? Что воспламенило холодное сердце красавицы?

Вакула и Оксана

- Почему Вакула не прибегнул вновь к помощи чёрта? Не проще ли было попросить у него черевички и никуда не летать?

- Почему императрица не прогневалась на просьбу кузнеца, а выполнила её?

- По любви ли выходит Оксана за кузнеца?

Что воспламенило холодное сердце красавицы?

Вакула и Оксана  - Изменилась ли Оксана, полюбив кузнеца? Объясните свою точку зрения.  - Почему действие повести происходит в ночь перед Рождеством?  - Сделайте вывод о том, какие светлые и темные силы борются в героях, какие побеждают и почему. В чем состоит идея сказочной повести Гоголя?

Вакула и Оксана

- Изменилась ли Оксана, полюбив кузнеца? Объясните свою точку зрения.

- Почему действие повести происходит в ночь перед Рождеством?

- Сделайте вывод о том, какие светлые и темные силы борются в героях, какие побеждают и почему. В чем состоит идея

сказочной повести Гоголя?

Образ рассказчика 1. Что вы узнали о повествователе? 2. Каким вы его представляете? Какими качествами наделил Н.В. Гоголь своего повествователя? 3. Что сближает повествователя с другими персонажами повести, что отличает от них? 4. Действительно ли повествователь — отличный рассказчик? Обоснуйте свою точку зрения. 5. Зачем Гоголю понадобилось создавать образ повествователя?

Образ рассказчика

1. Что вы узнали о повествователе?

2. Каким вы его представляете? Какими качествами наделил

Н.В. Гоголь своего повествователя?

3. Что сближает повествователя с другими персонажами повести, что отличает от них?

4. Действительно ли повествователь — отличный рассказчик? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Зачем Гоголю понадобилось создавать образ повествователя?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовиться к сочинению – смешному описанию внешности человека. Для этого нужно перечитать в повести Гоголя портреты персонажей и выделить художественные средства, создающие комический эффект.
  • Принести на урок маленькое зеркальце.
  • Прочитать повесть А. Грина «Алые паруса»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 21.07.2018

Номер свидетельства: 475186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок-театр по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-tieatr-po-poviesti-n-v-gogholia-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "119991"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413566007"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по литературе: Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-n-v-goghol-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "121788"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414072424"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Открытый урок по литературе "Герои  повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" "
    ["seo_title"] => string(84) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-gieroi-poviesti-n-v-gogholia-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "157218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421572173"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок по повести Н. В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»."
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi_urok_po_poviesti_n_v_gogholia_noch_pieried_rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "348571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476268060"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тест  по литературе Н.В.ГОГОЛЬ «Ночь перед Рождеством» "
    ["seo_title"] => string(57) "tiest-po-litieraturie-n-v-gogol-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "213036"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431966644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства