kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -конспект по новелле О′Генри "Дары волхвов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте  урока по рассказу О′Генри "Дары волхвов" можно найти материал об авторе, американском писателе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок -конспект по новелле О′Генри "Дары волхвов".»


План-конспект урока по литературе в 7-ом классе


Учитель Терентьева В.Н.

Тема: Проза и поэзия жизни по новелле О′Генри «Дары волхвов».

Цели урока:

I. На основе анализа новеллы О′Генри показать, как переплетается проза и поэзия жизни, в чем смысл их сталкивания, дать возможность понять учащимся, что важно для автора. (Мудрость дара, за которой стоит мудрость сердца). Формировать навык анализа прозаического текста.

II. Дать возможность учащимся проявить творческие способности, спорить и аргументировать; развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, учить высказывать свое мнение и отстаивать его.

III. Анализируя рассказ О′Генри, убедить учащихся, что только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все, чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, «мудрый сердцем», полным любви и поэзии; научить любить людей, по-доброму относиться к окружающим.

Оборудование урока:

1.Рисунки учащихся на тему «Рождество»;

2. Выставка книг И.Бродского, Б.Пастернака о Рождестве; 3.Репродукции картин А.Дюрера, С.Боттичелли, П.Рубенса, П.Веронезе и др. художников

. 4.Фонограмма американских народных рождественских песен «Звон колокольчика» и «Санта-Клаус приходит в город».

5. Мультимедийный проектор.

Тип урока: урок – исследование.


В классе выделяются две творческие, две исследовательские группы, знатоки библейских сюжетов, подготавливаются чтецы.

Опережающее задание:

1.Предварительно учащиеся самостоятельно читают рассказ.

2.Первая творческая группа готовит рождест­венское оформление урока: украшает кабинет еловыми ветками, мишурой, «дождиком», фигурками Деда Мороза и Санта-Клауса, праздничными свечами. Эта же группа подготовит маленькие подар­ки-сувениры для своих одноклассников, упако­вав их в нарядные пакетики. Это будут елочные украшения, от­крытки с пожеланиями, сладости. Главное, чтобы подарки были сделаны с душой, индивидуально для каждого.

3.Другая творческая группа подготовит ри­сунки на тему «Рождество» и оформит небольшую выставку.

4.Исследовательские группы подсчитают:

      • сколько раз и в связи с чем в новел­ле упоминаются денежные суммы,

      • подумают, ка­кое значение эти цифры имеют в произведении;

      • попробуют выделить во всей новелле слова, ко­торые можно было бы назвать «смысловыми ко­дами» ее идейного содержания;

      • опреде­лят, какие однокоренные слова самые употреби­тельные в последнем абзаце новеллы, под­считают их количество;

      • попытаются объяснить, почему так много повторений однокоренных слов сосредоточено в одном месте.

5.«Знатоки» библейских сюжетов подгото­вят небольшой рассказ о волхвах и сюжете «По­клонение волхвов» в живописи (2—3 минуты), информацию-пояснение о царе Соломоне и ца­рице Савской.

6.Чтецы выучат стихотворения И.Бродского, Б.Пастернака о Рождестве (по выбору учителя и учащихся).

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.


1. Короткий рассказ учителя о писателе О′Генри.

Вы прочитали рассказ замечательного американского писателя Уильяма

Сиднея Портера, известного всему миру под псевдонимом О′Генри. Жизнь Уильяма Сиднея Портера богата приключениями. Многие факты его биографии покрыты тайной, - писатель избегал популярности, все время пытаясь остаться в тени.

Рассказ «Дары волхвов» вызывает не столько смех, сколько грусть. Но О′Генри умел об очень серьезном рассказать с тонким юмором, и эта серьезность и грусть как-то смягчались, прикрывались нежным отношением к героям и ко всему, что с ними происходит.

2. Беседа по прочитанному тексту.

Сначала вспомним, сколько и какие разновидности рассказов вы знаете?

К какой разновидности относится этот рассказ? Посмотрите внимательно, когда происходит действие?

Чем отличается святочный рассказ от других видов рассказов?

3. Вопросы по тексту:

      • Когда вы впервые услышали название «Да­ры волхвов», о чем вы подумали?

      • Какое содер­жание произведения вам представилось, судя по названию? (Ребята говорят о волшебниках, колдунах, вспоминают пушкинское «волхвы не боятся могучих владык...» и, наконец, добира­ются до евангельского сюжета.)

      • Кто такие волхвы? («Знатоки» библейских сюжетов делятся с одноклассниками своими знаниями. Их рассказ сопровождается демон­страцией репродукций через проектор).

Волхвы — цари, маги, в восточно-христи­анских преданиях мудрецы-звездочеты. Ведо­мые Вифлеемской звездой, они идут из дале­ких стран поклониться Божественному Младен­цу-мессии и везут ему в своих караванах чуде­сные дары (ведь, по преданию, они родом из Аравийской земли, богатой, плодородной и фантастической).

В многочисленных источни­ках указывается разное число мудрецов — от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах — Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре. Они не­сут в подарок Иисусу золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие Христа и Его муки).

Послушаем стихотворение И.Бродского «Рождество 1963»:

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Звезда светила ярко с небосвода.

Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крюком.

И тени становились то короче,

То вдруг длинней. Никто не знал кругом,

Что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.


Чтецы выразительно читают фрагменты из «Трех волхвов» О.Чюминой ( из Лонгфелло):

Три мудреца из дальних стран Востока

Шли в Вифлеем: Гаспар, и Мельхиор,

И Валтасар. Их путь лежал далеко,

И ко звезде, — что в небесах высоко

Сияла им, — прикован был их взор.

И та звезда казалась так прекрасна,

Среди небес таинственно горя,

Что путникам тут сделалося ясно:

Пророчества вещали не напрасно,

И близок час рождения Царя.

***

Три ларчика везли они с собою

Из золота и с золотым ключом;

Пурпурный шелк их одевал волною,

Под белою повязкой головною

Их взор горел восторженным огнем.

***

В обычный путь они ночной порою

Пустилися, и скоро им пришлось

Остановиться вместе со звездою

Там, где лежал, окутан легкой мглою,

Тот Вифлеем, где родился Христос

***

И пали ниц волхвы в благоговенье...

Их ладан в дар назначен был Христу,

Их золото — Царю для приношенья,

А смирна их — Тому на погребенье,

Кто обречен идти был ко кресту.

В эпоху географических открытий этих трех волхвов стали связывать с тремя конти­нентами и тремя человеческими расами и изо­бражать их белым, желтым и черным соответ­ственно Европе, Азии и Африке.

Звучит фрагмент из стихотворения Б.Пас­тернака «Рождественская звезда» (он подгото­вит переход к следующему этапу урока):


...И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшее после.

Всe мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры...

…Все злей и свирепей дул ветер из степи...

… Все яблоки, все золотые шары.

Почему в стихотворении упоминаются «сны детворы», свечи, «золотые шары»? (Они стали символом Рождества — чудесного празд­ника, связанного с надеждой на чудо, подарка­ми и радостным настроением.)

Теперь перейдем непосредственно к но­велле О′Генри и попытаемся выяснить, какая связь существует между рождественской историей двух молодых американцев и волхвами.

Как вы думаете, почему, рассказывая рож­дественскую историю двух молодых американ­цев, О′Генри вспомнил о волхвах? (Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить друг другу подарки в Рождество. А события новел­лы происходят как раз в Рождество, точнее в сочельник — вечер накануне Рождества).

Слушаем народную рождественскую песню «Звон колокольчика» («Jngle bells»). Попробуй­те представить улицы огромного города Нью-Йорка накануне Рождества. Опишите их. (До­машнее рисование на тему «Рождество» подго­товит ребят к подобной работе.)

Учащиеся представляют ярко освещенные улицы, наряд­ные елки, людей, занятых предпраздни­чными хлопотами, слышат радостную, счастли­вую музыку, звон бубенцов оленьей упряжки, на которой торжественно въезжает в город до­брый Санта-Клаус.

Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рожде­ственской ночи? (Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов, по­дарков, озаренный огнями рожде- ственских елок. Он наполнен звоном серебряных коло­кольчиков, которые возвещают рождение Божест­венного Младенца и обещают новое счастье, радость и свет. Рождественский вечер дышит запа­хом хвои, ароматом традиционной жареной ин­дейки и других кушаний. Это вечер щедрых Санта-Клаусов и любящих сердец.)

Поэтому у всех приподнятое, праздничное настроение? Так ли себя чувствует главная ге­роиня новеллы Делла? (Нет, у Деллы унылое на­строение. Вместо праздничной суеты, сияющих свечей рождественской елки и добродушного Санта-Клауса она видела за окном «серую кош­ку, которая прогуливалась по серому забору вдоль серого двора».)

Случайно ли автор трижды в од­ном предложении повторяет определение «се­рый»? Почему Делле видится все в серых крас­ках? (У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский подарок — это повергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять о несправедливости жизни.)

Так проза жизни вторгается в поэтический, чудесный, волшебный праздник, отнимая его у юной героини. Вся новелла О′Генри построена на столк­новении прозы и поэзии. Что же понимается под прозой жизни и поэзией жизни? (Прозой называют обыденность, повседневность, а по­эзией — очарование, обаяние жизни.)

Предлагаем детям разделить тетрадную страницу пополам, озаглавив ее части «Проза жизни» и «Поэзия жизни», и по ходу анализа произведения заполнить ее теми понятиями, явлениями, предметами, именами, которые со­ответствуют в новелле каждому разделу. Дела­ется это для того, чтобы потом, в конце урока, сопоставив содержание разделов, можно было бы сделать вывод о том, каков смысл перепле­тения прозы и поэзии, зачем их сталкивает ме­жду собой автор. Задача поясняется учащимся. В результате работы у них должно получиться примерно следующее:

Проза: квартира и ее обстановка; одежда, еда; доходы, расходы, цены; досада, неудовле­творенность.

Поэзия: Рождество, волхвы; подарки; со­кровища (часы, волосы); любовь.

Итак, что же удручает Деллу? Как О′Генри показывает нужду молодой семьи? (У них «меблированная квартирка за восемь долла­ров в неделю. В обстановке не то чтобы вопи­ющая нищета, а красноречиво молчащая бед­ность». И мебель, и одежда у героев «ста­ренькие». Джиму давно нужно новое пальто, а перчаток у него и вовсе нет. Делле приходится торговаться за каждую копейку со всеми про­давцами, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.)

Теперь выступают представите­ли исследовательской группы, считавшие де­нежные доходы молодой семьи.

Как вы думаете, почему в такой короткой новелле - всего на четырех страницах - 15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы? (Это дает возможность подчеркнуть бедность Деллы и Джима.)

Какая сумма повторяется чаще других и по­чему? (1 доллар 87 центов — это все, что уда­лось сэкономить и скопить Делле за долгие ме­сяцы, когда она пыталась «выгадать» деньги на подарок любимому Джиму. Теперь она снова и снова пересчитывает эту «грандиозную» сумму в надежде, что, может быть, она ошиблась и денег окажется хоть немного больше, и в стра­хе, что их может оказаться еще меньше...

Пересчитывая деньги, Делла вспоминает, каким образом она их копила, как унизительно торговалась с мясником, бакалейщиком, зе­ленщиком, — и плачет от досады, что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели.)

Для чего Делла копила деньги? Что ей хо­телось подарить мужу? («Что-нибудь особенное, редкостное, драгоценное»). Обрати­те внимание, как О′Генри выстраивает ряд эпитетов по возрастающей от «особенного» к «драгоценному». (Ей хочется подарить «что-нибудь хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадле­жать Джиму»).

Что угадывается за этим горячим желани­ем? (Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение его достоинствами.)

Какой же выход нашла Делла из сложив­шейся ситуации? (Она решила продать волосы.)

Почему автор называет волосы Деллы со­кровищем? (Они были очень длинные, краси­вые, блестящие: «И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, то­чно струи каштанового водопада. Они спуска­лись ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру».)

Можно ли считать волосы сокровищем? (В древности волосам придавались магические свойства. Они олицетворяли жизненную силу, энергию. Вспомните библейского Самсона. Они символизировали вдохновение, оболь­щение, и здесь можно вспомнить русалок. Со временем это представление о чудес­ной силе волос осталось только в сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.)

А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима? Для кого это было сокровище и почему? Какую ноту в описание этих сокровищ вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?

Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своим сокровищем? (Да, это бы­ло не просто, и «две или три слезинки упали на ветхий красный ковер», но решение пришло почти мгновенно: через минуту, «сверкнув не­высохшими блестками в глазах, она уже мча­лась вниз, на улицу».)

Жалеет ли Делла о своем поступке? Почему вы так думаете? (Делла провела следующие два часа «на розовых крыльях». Она искала что-то особенное для своего любимого Джима.)

Каким настроением теперь полна ее душа?

Каким теперь видит го­род Делла? ( Теперь мир для нее наполнился яркими красками: Делла видит и нарядные елки, и веселых Санта-Клаусов, и сверкающие витрины с подарками.

Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал? (Джим искал, как подороже продать свое сокровище — золотые часы. Что подарить Делле, он знал давно: «чудесные гребни».)

Когда же наступает кульминация новеллы? (В момент, когда герои дарят друг другу рож­дественские подарки.)

Какую реакцию у каждого вызывает полученный подарок? (У Деллы при виде за­ветных гребней вырвался «крик восторга, тот­час же — увы! — чисто по-женски сменивший­ся потоком слез и стонов...». А Джим просто улыбнулся)

Включаем проектор и смотрим репродукции картин на сюжет «По­клонение волхвов»? Кто такие волхвы?

Обратимся к последнему абзацу новеллы: «Волхвы те, что принесли дары младенцу в яс­лях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать ро­ждественские подарки. И так как они были му­дры, то и дары их были мудры, может быть, да­же с оговоренным правом обмена в случае не­пригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых де­тей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовал для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам на­ших дней, что из всех дарителей эти двое бы­ли мудрейшими. Из всех, кто подносит и при­нимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

Слова с какими корнями встречаются чаще всего? (Настало время вы­ступить представителям одной из исследова­тельских групп.)

В этом абзаце слова с корнем мудр- встречаются 8 раз, с корнем дар- 4 раза. Сло­вом «волхвы» начинается и кончается абзац.

Что же важно для автора? (Мудрость дара, за которой стоит мудрость сердца.)

Подумайте, почему во второй половине новеллы только два упоминания о денежных суммах, ценах. Сравните с первой частью, где 13 упоминаний! О чем напоминают деньги? (О прозе жиз­ни.)

Что к этой прозе относится? (Здесь учащи­еся обращаются к тем заметкам, которые они делали в тетради в течение урока, и называют доходы и расходы героев новеллы, стоимость их жилья, обстановку и т.д.)

Но во второй половине новеллы проза ус­тупает место поэзии, и деньги, доходы уходят на второй план — ведь скоро Рождество, и сей­час важен подарок, за который не жалко отдать даже единственное сокровище — предмет гор­дости и любования.

Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни? (Если бы не было этой серой, обыден­ной прозы, связанной с заботой о хлебе на­сущном, квартире, обстановке, одежде, мы не смогли бы по достоинству оценить эти подарки).

И это самый лучший урок, который препод­нес нам О′Генри вместе со своими героями на­кануне Рождества. Он же подсказал и вашим од­ноклассникам идею сделать своим товарищам маленькие подарки от чистого сердца в канун прекрасного праздника.

В конце урока снова включается фонограмма мелодии «Звон колокольчика», и ребята вручают друг другу сделанные своими руками подарки.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Тот настоящий мудрец, кто дарит людям радость».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок -конспект по новелле О′Генри "Дары волхвов".

Автор: Терентьева Валентина Николаевна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480855


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства