kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие герои поэзии Лермонтова – поэтические двойники автора: Мцыри, герой одноименной поэмы, стремившийся к свободе, говорил:

Я мало жил, и жил в плену

Таких две жизни за одну...

Эти слова являются своеобразным эпиграфом ко всему поэтическому творчеству Лермонтова. В нем прослеживается одна главная, доминирующая тема – тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой и людьми.

В поэзии Лермонтова можно увидеть все элементы, из которых слагается его жизнь и творчество:несокрушимая сила и мощь духа, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания его одинокой души.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. »

Мотив одиночества в лирике Лермонтова Говоря словами Белинского, лирика Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека.»

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Говоря словами Белинского, лирика Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека.»

Одиночество” — привычное состояние романтического лирического героя. “ Посвящённый” в тайны идеального мира, непонятый толпой, изгнанный или странствующий, ищущий и жаждущий свободы, он, как правило, предстаёт перед читателем одиноким. Это один из самых устойчивых и постоянных мотивов лермонтовского творчества, отразившийся в большинстве его произведений.
  • Одиночество” — привычное состояние романтического лирического героя.
  • “ Посвящённый” в тайны идеального мира, непонятый толпой, изгнанный или странствующий, ищущий и жаждущий свободы, он, как правило, предстаёт перед читателем одиноким.
  • Это один из самых устойчивых и постоянных мотивов лермонтовского творчества, отразившийся в большинстве его произведений.
Одиночество …   Для кого-то страшное, для кого-то желанное. Это и свобода, это и изгнание, это успокоение. Одиночество может быть целительным, но может быть и губительным.  Грусть, скорбь, тоска – об этих человеческих чувствах писал юный поэт в своих ранних стихотворениях.

Одиночество

Для кого-то страшное, для кого-то желанное. Это и свобода, это и изгнание, это успокоение. Одиночество может быть целительным, но может быть и губительным.

Грусть, скорбь, тоска – об этих человеческих чувствах писал юный поэт в своих ранних стихотворениях.

Жизнь Лермонтова началась с горечи и боли.

Жизнь Лермонтова началась с горечи и боли.

  • Ранняя смерть матери, ссора отца с бабушкой тяжело сказывались на формировании личности поэта. Всюду он сталкивался с непониманием и отчуждением. Детство и отрочество поэта прошли на природе, среди бескрайних полей, пересеченных оврагами и изредка затемненных дубовыми рощицами. Потом он вспоминал о них в стихотворении « Люблю отчизну».
  • Сильные впечатления детства – поездки на Кавказ, гордые, надменные, величественные горы, свободные – и одинокие…
В ранних стихах одиночество
  • В ранних стихах одиночество Лермонтова можно объяснить и его характером, и обстановкой в семье, а отчасти оно навеяно романтизмом .
Мотив одиночества
  • Мотив одиночества – это следствие судьбы Лермонтова и его поколения, бесцельного существования эпохи реакции после разгрома восстания 1825г. Поэт был разочарован не только людьми, но и общей ситуацией в стране, которая воспитала такое поколение, невозможностью применить свои силы на гражданском поприще, - все это было истинной трагедией для Лермонтова.
Лермонтов разочаровался и в людях, окружавших его, не находя среди них тех, кто готов понять его или просто оценить по достоинству. Бросая взгляд в будущее, он видит драму целого поколения:
  • Лермонтов разочаровался и в людях, окружавших его, не находя среди них тех, кто готов понять его или просто оценить по достоинству. Бросая взгляд в будущее, он видит драму целого поколения:

« Его грядущее иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.»

(«Дума»)

Многие герои поэзии Лермонтова – поэтические двойники автора: Мцыри, герой одноименной поэмы, стремившийся к свободе, говорил: Я мало жил, и жил в плену Таких две жизни за одну... Эти слова являются своеобразным эпиграфом ко всему поэтическому творчеству Лермонтова. В нем прослеживается одна главная, доминирующая тема – тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой и людьми.
  • Многие герои поэзии Лермонтова – поэтические двойники автора: Мцыри, герой одноименной поэмы, стремившийся к свободе, говорил:

Я мало жил, и жил в плену

Таких две жизни за одну...

Эти слова являются своеобразным эпиграфом ко всему поэтическому творчеству Лермонтова. В нем прослеживается одна главная, доминирующая тема – тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой и людьми.

Лермонтов впервые в русской литературе той эпохи создал уникальную поэтическую личность, наиболее полно выражающую авторское «я». Исповедальность его поэзии поразительна. Отчужденность, непонимание, страдание, поиск родины, друзей, родной души .…  О ком это? О Лермонтове, о Мцыри, о Демоне или о каком-то другом лирическом герое? Обо всех сразу, потому что они есть одно целое. Владислав Ходасевич писал, что «Лермонтов систематически прививает читателю яд страстей и страданий» .  Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть з а родину, идею, верность себе. В окружающей жизни таких героев не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, мыслями, характером, волей и … одиночеством
  • Лермонтов впервые в русской литературе той эпохи создал уникальную поэтическую личность, наиболее полно выражающую авторское «я». Исповедальность его поэзии поразительна. Отчужденность, непонимание, страдание, поиск родины, друзей, родной души .…
  • О ком это? О Лермонтове, о Мцыри, о Демоне или о каком-то другом лирическом герое? Обо всех сразу, потому что они есть одно целое. Владислав Ходасевич писал, что «Лермонтов систематически прививает читателю яд страстей и страданий» .
  • Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть з а родину, идею, верность себе. В окружающей жизни таких героев не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, мыслями, характером, волей и … одиночеством .
Но если в юношеской лирике Лермонтова одиночество — одновременно источник страдания и предмет устремлений , подчёркивающий избранность и исключительность, то в поздних стихах одиночество уже не сулит какого бы то ни было удовлетворения лирическому герою, оно «предстаёт как естество», как судьба
  • Но если в юношеской лирике Лермонтова одиночество — одновременно источник страдания и предмет устремлений , подчёркивающий избранность и исключительность, то в поздних стихах одиночество уже не сулит какого бы то ни было удовлетворения лирическому герою, оно «предстаёт как естество», как судьба .
  • Лермонтов как поэт динамичен, он постоянно пребывает в резких сменах душевных состояний, в постоянном движении мысли. В его поэзии мы встречаем все разнообразие интонаций: от страшного вызова судьбе: «Я или Бог, или никто» до умиротворенного любования природой.
Поэт пытался отыскать в природе спасение от преследующего отчаяния. Но и пейзаж неотделим от переживаний Лермонтова. Он противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, сравнивая себя с одиноким дубовым листком:
  • Поэт пытался отыскать в природе спасение от преследующего отчаяния. Но и пейзаж неотделим от переживаний Лермонтова. Он противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, сравнивая себя с одиноким дубовым листком:

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

«Листок»

Или представляется гордым одиноким утесом, одиноко плачущим в пустыне, или сравнивает себя с дремлющей сосной, ищущей прекрасную пальму.

В своем, бесспорно, одном из лучших стихотворений «Выхожу один я на дорогу…» автор показывает, что невозможно найти успокоения в общении с природой. Это только мечта, а не реальность. Изумительные картины природы лишь подчеркивают одиночество героя и контрастируют с его внутренним миром: В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? В поэзии Лермонтова, можно увидеть все элементы, из которых слагается его жизнь и творчество. Несокрушимая сила и мощь духа, тихая грусть , кроткая задумчивость , вопли гордого страдания его одинокой души - все это в стихотворениях Лермонтова.

В своем, бесспорно, одном из лучших стихотворений «Выхожу один я на дорогу…» автор показывает, что невозможно найти успокоения в общении с природой. Это только мечта, а не реальность. Изумительные картины природы лишь подчеркивают одиночество героя и контрастируют с его внутренним миром:

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

В поэзии Лермонтова, можно увидеть все элементы, из которых слагается его жизнь и творчество. Несокрушимая сила и мощь духа, тихая грусть , кроткая задумчивость , вопли гордого страдания его одинокой души - все это в стихотворениях Лермонтова.

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: ученица МАОУ СОШ №3 УИП г.Камышлова Верёвкина Анастасия Учитель литературы: Власова Е.В.

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила:

ученица МАОУ СОШ №3 УИП

г.Камышлова

Верёвкина Анастасия

Учитель литературы:

Власова Е.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

Автор: Верёвкина Анастасия

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131134

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация к уроку литературы по изучению любовной лирики М.Ю.Лермонтова .Мотив одиночества "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-po-izuchieniiu-liubovnoi-liriki-m-iu-liermontova-motiv-odinochiestva"
    ["file_id"] => string(6) "116715"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412598672"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация: "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова""
    ["seo_title"] => string(57) "prezentatsiia_motiv_odinochestva_v_lirike_m_iu_lermontova"
    ["file_id"] => string(6) "565224"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1606917987"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова""
    ["seo_title"] => string(43) "motiv_odinochestva_v_lirike_m_iu_lermontova"
    ["file_id"] => string(6) "565223"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606917454"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Художественный мир М. Ю. Лермонтова"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khudozhiestviennyi_mir_m_iu_liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "454685"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517754812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства