Конспект урока подготовлен к УМК «Вокруг тебя – Мир…»
Урок литературы в 6 классе
Красота человека в рассказе С.К.Никитина «Красивая»
Цели:
– познакомить с рассказом местного писателя;
– побудить учеников к размышлению о том, что такое внешняя и внутренняя красота человека, в чем заключается его истинная красота;
– подвести учеников к сознанию того, что о человеке нужно судить не по внешности, а по его внутреннему содержанию;
– формирование умения соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения;
– формирование умения работать с толковым словарем.
Структура:
1. Вступительное слово учителя.
2. Работа с текстом рассказа:
а) чтение отрывков,
б) аналитическая работа по тексту.
3. Объяснение домашнего задания.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
Никитин Сергей Константинович – ковровский писатель, с творчеством которого вы уже знакомы. Никитин – автор рассказов и повестей о природе и деревне. Если в прошлом учебном году мы изучали его рассказы о природе, то сегодня познакомимся с произведением, в котором автор говорит о человеке, его красоте, о несоответствии внешнего облика человека с его внутренним содержанием.
– Как вы думаете, о ком будет рассказ, если он называется «Красивая»?
Работа с текстом.
? Чтение рассказа до слов «Женщина между тем подошла совсем близко».
Аналитическая работа.
• Где происходит действие рассказа?
(на речке Нара)
• Кто является героями рассказа и что они делают?
(плотники Сергиян, его сын Герасим и Матвей Земнузов ремонтируют мост после разлива)
• Почему отец с сыном считали Матвея «простаком и шляпой»?
(он был застенчивым; согласился работать за третью долю оплаты, хотя понимал, что Сергиян уже не работник, слишком стар)
• Как вы понимаете слова Герасима «Матюха заречный, шилом щи хлебает»?
• Какое развлечение было у плотников?
(прятать лодку, предназначенную для переправы)
• Как вы думаете, кто шел к реке, если Сергиян закричал: «Сарафан идет!»?
? Чтение текста до слов «Матюша, - каким-то раненым голосом говорила она, - возьми меня к себе».
Аналитическая работа.
• Что удивило Сергияна с Герасимом?
(женщина была знакома с Матвеем)
• Что мы знаем об отношении к своим женам Сергияна и Герасима?
(они называли их просто «бабы», поколачивали их, утаивали часть заработка, оставляли им всю грязную работу, отзывались о всех женщинах грубо и нечисто)
• Что же сейчас заставило их смотреть на эту женщину, с восхищением и какой-то растерянностью»?
(необыкновенная красота)
• С чем сравнивали они её?
(с большой лучистой звездой, которую видели в ночном небе во время солдатских учений)
• Как тогда, увидев ракету, повели себя Сергиян и Герасим?
(они заговорили шёпотом, мечтали заработать много денег и, отдав их все своим женам, пуститься по свету)
• Почему? Ведь мы знаем, что Сергиян и Герасим думали только о себе и были явными, «потребителями», а тут решили все отдать и уйти с пустыми руками.
(Свет звезды как бы смягчил их, позвал за собой, позволил оторваться от приземленных желаний. Им захотелось изменить свою жизнь.)
• Что же было более всего непонятно им в поведении Матвея?
(то, что он гнал от себя эту красивую женщину)
• А как вы думаете, почему он её гнал?
Что мы о нем знаем?
Могли они быть знакомы раньше, до армии?
? Чтение текста до слов «Вот-вот, - усмехнулся Матвей, - в самый раз».
Аналитическая работа.
• Как плакала женщина и о чём это может говорить?
(закрыв лицо руками, а слезы текли между пальцев до самых локтей)
• Почему у Герасима появилась желание «тюкнуть» Матвея обушком разок - другой?
(он не понимал, как можно отталкивать от себя такую красоту и сам «так бы ручейком и побежал ей под ноги»)
? Чтение текста до конца.
Аналитическая работа.
• Почему же гнал от себя Матвей эту женщину?
(она обещала ждать его из армии, а сама вышла замуж из-за денег старика)
• При каком условии Матвей мог бы простить её?
(если б она отдала деньги назад)
• Какие слова Матвея подтверждают, что она этого не сделает?
(«Не одюжит. Уйти – уйдет, а деньги не отдаст, не превозможет свою подлую натуру».)
• Как называется качество личности, при котором человек стремиться к наживе?
(жадность)
• Какой же была эта красивая женщина?
(красивая и жадная)
• А Матвей? Подтвердите текстом, что деньги не были целью его жизни.
• Посмотрим, какие толкования даются в словаре словам «красивый» и «жадный» (Ученики читают в словаре толкование слов, которое, в свою очередь, продублировано на доске)
Красивый – 1) доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом;
2) полный внутреннего содержания, высоконравственный.
Жадный - стремящийся к наживе, скупой.
• Обратите внимание на второй пункт объяснения слова «красивый». Какой же может быть красота человека?
(внешней и внутренней)
• Почему же, если красота так всегда притягивает человека, Матвей отказывается от этой женщины?
(потому что внутреннее содержание не соответствует внешнему облику. Матвей судит о ней не по красоте, а по поступкам)
• А вот Сергиян и Герасим говорят, что «за сорок семь тысяч можно бы и простить». Почему?
(для них деньги – цель жизни)
• Как вы думаете, кто из героев рассказа будет более счастлив в жизни и почему?
Вывод:
- Чему учит нас рассказ Никитина?
(Быть внимательным к внутреннему миру человека, а не к его внешности, т.к. под красивой маской может скрываться что-то нехорошее, ничтожное, грязное и, наоборот, за неброской внешностью можно разглядеть духовно богатую личность)
- В чем же заключается истинная красота человека?
(в гармоничной внешности человека и его прекрасных поступках)
Объяснение домашнего задания.
1. Подберите пословицу, в которой говорится, что главным в человеке является не внешность, а внутреннее содержание.
2. Есть ли среди ваших знакомых человек, который при неброской внешности красив своими поступками. Расскажите о нём.