kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мост между мирами- внутренним и внешним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для изучения направления "Символизм".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мост между мирами- внутренним и внешним.»

Мост между мирами – внутренним и внешним Презентации к урокам литературы по теме «Символизм»

Мост между мирами – внутренним и внешним

Презентации к урокам литературы

по теме «Символизм»

Символизм  (от греч. Symbolon — символ, знак) — направление в живописи, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и пришедшее к своему наивысшему расцвету в конце XIX-XX веков как в самой Франции, так и Бельгии, Германии, Норвегии (и ряде иных европейских стран), а также в России .

Символизм

(от греч. Symbolon — символ, знак) — направление в живописи, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и пришедшее к своему наивысшему расцвету в конце XIX-XX веков как в самой Франции, так и Бельгии, Германии, Норвегии (и ряде иных европейских стран), а также в России .

Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение:  - Золотой - цвет, символизирующий сияние Божественной славы;  - Желтый или охра - цвет высшей власти ангелов, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой;  - Белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, а также одежды праведников на иконах;  - Черный - цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других - знак печали и смирения;  - Голубой - цвет Богородицы, означал тоже чистоту и праведность;  - Синий - цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения;  - Красный - царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела - предводителя небесного воинства и Святого Георгия - победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.  - Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого.
  • Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение: - Золотой - цвет, символизирующий сияние Божественной славы; - Желтый или охра - цвет высшей власти ангелов, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой; - Белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, а также одежды праведников на иконах; - Черный - цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других - знак печали и смирения; - Голубой - цвет Богородицы, означал тоже чистоту и праведность; - Синий - цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения; - Красный - царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела - предводителя небесного воинства и Святого Георгия - победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества. - Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого.
Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в иконах передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию:  - Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание;  - Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию;  - Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности;  - Две руки, поднятые вверх - моление о мире;  - Руки, поднятые вперёд - моление о помощи, жест просьбы;  - Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.
  • Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в иконах передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию:
  • - Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание; - Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию; - Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности; - Две руки, поднятые вверх - моление о мире; - Руки, поднятые вперёд - моление о помощи, жест просьбы; - Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.
Ян ван Эйк  «Чета Арнольфини»

Ян ван Эйк «Чета Арнольфини»

Первоначально стиль символизм появился как направление в литературе. Так, одними из наиболее ярких представителей раннего европейского символизма являются знаменитые французские поэты Шарль Бодлер, Поль Верлен, Стефан Малларме и др.  Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера «Соответствия» со знаменитой фразой: «Перекликаются звук, запах, форма, цвет...»
  • Первоначально стиль символизм появился как направление в литературе. Так, одними из наиболее ярких представителей раннего европейского символизма являются знаменитые французские поэты Шарль Бодлер, Поль Верлен, Стефан Малларме и др.
  • Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера «Соответствия» со знаменитой фразой: «Перекликаются звук, запах, форма, цвет...»
«Все нераздельно»   Душа исполнена влиянья  Таинственных метаморфоз:  В ней стало музыкой дыханье,  А голос - ароматом роз!«  (Бодлер)

«Все нераздельно»

  • Душа исполнена влиянья Таинственных метаморфоз: В ней стало музыкой дыханье, А голос - ароматом роз!«

(Бодлер)

В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе.  Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А.Рембо «Гласные»: «А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый, «О» голубой – цвета причудливой загадки…

В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками.

Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе.

Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А.Рембо «Гласные»:

«А» черный, белый «Е», «И» красный, «У» зеленый,

«О» голубой – цвета причудливой загадки…

П.Верлен в известном стихотворении «Поэтическое искусство» определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: «Музыкальность – прежде всего». О музыке на первом месте!  Предпочитай размер такой,  Что зыбок, растворим и вместе  Не давит строгой полнотой. …………………………………………… ..
  • П.Верлен в известном стихотворении «Поэтическое искусство» определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: «Музыкальность – прежде всего».

О музыке на первом месте! Предпочитай размер такой, Что зыбок, растворим и вместе Не давит строгой полнотой.

  • …………………………………………… ..

Одни оттенки нас пленяют, Не краски: цвет их слишком строг! Ах, лишь оттенки сочетают Мечту с мечтой и с флейтой рог.

В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием «Песни без слов».   Подстрочник перевода стихотворения Верлена Перевод  с французского Бориса Пастернака

В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием «Песни без слов».

Подстрочник перевода стихотворения Верлена

Перевод  с французского Бориса Пастернака

  • В моём сердце плачется, Словно дождит за окном. Что это за тоска, Гнетущая мою душу?
  • О, тихий шум дождика По земле и по крышам, Для изнывающего сердца Ты как песня воды.
  • Плачется без причины В этом сердце, которому всё обрыдло, Как! Никакого предательства?... Вот бессмысленный траур.
  • Но худшая из мук - Это не знать, отчего Не ненавидя, не любя, Моё сердце так несчастно!
  • И в сердце растрава, И дождик с утра. Откуда бы, право, Такая хандра?
  • О дождик желанный, Твой шорох - предлог Душе бесталанной Всплакнуть под шумок.
  • Откуда ж кручина И сердца вдовство? Хандра без причины И ни от чего.
  • Хандра ниоткуда, Но та и хандра, Когда не от худа И не от добра.
Русский символизм

Русский символизм

  • Символизм в изобразительном искусстве в России характеризуется своей концентрацией не на повседневности, а на таинственных (даже божественных) силах, проявляющих себя через душевные переживания персонажей. Одной из ярчайших картин символизма является «Демон сидящий» Михаила Врубеля.
Врубель

Врубель

Именно русский символизм достиг наибольшего успеха. Именно русский символизм подарил Миру бесценные работы Михаила Врубеля, Николая Рериха, Константина Сомова и др. известных русских живописцев.
  • Именно русский символизм достиг наибольшего успеха. Именно русский символизм подарил Миру бесценные работы Михаила Врубеля, Николая Рериха, Константина Сомова и др. известных русских живописцев.
Рерих

Рерих

Борисов - Мусатов

Борисов - Мусатов

Петров - Водкин

Петров - Водкин

Русский символизм в литературе

Русский символизм в литературе

  • Символизм в России вбирал два потока «старших символистов» (И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников)
  • «младосимволистов» (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев, Эллис (Л.Кобылинский).
  • К символистам были близки М.Волошин, М.Кузмин, А.Добролюбов, И.Коневской.
Мысль изречённая есть ложь…

Мысль изречённая есть ложь…

  • Общепризнанные предтечи русского символизма – Ф.Тютчев, А.Фет, Вл.Соловьев. Основоположником символистского метода в русской поэзии Вяч.Иванов называл Ф.Тютчева.
Другой предшественник символистов - Фет

Другой предшественник символистов - Фет

  • Как и Ф.Тютчев, А.Фет говорил о невыразимости, «несказанности» человеческих мыслей и чувств, мечтой Фета была «поэзия без слов» (к «несказанному» вслед за Фетом устремляется А.Блок, любимое слово Блока – «несказанно»).
В обществе возрос интерес к линии Платона–Канта, идеалистической философии. В V–IV веках до н.э. Платон (древнегреческий философ) сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени из мира подлинного, огромного, ирреального, но недоступного восприятию человеческого разума. Человек, по Платону, может только догадываться по этим теням-символам о том, что происходит за пределами пещеры. Но, существуя в бытовом, реальном мире, человек в то же время ощущает связь с миром бытийным, ирреальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы
  • В обществе возрос интерес к линии Платона–Канта, идеалистической философии. В V–IV веках до н.э. Платон (древнегреческий философ) сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени из мира подлинного, огромного, ирреального, но недоступного восприятию человеческого разума. Человек, по Платону, может только догадываться по этим теням-символам о том, что происходит за пределами пещеры. Но, существуя в бытовом, реальном мире, человек в то же время ощущает связь с миром бытийным, ирреальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы "платоновской пещеры".
Что житейский шум трескучий – Только отблеск искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?  В. Соловьев
  • Что житейский шум трескучий –
  • Только отблеск искаженный
  • Торжествующих созвучий?
  • Милый друг, иль ты не чуешь,
  • Что одно на целом свете –
  • Только то, что сердце к сердцу
  • Говорит в немом привете?
  • В. Соловьев "Милый друг...":

  • Милый друг, иль ты не видишь,
  • Что все видимое нами –
  • Только отблеск, только тени
  • От незримого очами?
  • Милый друг, иль ты не слышишь,
«Соловьёвым мы таинственно крещены»  Вяч.Иванов

«Соловьёвым мы таинственно крещены» Вяч.Иванов

  • На содержание русского символизма (особенно на младшее поколение символистов) заметно повлияла философия Вл.Соловьева.
  • Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мир.
«Предчувствую тебя…»  А.Блок

«Предчувствую тебя…» А.Блок

  • И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев
  • Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
  • Всё в облике одном предчувствую Тебя.
  • Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
  • И молча жду,— тоскуя и любя .
  • Весь горизонт в огне, и близко появленье,
  • Но страшно мне: изменишь облик Ты,
  • И дерзкое возб у дишь подозренье,
  • Сменив в конце привычные черты.
  • О, как паду — и горестно, и низко,
  • Не одолев смертельные мечты!
  • Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
  • Но страшно мне: изменишь облик Ты.
  • 4июня 1901, с. Шахматово


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мост между мирами- внутренним и внешним.

Автор: Абрамова Раиса Михайловна

Дата: 05.07.2023

Номер свидетельства: 634735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Урок литературы в 6 классе  на тему "Красота человека в рассказе С.К.Никитина "Красивая" "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-v-6-klassie-na-tiemu-krasota-chielovieka-v-rasskazie-s-k-nikitina-krasivaia"
    ["file_id"] => string(6) "243572"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445769798"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ЗАВИСИМОСТИ ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ (мобильный телефон"
    ["seo_title"] => string(96) "profilaktika-komp-iutiernoi-i-zavisimosti-drugikh-informatsionnykh-ustroistv-mobil-nyi-tieliefon"
    ["file_id"] => string(6) "302110"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457066627"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Курить - здоровью вредить"
    ["seo_title"] => string(25) "kurit_zdorov_iu_vriedit_2"
    ["file_id"] => string(6) "465256"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1523013135"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Величие Санкт-Петербурга. Площадь искусств. "
    ["seo_title"] => string(49) "vielichiie-sankt-pietierburgha-ploshchad-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "117982"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412977475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства