kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе на тему "Красота человека в рассказе С.К.Никитина "Красивая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока подготовлен к УМК «Вокруг тебя – Мир…»

Урок литературы в 6 классе
 Красота человека в рассказе С.К.Никитина «Красивая»


Цели: 
–    познакомить с рассказом местного писателя;
–    побудить учеников к размышлению о том, что такое внешняя и внутренняя красота человека, в чем заключается его истинная красота;
–    подвести учеников к сознанию того, что о человеке нужно судить не по внешности, а по его внутреннему содержанию;
–    формирование умения соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения;
–    формирование умения работать с толковым словарем.

Структура:
1.    Вступительное слово учителя.
2.    Работа с текстом рассказа:
        а) чтение отрывков,
        б) аналитическая работа по тексту.
3. Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя.
     Никитин Сергей Константинович – ковровский писатель, с творчеством которого вы уже знакомы. Никитин – автор рассказов и повестей о природе и деревне. Если в прошлом учебном году мы изучали его рассказы о природе, то сегодня познакомимся с произведением, в котором автор говорит о человеке, его красоте, о несоответствии внешнего облика человека с его внутренним содержанием.
–    Как вы думаете, о ком будет рассказ, если он называется «Красивая»?

Работа с текстом.
?    Чтение рассказа до слов «Женщина между тем подошла совсем близко».

Аналитическая работа.
•    Где происходит действие рассказа?
(на речке Нара)
•    Кто является героями рассказа и что они делают?
(плотники Сергиян, его сын Герасим и Матвей Земнузов ремонтируют мост после разлива)
•    Почему отец с сыном считали Матвея «простаком и шляпой»?
(он был застенчивым; согласился работать за третью долю оплаты, хотя понимал, что Сергиян уже не работник, слишком стар)
•    Как вы понимаете слова Герасима «Матюха заречный, шилом щи хлебает»?
•    Какое развлечение было у плотников?
(прятать лодку, предназначенную для переправы)
•    Как вы думаете, кто шел к реке, если Сергиян закричал: «Сарафан идет!»?


?       Чтение текста до слов «Матюша, - каким-то раненым голосом говорила она, - возьми меня к себе».
Аналитическая работа.
•    Что удивило Сергияна с Герасимом?
(женщина была знакома с Матвеем)
•    Что мы знаем об отношении к своим женам Сергияна и Герасима?
(они называли их просто «бабы», поколачивали их, утаивали часть заработка, оставляли им всю грязную работу, отзывались о всех женщинах грубо и нечисто)
•    Что же сейчас заставило их смотреть на эту женщину, с восхищением и какой-то растерянностью»?
(необыкновенная красота)
•    С чем сравнивали они её?
(с большой лучистой звездой, которую видели в ночном небе во время солдатских учений)
•    Как тогда, увидев ракету, повели себя Сергиян и Герасим?
(они заговорили шёпотом, мечтали заработать много денег и, отдав их все своим женам, пуститься по свету)
•    Почему? Ведь мы знаем, что Сергиян и Герасим думали только о себе и были явными, «потребителями», а тут решили все отдать и уйти с пустыми руками.
(Свет звезды как бы смягчил их, позвал за собой, позволил оторваться от приземленных желаний. Им захотелось изменить свою жизнь.)
•    Что же было более всего непонятно им в поведении Матвея?
(то, что он гнал от себя эту красивую женщину)
•    А как вы думаете, почему он её гнал? 
Что мы о нем знаем?
Могли они быть знакомы раньше, до армии?


?       Чтение текста до слов «Вот-вот, - усмехнулся Матвей, - в самый раз».
Аналитическая работа.
•    Как плакала женщина и о чём это может говорить?
(закрыв лицо руками, а слезы текли между пальцев до самых локтей)
•    Почему у Герасима появилась желание «тюкнуть» Матвея обушком разок - другой?
(он не понимал, как можно отталкивать от себя такую красоту и сам «так бы ручейком и побежал ей под ноги»)


?        Чтение текста до конца.
Аналитическая работа.
•    Почему же гнал от себя Матвей эту женщину?
(она обещала ждать его из армии, а сама вышла замуж из-за денег старика)
•    При каком условии Матвей мог бы простить её?
(если б она отдала деньги назад)
•    Какие слова Матвея подтверждают, что она этого не сделает?
(«Не одюжит. Уйти – уйдет, а деньги не отдаст, не превозможет свою подлую натуру».)
•    Как называется качество личности, при котором человек стремиться к наживе?
(жадность)
•    Какой же была эта красивая женщина?
(красивая и жадная)
•    А Матвей? Подтвердите текстом, что деньги не были целью его жизни.
•    Посмотрим, какие толкования даются в словаре словам «красивый» и «жадный» (Ученики читают в словаре толкование слов, которое, в свою очередь, продублировано на доске) 

Красивый  – 1) доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом;
2) полный внутреннего содержания, высоконравственный.

Жадный  -  стремящийся к наживе, скупой.

•    Обратите внимание на второй пункт объяснения слова «красивый». Какой же может быть красота человека?
(внешней и внутренней)
•    Почему же, если красота так всегда притягивает человека, Матвей отказывается от этой женщины?
(потому что внутреннее содержание не соответствует внешнему облику. Матвей судит о ней не по красоте, а по поступкам)
•    А вот Сергиян и Герасим говорят, что «за сорок семь тысяч можно бы и простить». Почему?
(для них деньги – цель жизни)
•    Как вы думаете, кто из героев рассказа будет более счастлив в жизни и почему?
Вывод: 
-    Чему учит нас рассказ Никитина?
(Быть внимательным к внутреннему миру человека, а не к его внешности, т.к. под красивой маской может скрываться что-то нехорошее, ничтожное, грязное и, наоборот, за неброской внешностью можно разглядеть духовно богатую личность)
-    В чем же заключается истинная красота человека?
(в гармоничной внешности человека и его прекрасных поступках)

Объяснение домашнего задания.
1.    Подберите пословицу, в которой говорится, что главным в человеке является не внешность, а внутреннее содержание.
2.    Есть ли среди ваших знакомых человек, который при неброской внешности красив своими поступками. Расскажите о нём.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе на тему "Красота человека в рассказе С.К.Никитина "Красивая" »

Тейковцева Алла Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа-интернат среднего (полного)

общего образования № 1 города Коврова»

Владимирской области


Конспект урока подготовлен к УМК «Вокруг тебя – Мир…»


Урок литературы в 6 классе

Красота человека в рассказе С.К.Никитина «Красивая»



Цели:

    • познакомить с рассказом местного писателя;

    • побудить учеников к размышлению о том, что такое внешняя и внутренняя красота человека, в чем заключается его истинная красота;

    • подвести учеников к сознанию того, что о человеке нужно судить не по внешности, а по его внутреннему содержанию;

    • формирование умения соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения;

    • формирование умения работать с толковым словарем.


Структура:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Работа с текстом рассказа:

а) чтение отрывков,

б) аналитическая работа по тексту.

3. Объяснение домашнего задания.


ХОД УРОКА.


Вступительное слово учителя.

Никитин Сергей Константинович – ковровский писатель, с творчеством которого вы уже знакомы. Никитин – автор рассказов и повестей о природе и деревне. Если в прошлом учебном году мы изучали его рассказы о природе, то сегодня познакомимся с произведением, в котором автор говорит о человеке, его красоте, о несоответствии внешнего облика человека с его внутренним содержанием.

  • Как вы думаете, о ком будет рассказ, если он называется «Красивая»?


Работа с текстом.

  • Чтение рассказа до слов «Женщина между тем подошла совсем близко».


Аналитическая работа.

  • Где происходит действие рассказа?

(на речке Нара)

  • Кто является героями рассказа и что они делают?

(плотники Сергиян, его сын Герасим и Матвей Земнузов ремонтируют мост после разлива)

  • Почему отец с сыном считали Матвея «простаком и шляпой»?

(он был застенчивым; согласился работать за третью долю оплаты, хотя понимал, что Сергиян уже не работник, слишком стар)

  • Как вы понимаете слова Герасима «Матюха заречный, шилом щи хлебает»?

  • Какое развлечение было у плотников?

(прятать лодку, предназначенную для переправы)

  • Как вы думаете, кто шел к реке, если Сергиян закричал: «Сарафан идет!»?



  • Чтение текста до слов «Матюша, - каким-то раненым голосом говорила она, - возьми меня к себе».

Аналитическая работа.

  • Что удивило Сергияна с Герасимом?

(женщина была знакома с Матвеем)

  • Что мы знаем об отношении к своим женам Сергияна и Герасима?

(они называли их просто «бабы», поколачивали их, утаивали часть заработка, оставляли им всю грязную работу, отзывались о всех женщинах грубо и нечисто)

  • Что же сейчас заставило их смотреть на эту женщину, с восхищением и какой-то растерянностью»?

(необыкновенная красота)

  • С чем сравнивали они её?

(с большой лучистой звездой, которую видели в ночном небе во время солдатских учений)

  • Как тогда, увидев ракету, повели себя Сергиян и Герасим?

(они заговорили шёпотом, мечтали заработать много денег и, отдав их все своим женам, пуститься по свету)

  • Почему? Ведь мы знаем, что Сергиян и Герасим думали только о себе и были явными, «потребителями», а тут решили все отдать и уйти с пустыми руками.

(Свет звезды как бы смягчил их, позвал за собой, позволил оторваться от приземленных желаний. Им захотелось изменить свою жизнь.)

  • Что же было более всего непонятно им в поведении Матвея?

(то, что он гнал от себя эту красивую женщину)

  • А как вы думаете, почему он её гнал?

Что мы о нем знаем?

Могли они быть знакомы раньше, до армии?



  • Чтение текста до слов «Вот-вот, - усмехнулся Матвей, - в самый раз».

Аналитическая работа.

  • Как плакала женщина и о чём это может говорить?

(закрыв лицо руками, а слезы текли между пальцев до самых локтей)

  • Почему у Герасима появилась желание «тюкнуть» Матвея обушком разок - другой?

(он не понимал, как можно отталкивать от себя такую красоту и сам «так бы ручейком и побежал ей под ноги»)



  • Чтение текста до конца.

Аналитическая работа.

  • Почему же гнал от себя Матвей эту женщину?

(она обещала ждать его из армии, а сама вышла замуж из-за денег старика)

  • При каком условии Матвей мог бы простить её?

(если б она отдала деньги назад)

  • Какие слова Матвея подтверждают, что она этого не сделает?

(«Не одюжит. Уйти – уйдет, а деньги не отдаст, не превозможет свою подлую натуру».)

  • Как называется качество личности, при котором человек стремиться к наживе?

(жадность)

  • Какой же была эта красивая женщина?

(красивая и жадная)

  • А Матвей? Подтвердите текстом, что деньги не были целью его жизни.

  • Посмотрим, какие толкования даются в словаре словам «красивый» и «жадный» (Ученики читают в словаре толкование слов, которое, в свою очередь, продублировано на доске)


Красивый – 1) доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом;

2) полный внутреннего содержания, высоконравственный.


Жадный -- стремящийся к наживе, скупой.


  • Обратите внимание на второй пункт объяснения слова «красивый». Какой же может быть красота человека?

(внешней и внутренней)

  • Почему же, если красота так всегда притягивает человека, Матвей отказывается от этой женщины?

(потому что внутреннее содержание не соответствует внешнему облику. Матвей судит о ней не по красоте, а по поступкам)

  • А вот Сергиян и Герасим говорят, что «за сорок семь тысяч можно бы и простить». Почему?

(для них деньги – цель жизни)

  • Как вы думаете, кто из героев рассказа будет более счастлив в жизни и почему?

Вывод:

  • Чему учит нас рассказ Никитина?

(Быть внимательным к внутреннему миру человека, а не к его внешности, т.к. под красивой маской может скрываться что-то нехорошее, ничтожное, грязное и, наоборот, за неброской внешностью можно разглядеть духовно богатую личность)

  • В чем же заключается истинная красота человека?

(в гармоничной внешности человека и его прекрасных поступках)


Объяснение домашнего задания.

  1. Подберите пословицу, в которой говорится что главным в человеке является не внешность, а внутреннее содержание.

  2. Есть ли среди ваших знакомых человек, который при неброской внешности красив своими поступками. Расскажите о нём.





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок литературы в 6 классе на тему "Красота человека в рассказе С.К.Никитина "Красивая"

Автор: Тейковцева Алла Вячеславовна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243572


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства