Просмотр содержимого документа
«Урок -конспект по новелле О′Генри "Дары волхвов".»
План-конспект урока по литературе в 7-ом классе
Учитель Терентьева В.Н.
Тема: Проза и поэзия жизни по новелле О′Генри «Дары волхвов».
Цели урока:
I. На основе анализа новеллы О′Генри показать, как переплетается проза и поэзия жизни, в чем смысл их сталкивания, дать возможность понять учащимся, что важно для автора. (Мудрость дара, за которой стоит мудрость сердца). Формировать навык анализа прозаического текста.
II. Дать возможность учащимся проявить творческие способности, спорить и аргументировать; развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, учить высказывать свое мнение и отстаивать его.
III. Анализируя рассказ О′Генри, убедить учащихся, что только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, «мудрый сердцем», полным любви и поэзии; научить любить людей, по-доброму относиться к окружающим.
Оборудование урока:
1.Рисунки учащихся на тему «Рождество»;
2. Выставка книг И.Бродского, Б.Пастернака о Рождестве; 3.Репродукции картин А.Дюрера, С.Боттичелли, П.Рубенса, П.Веронезе и др. художников
. 4.Фонограмма американских народных рождественских песен «Звон колокольчика» и «Санта-Клаус приходит в город».
5. Мультимедийный проектор.
Тип урока: урок – исследование.
В классе выделяются две творческие, две исследовательские группы, знатоки библейских сюжетов, подготавливаются чтецы.
Опережающее задание:
1.Предварительно учащиеся самостоятельно читают рассказ.
2.Первая творческая группа готовит рождественское оформление урока: украшает кабинет еловыми ветками, мишурой, «дождиком», фигурками Деда Мороза и Санта-Клауса, праздничными свечами. Эта же группа подготовит маленькие подарки-сувениры для своих одноклассников, упаковав их в нарядные пакетики. Это будут елочные украшения, открытки с пожеланиями, сладости. Главное, чтобы подарки были сделаны с душой, индивидуально для каждого.
3.Другая творческая группа подготовит рисунки на тему «Рождество» и оформит небольшую выставку.
4.Исследовательские группы подсчитают:
сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы,
подумают, какое значение эти цифры имеют в произведении;
попробуют выделить во всей новелле слова, которые можно было бы назвать «смысловыми кодами» ее идейного содержания;
определят, какие однокоренные слова самые употребительные в последнем абзаце новеллы, подсчитают их количество;
попытаются объяснить, почему так много повторений однокоренных слов сосредоточено в одном месте.
5.«Знатоки» библейских сюжетов подготовят небольшой рассказ о волхвах и сюжете «Поклонение волхвов» в живописи (2—3 минуты), информацию-пояснение о царе Соломоне и царице Савской.
6.Чтецы выучат стихотворения И.Бродского, Б.Пастернака о Рождестве (по выбору учителя и учащихся).
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
1. Короткий рассказ учителя о писателе О′Генри.
Вы прочитали рассказ замечательного американского писателя Уильяма
Сиднея Портера, известного всему миру под псевдонимом О′Генри. Жизнь Уильяма Сиднея Портера богата приключениями. Многие факты его биографии покрыты тайной, - писатель избегал популярности, все время пытаясь остаться в тени.
Рассказ «Дары волхвов» вызывает не столько смех, сколько грусть. Но О′Генри умел об очень серьезном рассказать с тонким юмором, и эта серьезность и грусть как-то смягчались, прикрывались нежным отношением к героям и ко всему, что с ними происходит.
2. Беседа по прочитанному тексту.
Сначала вспомним, сколько и какие разновидности рассказов вы знаете?
К какой разновидности относится этот рассказ? Посмотрите внимательно, когда происходит действие?
Чем отличается святочный рассказ от других видов рассказов?
3. Вопросы по тексту:
Когда вы впервые услышали название «Дары волхвов», о чем вы подумали?
Какое содержание произведения вам представилось, судя по названию? (Ребята говорят о волшебниках, колдунах, вспоминают пушкинское «волхвы не боятся могучих владык...» и, наконец, добираются до евангельского сюжета.)
Кто такие волхвы? («Знатоки» библейских сюжетов делятся с одноклассниками своими знаниями. Их рассказ сопровождается демонстрацией репродукций через проектор).
Волхвы — цари, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы-звездочеты. Ведомые Вифлеемской звездой, они идут из далеких стран поклониться Божественному Младенцу-мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары (ведь, по преданию, они родом из Аравийской земли, богатой, плодородной и фантастической).
В многочисленных источниках указывается разное число мудрецов — от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах — Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре. Они несут в подарок Иисусу золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие Христа и Его муки).
Чтецы выразительно читают фрагменты из «Трех волхвов» О.Чюминой ( из Лонгфелло):
Три мудреца из дальних стран Востока
Шли в Вифлеем: Гаспар, и Мельхиор,
И Валтасар. Их путь лежал далеко,
И ко звезде, — что в небесах высоко
Сияла им, — прикован был их взор.
И та звезда казалась так прекрасна,
Среди небес таинственно горя,
Что путникам тут сделалося ясно:
Пророчества вещали не напрасно,
И близок час рождения Царя.
***
Три ларчика везли они с собою
Из золота и с золотым ключом;
Пурпурный шелк их одевал волною,
Под белою повязкой головною
Их взор горел восторженным огнем.
***
В обычный путь они ночной порою
Пустилися, и скоро им пришлось
Остановиться вместе со звездою
Там, где лежал, окутан легкой мглою,
Тот Вифлеем, где родился Христос
***
И пали ниц волхвы в благоговенье...
Их ладан в дар назначен был Христу,
Их золото — Царю для приношенья,
А смирна их — Тому на погребенье,
Кто обречен идти был ко кресту.
В эпоху географических открытий этих трех волхвов стали связывать с тремя континентами и тремя человеческими расами и изображать их белым, желтым и черным соответственно Европе, Азии и Африке.
Звучит фрагмент из стихотворения Б.Пастернака «Рождественскаязвезда» (он подготовит переход к следующему этапу урока):
...И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Всe мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
…Все злей и свирепей дул ветер из степи...
… Все яблоки, все золотые шары.
Почему в стихотворении упоминаются «сны детворы», свечи, «золотые шары»? (Они стали символом Рождества — чудесного праздника, связанного с надеждой на чудо, подарками и радостным настроением.)
Теперь перейдем непосредственно к новелле О′Генри и попытаемся выяснить, какая связь существует между рождественской историей двух молодых американцев и волхвами.
Как вы думаете, почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О′Генри вспомнил о волхвах? (Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить друг другу подарки в Рождество. А события новеллы происходят как раз в Рождество, точнее в сочельник — вечер накануне Рождества).
Слушаем народную рождественскую песню «Звон колокольчика» («Jngle bells»). Попробуйте представить улицы огромного города Нью-Йорканакануне Рождества. Опишите их. (Домашнее рисование на тему «Рождество» подготовит ребят к подобной работе.)
Учащиеся представляют ярко освещенные улицы, нарядные елки, людей, занятых предпраздничными хлопотами, слышат радостную, счастливую музыку, звон бубенцов оленьей упряжки, на которой торжественно въезжает в город добрый Санта-Клаус.
Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рождественской ночи? (Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов, подарков, озаренный огнями рожде- ственских елок. Он наполнен звоном серебряных колокольчиков, которые возвещают рождение Божественного Младенца и обещают новое счастье, радость и свет. Рождественский вечер дышит запахом хвои, ароматом традиционной жареной индейки и других кушаний. Это вечер щедрых Санта-Клаусов и любящих сердец.)
Поэтому у всех приподнятое, праздничное настроение? Так ли себячувствует главная героиня новеллы Делла? (Нет, у Деллы унылое настроение. Вместо праздничной суеты, сияющих свечей рождественской елки и добродушного Санта-Клауса она видела за окном «серую кошку, которая прогуливалась по серому забору вдоль серого двора».)
Случайно ли автор трижды в одном предложении повторяет определение «серый»? Почему Делле видится все в серых красках? (У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский подарок — это повергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять о несправедливости жизни.)
Так проза жизни вторгается в поэтический, чудесный, волшебный праздник, отнимая его у юной героини. Вся новелла О′Генри построена на столкновении прозы и поэзии. Что жепонимается под прозой жизни и поэзией жизни? (Прозой называют обыденность, повседневность, а поэзией — очарование, обаяние жизни.)
Предлагаем детям разделить тетрадную страницу пополам, озаглавив ее части «Проза жизни» и «Поэзия жизни», и по ходу анализа произведения заполнить ее теми понятиями, явлениями, предметами, именами, которые соответствуют в новелле каждому разделу. Делается это для того, чтобы потом, в конце урока, сопоставив содержание разделов, можно было бы сделать вывод о том, каков смысл переплетения прозы и поэзии, зачем их сталкивает между собой автор. Задача поясняется учащимся. В результате работы у них должно получиться примерно следующее:
Проза: квартира и ее обстановка; одежда, еда; доходы, расходы, цены; досада, неудовлетворенность.
Итак, что же удручает Деллу? Как О′Генри показывает нужду молодойсемьи? (У них «меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, а красноречиво молчащая бедность». И мебель, и одежда у героев «старенькие». Джиму давно нужно новое пальто, а перчаток у него и вовсе нет. Делле приходится торговаться за каждую копейку со всеми продавцами, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.)
Теперь выступают представители исследовательской группы, считавшие денежные доходы молодой семьи.
Как вы думаете, почему в такой короткой новелле - всего на четырех страницах - 15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы? (Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима.)
Какая сумма повторяется чаще других и почему? (1 доллар 87 центов — это все, что удалось сэкономить и скопить Делле за долгие месяцы, когда она пыталась «выгадать» деньги на подарок любимому Джиму. Теперь она снова и снова пересчитывает эту «грандиозную» сумму в надежде, что, может быть, она ошиблась и денег окажется хоть немного больше, и в страхе, что их может оказаться еще меньше...
Пересчитывая деньги, Делла вспоминает, каким образом она их копила, как унизительно торговалась с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, — и плачет от досады, что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели.)
Для чего Делла копила деньги? Что ей хотелось подарить мужу? («Что-нибудь особенное, редкостное, драгоценное»). Обратите внимание, как О′Генри выстраивает ряд эпитетов по возрастающей от «особенного» к «драгоценному». (Ей хочется подарить «что-нибудь хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму»).
Что угадывается за этим горячим желанием? (Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение его достоинствами.)
Какой же выход нашла Делла из сложившейся ситуации? (Она решила продать волосы.)
Почему автор называет волосы Деллы сокровищем? (Они были очень длинные, красивые, блестящие: «И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру».)
Можно ли считать волосы сокровищем? (В древности волосам придавались магические свойства. Они олицетворяли жизненную силу, энергию. Вспомните библейского Самсона. Они символизировали вдохновение, обольщение, и здесь можно вспомнить русалок. Со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.)
А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима?Для кого это было сокровище и почему? Какую ноту в описание этих сокровищ вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?
Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своимсокровищем? (Да, это было не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий красный ковер», но решение пришло почти мгновенно: через минуту, «сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу».)
Жалеет ли Делла о своем поступке? Почему вы так думаете? (Делла провела следующие два часа «на розовых крыльях». Она искала что-то особенное для своего любимого Джима.)
Каким настроением теперь полна ее душа?
Каким теперь видит город Делла? ( Теперь мир для нее наполнился яркими красками: Делла видит и нарядные елки, и веселых Санта-Клаусов, и сверкающие витрины с подарками.
Представьте, а чем в это время был занятДжим? И как ондействовал? (Джим искал, как подороже продать свое сокровище — золотые часы. Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни».)
Когда же наступает кульминация новеллы? (В момент, когда герои дарят друг другу рождественские подарки.)
Какую реакцию у каждого вызывает полученный подарок? (У Деллы при виде заветных гребней вырвался «крик восторга, тотчас же — увы! — чисто по-женски сменившийся потоком слез и стонов...». А Джим просто улыбнулся)
Включаем проектор и смотрим репродукции картин на сюжет «Поклонение волхвов»? Кто такие волхвы?
Обратимся к последнему абзацу новеллы: «Волхвы те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовал для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».
Слова с какими корнями встречаются чаще всего? (Настало время выступить представителям одной из исследовательских групп.)
В этом абзаце слова с корнем мудр- встречаются 8 раз, с корнем дар- 4 раза. Словом «волхвы» начинается и кончается абзац.
Что же важно для автора? (Мудрость дара, за которой стоит мудрость сердца.)
Подумайте, почему во второй половине новеллы только два упоминания о денежных суммах, ценах. Сравните с первой частью, где 13 упоминаний! О чем напоминают деньги? (О прозе жизни.)
Что к этой прозе относится? (Здесь учащиеся обращаются к тем заметкам, которые они делали в тетради в течение урока, и называют доходы и расходы героев новеллы, стоимость их жилья, обстановку и т.д.)
Но во второй половине новеллы проза уступает место поэзии, и деньги, доходы уходят на второй план — ведь скоро Рождество, и сейчас важен подарок, за который не жалко отдать даже единственное сокровище — предмет гордости и любования.
Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни? (Если бы не было этой серой, обыденной прозы, связанной с заботой о хлебе насущном, квартире, обстановке, одежде, мы не смогли бы по достоинству оценить эти подарки).
И это самый лучший урок, который преподнес нам О′Генри вместе со своими героями накануне Рождества. Он же подсказал и вашим одноклассникам идею сделать своим товарищам маленькие подарки от чистого сердца в канун прекрасного праздника.
В конце урока снова включается фонограмма мелодии «Звон колокольчика», и ребята вручают друг другу сделанные своими руками подарки.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Тот настоящий мудрец, кто дарит людям радость».