Просмотр содержимого документа
«Лермонтовские места России.»
Лермонтовские местаРоссии.
Составила учитель русского языка и литературы Стороненко Н. В.
Карта путешествий Лермонтова
За свою недолгую жизнь Лермонтов успел побывать в разных местах. Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Тула, Тверь, Тамбов... А также Тамань, Ставрополь, Минеральные Воды и другие места на Кавказе.
Усадьба "Тарханы
Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места",- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах.
По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре.
Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана.
Самая большая комната барского дома - зала обставлена роскошной мебелью конца ХVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий Петрович.
Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой "Два брата", поэмой "Сашка", стихотворением "Умирающий гладиатор". Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре - портрет А.С.Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.
В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: "Зрелище вселенныя" на русском, немецком и французском языках, "Ручная математическая энциклопедия", "Псалтырь, или Книга хвалений", "История государства Российского" Н. М. Карамзина, "Древнейшая всеобщая история" Милота...
Кабинет М. Ю. Лермонтова
Комната М. Ю. Лермонтова
Кавказ, навсегда запавший в душу Михаила Лермонтова, многими до сих пор воспринимается через призму его произведений. Именно здесь зародилась идея и подсмотрены образы к роману «Герой нашего времени». Пятигорск стал его «демоном». Здесь он трагически погиб на «вечно печальной дуэли» (В.В. Розанов) летом 1841 года, здесь же был похоронен. Через год прах привезли в Тарханы, в фамильный склеп. А в 1899 году в Пятигорске был открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. И, кажется, дух поэта не покидает Кавказ.
...Я счастлив был с вами, ущелия гор;Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.Там видел я пару божественных глаз;И сердце лепечет, воспомня тот взор:Люблю я Кавказ!..
Лермонтов в Пятигорске
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука...», - рассказывает о своем пребывании на Кавказе Печорин. Именно в таком месте жил и сам автор «Героя нашего времени» Михаил Лермонтов со своим другом капитаном Столыпиным. Белёная мазанка, окна со ставнями - обычный крестьянский домик. Разве что местоположение удачное: и горы рядом, и главные достопримечательности города
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножья Машука: во время грозы облака будут опускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу предо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше, - амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная с Кавказа и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»
Беседка «Эолова арфа» привлекает не только своим исключительно удачным расположением в одном из чудесных уголков Пятигорска. Она вызывает живой интерес как место, связанное с памятью о Лермонтове, упоминающего о ней в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус ...».
Грот Лермонтова
Есть предание о том, что часто Михаил Юрьевич Лермонтов приезжал сюда один, поднимался к одному из глубоких гротов на вершине утеса, отдыхал здесь и любовался панорамой ущелья реки Подкумок. Этот грот получил впоследствии широкую известность благодаря обнаруженному на его стене полустертому четверостишию:
«Вотъ посетил твой гроть священный
Я в силу данного обета...
Я рвусь душой к тебе, бесценный.
Но от тебя мне нет ответа!
Но широкую известность грот получил после выхода в свет романа «Герой нашего времени» (1840 год). Этот поэтический уголок Лермонтов избрал местом встречи своих героев - Веры и Печорина. Есть картина «Вид Пятигорска», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 году, на которой изображён отрог Машука , где расположен грот и ведущая к нему аллея. Из большого грота, по словам доктора Ф. П.Конради , было интересно наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника.
В Гроте Дианы, расположенном в парке Цветник, где прошел последний бал Лермонтова, им были произнесены пророческие слова. «Чувствую – мне мало осталось жить», - сказал он Павлу Гвоздеву, своему товарищу по Юнкерской школе.
Место дуэли Лермонтова – небольшая поляна близ Пятигорска на северо-западном склоне горы Машук. Именно здесь 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет погиб классик русской литературы. Дуэль с майором Мартыновым оказалась для гения роковой.
Лермонтов в Кисловодске
Кольцо-гора не только памятник природы, но и место, связанное с именем М.Ю. Лермонтова. Поэт не раз бывал в Кисловодске, знал его окрестности. О «Кольцо-горе» лучше Михаила Юрьевича Лермонтова не скажешь: «…Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая «Кольцом», это – ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко». Отсюда и сегодня можно любоваться красивейшими видами окрестностей, воспетых М.Ю. Лермонтовым.
Лермонтовская скала. Лермонтовский водопад
Лермонтовский водопад расположен на окраине города Кисловодска в русле речки Ольховка. Струи воды красиво и умиротворяюще падают вниз в свободном падении с плоской площадки и разбиваются о камни в нижней части водопада, разлетаясь миллионами брызг. Существует мнение, что именно об этом водопаде Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает в повести «Княжна Мери», описывая его, как место, где Печорин кормил своего коня после прогулки к горе Кольцо.
На расстоянии 3-х километров от Кисловодска, в ущелье реки Ольховка можно найти Лермонтовскую скалу. Данная скала является местом, где произошла дуэль Печорина и Грушницкого, описанная в повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Княжна Мэри». Скалистый монумент причудливой формы имеет в своем составе песчаник и известняк, кое-где она заросла травянистыми растениями и кустами.
Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани
На высоком обрывистом берегу стоят две хаты с белыми стенами и крытыми камышом крышами. Одна из них представляет «лермонтовский домик», другая – лачужку, в которой жила глухая старуха.
Тщательно и с большой точностью воссозданное по описаниям и рассказам очевидцев подворье Федора Мысника дает представление о тех условиях, в которых жил Лермонтов, о казачьем быте XIX века. Во дворе, огороженном булыжником, возведены хозяйственные постройки: курятник, колодец, небольшая печь. На шестах растянуты рыбачьи сети, на берегу стоит лодка – такая же, как та, с которой Печорина пыталась сбросить его ундина.
Туман... Тамань...Пустыня внемлет Богу. —Как далеко до завтрашнего дня!..И Лермонтов один выходит на дорогу,Серебряными шпорами звеня.
Лермонтов навсегда прославил Тамань, хотя оставил о ней отзыв далеко не лестный: Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить.
Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.
Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа — дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер. Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи, поставил в угол шашку и ружье, пистолеты положил на стол, разостлал бурку на лавке, казак свою на другой; через десять минут он захрапел, но я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающегося города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся… Так прошло около часа, может быть и более… Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, — но откуда?.. Прислушиваюсь — напев старинный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого нет кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.
Слава Богу, поутру явилась возможность ехать, и я оставил Тамань. Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..