Коллективный исследовательско-творческий проект по литературе учеников 6 класса, долгосрочный-две или три недели. Рассматривает учащимися фольклор во взаимодействии со временеми социальной направленностью. Формирует у учащихся осознанного подхода к изучению богатого литературного прошлого нашей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Красота и мудрость русских обрядов»
Веселитеся, подружки! К нам весна скоро придет. Весна придет, солнце зайдет, Сгонит снежки с гор белой мороз. Разольются быстры речки, Все мелкие да ручейки, Расцветут в поле цветочки, Все ракитовы кусты. Промеж этих кусточков Волга - речка протекла, А на этих на кусточках Мелки пташечки поют, Мелки пташки, канарейки, Весело больно поют.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:
литература
Участники проекта:
учащиеся 6 класса.
Тип проекта:
исследовательско – творческий.
Продолжительность:
2 недели
Цель проекта:
Задачи проекта:
Педагогическая :
Вопросы проекта:
Развитие рефлексивных умений.
Развитие поисково-исследовательских умений.
Развитие умений и навыков работы в сотрудничестве.
Развитие коммуникативных умений и навыков.
Рассматривание учащимися
фольклора во взаимодействии со
временем и социальной направленностью;
В чём мудрость и красота русских обрядов?
Необходимо ли русскому человеку знание обрядов?
Необходимое оборудование:
Формирование у учащихся осознанного
компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д. ); оргтехника.
Предполагаемый продукт проекта:
подхода к изучению богатого
литературного прошлого нашей страны.
Практическая :
Издание альбома «Русские обряды»
Оформление альбома «Русские обряды»
Календарные обряды ведут свое начало из глубокой древности. До наших дней уцелело очень немногое. Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества, это установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл.
После принятия христианства на Руси, произошли перемены: церковнослужители стремились совместить языческие и христианские праздники. Народные праздники приурочивались к Рождеству, Пасхе, Троице и т.д. Дни получили название чтимых церковью святых. Например, 2 августа – день Ильи-Пророка , 16 апреля – день Ирины-Рассадницы, 23 апреля – день Егория и т.д. Народные праздники делились на зимние (Святки, Рождество, Крещение, Масленица) и весенне-летние ( Пасха, Егорьев день, Семик, Троица, Иван Купала, Петров день). И каждому празднику соответствовал свой обряд.
Проект реализуется на уроках литературы и во внеурочное время.
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужное, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Настоящий проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств ребёнка, на воспитание Гражданина, знающего своё историческое прошлое. Получение реального (материального) результата деятельности (продукта труда) позволит учащимся оценить свои качества “делового человека”.
Красота и мудрость русских обрядов как основополагающий фактор воспитания патриотизма у подрастающего поколения
Участники проекта – учащиеся 6 класса.
Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы
В рамках данного проекта было сформировано несколько групп ребят:
1 группа – проводила анкетирование учащихся класса, друзей, родителей;
2 группа – подбирала материал по истории обрядов;
3 группа – работала над оформлением альбома «Русские обряды».
Вводный этап
Поисково-
исполнительский
этап
Обобщающий этап
Заключительный этап
В проекте четыре этапа:
1. Выбор проблемы.
2. Сбор информации.
3. Разработка плана действия.
4. Осуществление плана действия.
План действий :
1. Урок по литературе «Красота и мудрость русских обрядов».
2. Сбор информации об истории возникновения обрядов.
3. Анкетирование одноклассников и родителей.
4. Оформление альбома «Русские обряды».
Действие
Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы.
Ответственные
Сроки
Формирование проектных групп, распределение задач между членами группы
учитель,
Отметка о выполнении
Утверждение индивидуальных планов работы.
1урок
Все ребята класса
1 день
учитель
Установление процедуры и критериев оценки проектов.
1 день
учитель
Сбор и систематизация материалов.
1 день
Все ребята класса
Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.
3 дня
Все ребята класса
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.
учитель
Оформление результатов проектной деятельности.
1 день
Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.
Все ребята класса
В течение всей работы
С первого дня
Все ребята класса
Подготовка к публичной защите проекта.
Все ребята класса
Презентация проекта
1 день
1 день
учитель
1 урок
У становочное занятие по определению целей, задач проектной работы.
Ф ормирование проектных групп, распределение задач между членами группы.
У тверждение индивидуальных планов работы.
У становление процедуры и критериев оценки проектов.
С бор и систематизация материалов.
П ромежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.
И ндивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.
Какие обряды вам известны?
Можно ли человека, знающего обряды, считать патриотом?
Знаете ли вы о существовании
на Руси обрядов?
Основу русской народной культуры составляют народные и религиозные обряды и праздники, которые в своем содержании, в своей нравственной идее несут для нас святой завет предков: сохранить кровную связь с землей, с миром, с праздниками и обрядами, с творчеством, с верой.
Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что обряды являются составляющей частью жителей нашего села, они им знакомы. О проведении обрядов многие знают не понаслышке. Поэтому нашу работу по систематизации знаний об обрядах мы считаем значимой и необходимой.
Педагогическая :
Рассматривание учащимися
фольклора во взаимодействии со
временем и социальной направленностью;
Формирование у учащихся осознанного
подхода к изучению богатого
литературного прошлого нашей страны.
Практическая :
Издание альбома «Русские обряды»
Развитие рефлексивных
умений.
Развитие поисково -
исследовательских умений.
Развитие умений и навыков
работы в сотрудничестве.
Развитие коммуникативных
умений и навыков.
О формление результатов проектной деятельности.
Д оработка проекта с учётом замечаний и предложений.
П одготовка
к публичной
защите проекта.
П резентация проекта.
П одведение итогов, анализ выполненной работы.
Участие в Интернет-
викторинах
и конкурсах по литературе
Совершенствование навыков работы над проектом
Участие в школьной конференции по литературе
ru.wikipedia.org/wiki/ Обряд
www.countries.ru/.../normob.htm
www.ethnomuseum.ru/.../2092.htm
ru.wikipedia.org/.../ Обрядовые_ песни _масленичной_недели