kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к циклу уроков по произведению Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", в которой содержатся вопросы, подводящие к пониманию историко-культурного контекста повести, выявляющие сюжетные линии произведения.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"»

Н.В. Гоголь  «Ночь перед Рождеством»

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Творчество Н.В. Гоголя. Историко-культурный контекст повести. Почему это произведение называют сказочной повестью, а не сказкой? (вопрос на стр. 91)
  • Творчество Н.В. Гоголя.
  • Историко-культурный контекст повести.
  • Почему это произведение называют сказочной повестью, а не сказкой? (вопрос на стр. 91)
- Какие фольклорные мотивы вы увидели в повести?

- Какие фольклорные мотивы вы увидели в повести?

  • Условие, которое должен выполнить герой;
  • его путешествие из своего мира в другой;
  • испытания, которые он проходит на этом пути;
  • Рассказ о каких героях повести напомнил нам бытовую сказку?
  • Какая сюжетная линия в повести напомнила былички о столкновении человека с нечистой силой, стремящейся завладеть его душой?
  • Чему учат эти былички и повесть Гоголя?
- На каком языке говорят герои повести?  - Зачем нужен словарик почти к каждой странице повести?  - О чём сообщает подзаголовок к повести?  - Кто такой Панек?

- На каком языке говорят герои повести?

- Зачем нужен словарик почти к каждой странице повести?

- О чём сообщает подзаголовок к повести?

- Кто такой Панек?

Панек (или Панько, на украинский манер), как указывает И. Золотусский, в малороссийском просторечии означает «внук Опанаса, Афанасия». Если мы вспомним о том, что отца Гоголя звали Николай Афанасьевич, и о том, что Гоголь в детстве был рыжеват, то у нас может появиться версия: за этим именем скрылся сам Николай Васильевич.  - Итак, кто рассказывает нам истории сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

Панек (или Панько, на украинский манер), как указывает И. Золотусский, в малороссийском просторечии означает «внук Опанаса, Афанасия». Если мы вспомним о том, что отца Гоголя звали Николай Афанасьевич, и о том, что Гоголь в детстве был рыжеват, то у нас может появиться версия: за этим именем скрылся сам Николай Васильевич.

- Итак, кто рассказывает нам истории сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

Как сообщает Рудый Панек, истории, которые найдёт читатель в сборнике, рассказаны разными людьми и им самим на вечерницах в его доме. Поэтому одна из них написана так «вычурно да хитро, как в печатных книжках», а другой рассказчик «такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове».  Три повести («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место») были отданы на откуп Фоме Григорьевичу — дьяку Диканьской церкви (именно описание его наряда Гоголь просил прислать мать), остальные рассказчики безличны.

Как сообщает Рудый Панек, истории, которые найдёт читатель в сборнике, рассказаны разными людьми и им самим на вечерницах в его доме. Поэтому одна из них написана так «вычурно да хитро, как в печатных книжках», а другой рассказчик «такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове».

Три повести («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место») были отданы на откуп Фоме Григорьевичу — дьяку Диканьской церкви (именно описание его наряда Гоголь просил прислать мать), остальные рассказчики безличны.

Кого вы считаете главным героем повести? Почему? Домашнее задание: Выпишите украинские, устаревшие слова, незнакомую лексику. Составьте план повести письменно. Ответьте на вопросы 4, 5, 6, 8, 9 в учебнике.
  • Кого вы считаете главным героем повести? Почему?

Домашнее задание:

  • Выпишите украинские, устаревшие слова, незнакомую лексику.
  • Составьте план повести письменно.
  • Ответьте на вопросы 4, 5, 6, 8, 9 в учебнике.

4. Перечитайте описание чёрта. Выпишите примеры художественных средств, помогающих создать этот образ. Напишите, с кем и для чего сравнивает Гоголь чёрта

1. Беседа по вопросам домашнего задания (4, 5.) 2. - Пользуясь планами, составленными дома, запишем, с кем и из-за чего вступает кузнец в конфликты.  - Когда эти конфликты завязались?

1. Беседа по вопросам домашнего задания (4, 5.)

2. - Пользуясь планами, составленными дома, запишем, с кем и из-за чего вступает кузнец в конфликты.

- Когда эти конфликты завязались?

  • Вакула и чёрт.
  • Вакула и Чуб.
  • Вакула и Оксана.
  • Вакула и Солоха.
Вакула и чёрт.    - Почему черт старается навредить Вакуле и заполучить именно его душу?

Вакула и чёрт.

- Почему черт старается навредить Вакуле и заполучить именно его душу?

  • Почему Вакуле удалось победить черта?
  • Если бы вы снимали киноэпизод «Полет Вакулы в Петербург», то какое настроение стремились бы вызвать у зрителя? Почему? Что поможет вам достичь поставленной цели?
  • С какой целью вводит Гоголь в повесть образы Солохи и Пацюка? (вопросы 8, 9 учебника)
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Ответить на вопросы 12 и 15 в учебнике
  • Перечитать в повести смешные эпизоды («Солоха и её гости», «Как кум надел мешок и чем это закончилось») и выполнить задание 13 в учебнике.
  • Задание 3 в тетради.
Вакула и Чуб Из-за чего не ладят Чуб и Вакула? Чтобы ответить, подумайте: 1) Какими чертами характера наделил Чуба Гоголь? Что помогло вам это понять? 2) Менялось ли ваше отношение к Чубу в процессе чтения? 3) Над какими его качествами смеется повествователь? Как бы вы охарактеризовали этот смех: это сатира или юмор?

Вакула и Чуб

Из-за чего не ладят Чуб и Вакула? Чтобы ответить, подумайте:

1) Какими чертами характера наделил Чуба Гоголь? Что помогло вам это понять?

2) Менялось ли ваше отношение к Чубу в процессе чтения?

3) Над какими его качествами смеется повествователь? Как бы вы охарактеризовали этот смех: это сатира или юмор?

Вакула и Чуб  - Чем привлекает Чуб Солоху?  - Сказывается ли интерес Солохи к Чубу на его отношениях с кузнецом?  - Какие качества Вакулы выявляются в конфликте с Чубом? Почему Вакула ни за что не пришёл бы к Оксане, если бы Чуб был дома?  - Как рассказчик оценивает своих героев? Как он относится к Чубу?

Вакула и Чуб

- Чем привлекает Чуб Солоху?

- Сказывается ли интерес Солохи к Чубу на его отношениях с кузнецом?

- Какие качества Вакулы выявляются в конфликте с Чубом?

Почему Вакула ни за что не пришёл бы к Оксане, если бы Чуб был дома?

- Как рассказчик оценивает своих героев? Как он относится к Чубу?

Вакула и Чуб  - Что переживал Чуб, сидевший в мешке, по мере того, как узнавал секреты Солохи?  - Что чувствовал Чуб, когда вокруг мешка завязалась ссора между кумом и его женой и когда мешок был развязан?  - Сохранил ли при этом Чуб своё достоинство? Сочувствовали ли вы ему?

Вакула и Чуб

- Что переживал Чуб, сидевший в мешке, по мере того, как узнавал секреты Солохи?

- Что чувствовал Чуб, когда вокруг мешка завязалась ссора между кумом и его женой и когда мешок был развязан?

- Сохранил ли при этом Чуб своё достоинство? Сочувствовали ли вы ему?

  • Изменилось ли отношение Чуба к Солохе?
Вакула и Чуб Что помогло Вакуле разрешить конфликт с Чубом? Чтобы ответить, подумайте: 1) Как в конфликте с Чубом проявляется характер Вакулы? 2) Почему Вакула, вернувшись из Петербурга, идет прямо к Чубу? 3) Что удивило Чуба, когда в хату вошел Вакула? 4) Почему он все-таки отдал свою дочь за кузнеца? - Рассмотрите иллюстрацию А.П.Бубнова, на которой изображены ткач, кум, кума, Чуб и дьяк. Какое настроение создает художник? Как он относится к этим персонажам? Почему вы так решили? Разделяете ли вы точку зрения художника?

Вакула и Чуб

Что помогло Вакуле разрешить конфликт с Чубом? Чтобы

ответить, подумайте:

1) Как в конфликте с Чубом проявляется характер Вакулы?

2) Почему Вакула, вернувшись из Петербурга, идет прямо

к Чубу?

3) Что удивило Чуба, когда в хату вошел Вакула?

4) Почему он все-таки отдал свою дочь за кузнеца?

- Рассмотрите иллюстрацию А.П.Бубнова, на которой изображены ткач, кум, кума, Чуб и дьяк. Какое настроение создает художник? Как он относится к этим персонажам? Почему вы так решили? Разделяете ли вы точку зрения художника?

Вакула и Чуб  - Можно ли назвать смешные эпизоды повести сатирическими и почему? Домашнее задание:

Вакула и Чуб

- Можно ли назвать смешные эпизоды повести сатирическими и почему?

Домашнее задание:

  • Подготовить выразительное чтение эпизода «Оксана перед зеркалом» и выполнить задание 19 в учебнике.
  • Перечитать эпизод «Вакула в Петербурге» и ответить на подвопросы 5 и 6 к вопросу 26.
  • Задание 4 в тетради.
Вакула и Оксана  - Кто описывает Оксану?  - Для чего автор так строит описание героини?  - Привлекает её красота? Почему?  - Как раскрываются в этом эпизоде качества Оксаны?  - Какого литературного персонажа она напоминает?  - Похожа ли Оксана на Солоху? Чем?

Вакула и Оксана

- Кто описывает Оксану?

- Для чего автор так строит описание героини?

- Привлекает её красота? Почему?

- Как раскрываются в этом эпизоде качества Оксаны?

- Какого литературного персонажа она напоминает?

- Похожа ли Оксана на Солоху? Чем?

Вакула и Оксана  - Почему кузнец не отступается от Оксаны? Почему чувствует себя пред нею беспомощным?  - Думала ли Оксана о последствиях своего обещания? К чему могла бы привести подобная шутка в реальной жизни?  - Почему малороссийский кузнец смог привезти Оксане черевички императрицы? (вопрос 26)

Вакула и Оксана

- Почему кузнец не отступается от Оксаны? Почему чувствует себя пред нею беспомощным?

- Думала ли Оксана о последствиях своего обещания? К чему могла бы привести подобная шутка в реальной жизни?

- Почему малороссийский кузнец смог привезти Оксане черевички императрицы? (вопрос 26)

Действие повести происходит в 18 веке, т.е. в правление Екатерины II, во время посольства запорожских козаков в Петербурге. При встрече императрицы с казаками присутствует фаворит императрицы князь Г.А. Потёмкин и Д.И. Фонвизин, написавший комедию «Бригадир», поставленную в 1770 году. В конце 1774 г. ко двору Екатерины Великой действительно было отправлено такое посольство с целью сохранить Сечь (об этом и держит речь один из козаков).

Действие повести происходит в 18 веке, т.е. в правление Екатерины II, во время посольства запорожских козаков в Петербурге. При встрече императрицы с казаками присутствует фаворит императрицы князь Г.А. Потёмкин и Д.И. Фонвизин, написавший комедию «Бригадир», поставленную в 1770 году.

В конце 1774 г. ко двору Екатерины Великой действительно было отправлено такое посольство с целью сохранить Сечь (об этом и держит речь один из козаков).

Вакула и Оксана Однако в 1775 г., по инициативе Потёмкина, указом императрицы Запорожская Сечь всё же была уничтожена. Значит мы можем определить время действия повести абсолютно точно: это 24-25 декабря 1774 года.

Вакула и Оксана

Однако в 1775 г., по инициативе Потёмкина, указом императрицы Запорожская Сечь всё же была уничтожена.

Значит мы можем определить время действия повести абсолютно точно: это 24-25 декабря 1774 года.

Вакула и Оксана  - Почему Вакула не прибегнул вновь к помощи чёрта? Не проще ли было попросить у него черевички и никуда не летать?  - Почему императрица не прогневалась на просьбу кузнеца, а выполнила её?  - По любви ли выходит Оксана за кузнеца? Что воспламенило холодное сердце красавицы?

Вакула и Оксана

- Почему Вакула не прибегнул вновь к помощи чёрта? Не проще ли было попросить у него черевички и никуда не летать?

- Почему императрица не прогневалась на просьбу кузнеца, а выполнила её?

- По любви ли выходит Оксана за кузнеца?

Что воспламенило холодное сердце красавицы?

Вакула и Оксана  - Изменилась ли Оксана, полюбив кузнеца? Объясните свою точку зрения.  - Почему действие повести происходит в ночь перед Рождеством?  - Сделайте вывод о том, какие светлые и темные силы борются в героях, какие побеждают и почему. В чем состоит идея сказочной повести Гоголя?

Вакула и Оксана

- Изменилась ли Оксана, полюбив кузнеца? Объясните свою точку зрения.

- Почему действие повести происходит в ночь перед Рождеством?

- Сделайте вывод о том, какие светлые и темные силы борются в героях, какие побеждают и почему. В чем состоит идея

сказочной повести Гоголя?

Образ рассказчика 1. Что вы узнали о повествователе? 2. Каким вы его представляете? Какими качествами наделил Н.В. Гоголь своего повествователя? 3. Что сближает повествователя с другими персонажами повести, что отличает от них? 4. Действительно ли повествователь — отличный рассказчик? Обоснуйте свою точку зрения. 5. Зачем Гоголю понадобилось создавать образ повествователя?

Образ рассказчика

1. Что вы узнали о повествователе?

2. Каким вы его представляете? Какими качествами наделил

Н.В. Гоголь своего повествователя?

3. Что сближает повествователя с другими персонажами повести, что отличает от них?

4. Действительно ли повествователь — отличный рассказчик? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Зачем Гоголю понадобилось создавать образ повествователя?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовиться к сочинению – смешному описанию внешности человека. Для этого нужно перечитать в повести Гоголя портреты персонажей и выделить художественные средства, создающие комический эффект.
  • Принести на урок маленькое зеркальце.
  • Прочитать повесть А. Грина «Алые паруса»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 21.07.2018

Номер свидетельства: 475186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок-театр по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-tieatr-po-poviesti-n-v-gogholia-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "119991"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413566007"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по литературе: Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-n-v-goghol-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "121788"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414072424"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Открытый урок по литературе "Герои  повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" "
    ["seo_title"] => string(84) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-gieroi-poviesti-n-v-gogholia-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "157218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421572173"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок по повести Н. В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»."
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi_urok_po_poviesti_n_v_gogholia_noch_pieried_rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "348571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476268060"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тест  по литературе Н.В.ГОГОЛЬ «Ночь перед Рождеством» "
    ["seo_title"] => string(57) "tiest-po-litieraturie-n-v-gogol-noch-pieried-rozhdiestvom"
    ["file_id"] => string(6) "213036"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431966644"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства