kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Писатель четырёх миллионов. Творчество О. Генри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

1) Автор  проекта:

Преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Попова С.В.

2) Описание проекта:

  • Название проекта:

Писатель четырех миллионов (творчество О. Генри)

  • Цель проекта: открытие художественного мира О. Генри
  • Краткое содержание проекта:

      Подгруппы студентов  осуществляют  следующие  виды деятельности: историческое  исследование  жизни Америки рубежа 19-20 веков,  биографическое исследование на основе сбора материала о писателе, творческое осмысление  произведений с целью открытия художественного мира О. Генри;  совершенствуют навыки анализа художественного текста, чтобы дать аргументированный ответ на проблемный вопрос в жанре эссе: «Смешное и грустное в новеллах О. Генри».

  • Предметная область:

Зарубежная литература, русский язык.

 

  • Дидактические и методические задачи  проекта:

Создать условия для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,  формулирования ответа на основополагающий, проблемный вопросы, развития монологической речи, совершенствования навыка анализа художественного произведения через исследовательскую деятельность, формирования  критического мышления, навыков работы в команде; способствовать формированию активной читательской позиции через создание эссе.

     

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности студентов

1

Подготовительный

Историческое исследование «Жизнь Америки на рубеже 19-20 веков.

Биографическое исследование.

Анализ и подготовка текста к выразительному исполнению по ролям.

Анализ и подготовка текста к инсценированию.

Творческий пересказ. 

2

Учебное занятие

Тема: «Писатель 4 миллионов»

Цель: открытие  художественного мира писателя О. Генри

Заочная экскурсия  «Америка на рубеже 19-20 веков» (по материалам презентации).

«Интервью с писателем О. Генри» (биографическое исследование).

Инсценирование новеллы О. Генри.

Анализ новеллы «Дары волхвов».

Творческий пересказ произведения «Фараон и хорал».

Анализ проблематики новеллы О. Генри (работа в группах).

Инсценирование отрывка новеллы «Пока ждет автомобиль» (без финала).

Творческая работа: «создание» финала новеллы «Пока ждет автомобиль».

Анализ творческой манеры автора на основе новеллы «Пока ждет автомобиль».

Выразительное исполнение новеллы «Последний лист» по ролям (с творческой переработкой)

Работа в группах. Размышление о нравственных уроках новеллы.

  Подведение итога  урока:

Каков художественный мир О. Генри и почему его называют писателем четырех миллионов? (фронтальное обобщение).

3

Творческая работа

Эссе «Смешное и грустное в новеллах О. Генри» («Читая О. Генри…)

Источники информации:

Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурсы:

http://www bibliogid/ru

dic.academic.ru

Библиографический словарь «Зарубежные писатели» под редакцией Н. П. Михальской, М.; Дрофа; 2003 год  

Творческая биография писателя, история Америки, фотографии

Новеллы О. Генри

«Дары волхвов», «Пока ждет автомобиль», «Фараон и  хорал», «Последний лист».

Критическая литература

А. Старцев «Жизнь и рассказы О. Генри».

Владимир Боровинский «Горестная судьба веселого рассказчика».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Америка»

Приложение №1 США на рубеже 19-20 веков. Изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки.


Радикальные изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки, начавшиеся после Гражданской войны, набирают силу к середине 1880-х годов, когда молодая прежде, динамичная нация входит в пору не только индустриальной, но и культурной зрелости и определяются очертания тех США, какими они вступят в XX век.

Это было время стремительного возникновения промышленной цивилизации трестов и монополий, когда стало ясно, что мечте Т. Джефферсона об аграрной Америке, населенной независимыми фермерами, уже не суждено сбыться. Трансконтинентальная железная дорога, открытая в 1869, соединила оба побережья тремя тысячами миль стали: товары и пассажиры могли теперь пересечь всю страну из конца в конец меньше, чем за неделю. Строились новые железные дороги; их общая протяженность выросла к 1880 до 93 тысяч. К этому времени были введены вагоны с холодильными установками, и во многом именно это способствовало ошеломляюще быстрому росту Чикаго. Город превратился в крупнейший промышленный центр США, "поставщика свинины для всего мира".

Ускоренный научно-технический прогресс заявил о себе первыми фотографиями солнечного спектра (Дж.У. Дрейпер), изобретением телеграфа (Т.А. Эдисон), телефона (А.Г. Белл), электрического трамвая и троллейбуса, а также велосипеда и автомобиля, запуском пульмановских вагонов и трансокеанского парохода. Символичным казалось окончание строительства Бруклинского моста (1883), гигантского сооружения вдохновенно чистых линий и гармоничных пропорций, открытие в нью-йоркской гавани статуи Свободы (1886), Всемирная выставка в Чикаго (1893).

К 1890 году уже не Великобритания, но США являлись крупнейшим в мире производителем железа и стали. Социальные перемены в стране были огромными. Урбанизация жизни и рост населения шли невероятными темпами. Если в 1860 население США составляло около 31,4 миллиона человек, то к 1900, главным образом, за счет притока иммигрантов, оно подскочило до 76 миллионов.

Прирост городского населения за этот же период в два раза превысил общий. В 1870 году в городе Нью-Йорк проживало полтора миллиона человек, в 1890 — 2,5 миллиона. Население Чикаго увеличилось с 300 тысяч в 1870 до миллиона в 1890 и сравнялось с населением Филадельфии, третьего "города-миллионера" Америки рубежа XIX—XX веков.

Усилилась неравномерность распределения мужского и женского населения. На Юге (из-за военных потерь и высокой смертности бывших конфедератов) и на Северо-востоке (в результате оттока мужчин на Запад из-за неблагоприятных условий труда) явно преобладало женское население. Массовая миграция афроамериканцев с Юга на Север, пик которой был еще впереди, в один только Чикаго принесла в 1893 году 1,125 миллиона человек.

Процесс иммиграции опережал даже темпы внутренней миграции: с 1870 до 1890 в страну прибыло шесть миллионов человек. Через Эллис-Айленд, "ворота Америки", открытые в нью-йоркской гавани в 1892, лишь за первый год прошло 450 тысяч немцев, итальянцев, ирландцев и евреев. На Западном побережье Энджел-Айленд в бухте Сан-Франциско принимал иммигрантов из Азии.

Новая эпоха способствовала росту неравномерности в распределении доходов. Так, если в 1861 году нация могла похвастаться лишь тремя миллионерами, то к 1900 их было уже 3800 человек. Некоторые из них, такие как Эндрю Карнеги и Джон Д. Рокфеллер щедро финансировали открытие университетов и библиотек, вкладывали огромные суммы в образование, научные исследования и социальное обеспечение населения. Тем не менее из общего количества американцев миллион человек жил в нищете.

Естественно, что имущественное расслоение, конкуренция на рынке рабочей силы со стороны иммигрантов и чернокожих соотечественников, само ужесточение условий труда как оборотная сторона ускоренного технического прогресса вызвали недовольство многих. Рабочее движение в стране началось еще в годы Реконструкции, когда коррупция в верхах и социальная неопределенность доказали необходимость реформ.

Тяжелейшая за всю прежнюю историю США депрессия, наступившая после "черной пятницы" 1873 года, повлекла за собой волнения рабочих (в 1876 они совпали с восстанием индейцев Сиу под предводительством вождя Сидячего Быка). Стачечное движение продолжало нарастать: с 1881 по 1894 год произошло 14 800 забастовок, вовлекших четыре миллиона рабочих.

Внешнеполитические конфликты — Испано-Американская война и захват Филиппин в 1898 и 1899, создание Антиимпериалистической лиги, которая требовала положить конец экспансии США, довершают облик стремительного, контрастного, бурлящего американского рубежа XIX—XX веков.

Общее движение культуры и образования в стране вполне соответствовало духу эпохи: оно было столь же быстрым и противоречивым. В то время как У. Гиббс заканчивал и публиковал первую в мире работу по термодинамике, а Уильям Джеймс (брат крупнейшего писателя Генри Джеймса) открывал первый в США центр психологических исследований, его однофамилец Джесси Джеймс, местный Робин Гуд, входил в популярную культуру Америки, грабя дилижансы в Техасе, поезда в Миссури и банки в Миннесоте.

Баптистский проповедник Р. Конвелл основал в Филадельфии университет Темпл (1888). Д.Г. Гилманом был создан университет Джона Хопкинса, впервые установивший общеамериканские стандарты высшего образования и научных исследований, возник университет в Чикаго (1892); в 1900 году в США насчитывалось около тысячи заведений, дающих высшее образование, открылись публичная библиотека в Нью-Йорке (1895) и библиотека Конгресса (1897).


Просмотр содержимого документа
«Вопросы для анализа.»

Приложение №4


Вопросы для анализа

новеллы О. Генри «Дары волхвов»


1. В чем проявилось тонкое мастерство автора, благодаря которому читатель получает истинное удовольствие, читая новеллу?

2. Обратимся к приемам авторского повествования: повествование от 3 лица, обращение к читателям.

3. Как обнаруживает себя автор в обращениях к воображаемому читателю, в беседе с ним, в так называемых лирических отступлениях?

4. С какой целью он это делает? Каким становится повествование?

5. Какие художественные приемы использует автор для создания образов героев?

6. Как он характеризует Деллу?

7. Что пережила Дела, если проследить все ее чувства с самого начала?

8. Как использует автор изобразительно-выразительные средства языка (лексические, морфологические, синтаксические), чтобы наглядно показать состояние героини?

9. Какие части речи создают напряженность действия и предчувствие чего-то непоправимого?

10. Какое описание создал автор, также используя выразительность глаголов, причастий, деепричастий?

11. В каких тропах используется глагол и его формы, а также другие части речи в этом отрывке и с какой целью?

12. Как стилистические средства (восклицательные и вопросительные предложения, частицы, междометия, повторы) используются во внутренней речи персонажей и в диалогах для создания образов героев?

13. Как и для чего используется разговорная лексика?

14. Какими приемами отражена позиция автора по отношению к героям?

15. С какой целью дано сопоставление сокровищ Деллы и Джима с богатствами царицы Савской и царя Соломона?

16. Какую библейскую легенду вспоминает автор?

17. Почему автор назвал героев истинно мудрыми?

18. Зачем поведал О. Генри «ничем не примечательную историю»? Что хотел сказать о 4 миллионах и их жизни?


















Просмотр содержимого документа
«Интервью с О.Генри»

Приложение №2

Интервью с писателем О. Генри


Корреспондент:

-Уильям Сидней Портер – ведь именно это Ваше настоящее имя?

Где и когда Вы родились? Кто Ваши родители?

Какое получили образование?


О.Генри:

-Родился я в 1862 году в семье врача в небольшом городе Гринсборо (штат Северная Каролина). В то время полыхала гражданская война, и отец счел за благо перебраться на ферму в тридцати милях от прифронтового города.


-Значит, ваше раннее детство прошло среди сельской идиллии?


-Вспоминаю окруженный садами просторный бревенчатый дом, высокий обрыв над ручьем, тепло семейного очага. Всему этому пришел конец с возвращением в Гринсборо - трёх лет от роду я потерял мать.


-Этому сопутствовали и другие несчастья. Ваша семья разорилась. Вам с братьями пришлось искать работу. В 15 лет оставив школу, Вы поступили учеником в аптекарский магазин, где и получили профессию фармацевта. Работа с микстурами от кашля и порошками от блох весьма пагубно отразилась на Вашем и без того не блестящем здоровье. Через четыре года Вы для поправки здоровья уехали на ранчо в Техас.


-Именно так. Покинув полуразрушенный отцовский дом, я уехал в Техас, работал на ранчо, служил в Земельном управлении, наконец, занял должность кассира в Остинском банке.


-Как началась ваша творческая деятельность?


- В 1894 году я начал издавать в Остине юмористический еженедельник «Роллинг Стоун», почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками.


-В Вашей биографии есть непростой период – судебное разбирательство по поводу недостачи пяти тысяч долларов в том самом Остинском банке. Как Вы можете прокомментировать эти события?


-Действительно, в 1894 году банковская ревизия обнаружила недостачу и обвинила меня в растрате. Я был виновен не более чем в халатности, хотя есть мнение, что я нуждался в деньгах для лечения больной жены и мог взять их в банке. В защиту меня тот факт, что я, будучи кассиром, уволился из банка в декабре 1894г., в то время как растрата вскрылась только в 1895г., причем владельцы банка были явно нечисты на руку.
 Как бы то ни было, против меня возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года я в панике бежал в Новый Орлеан, оттуда в Гондурас.


-Что заставило Вас вернуться из Гондураса в Техас?


-Смертельная болезнь моей жены, которая скончалась вскоре после моего возвращения. Я отдался в руки властей, был осуждён и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провёл три года (1898—1901).


-Вам, наверное, нелегко об этом говорить, но всё-таки я спрошу: что пережили вы во время тюремного заключения?


-Каторжан морили голодом, непосильной работой, жестоко пытали, при неповиновении забивали насмерть.


-Что Вас спасло от физических мук?


-Меня спасло знание аптекарского дела. На моё счастье, нужен был помощник тюремного лекаря. Дежуря по ночам в больнице, я снова начал писать.


-О. Генри – Ваш литературный псевдоним. Нам известны несколько версий его появления.

Однажды Вы утверждали, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет вы сообщали, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор — Ohio Penitentiary.



-Первый свой рассказ под этим псевдонимом — «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), — я написал в тюрьме.



-Ещё до катастрофы, будучи начинающим журналистом, вы производили впечатление беспечного юмориста, утешающего иллюзиями. Для Вас словно бы нет таких уж непреодолимых барьеров между безотрадной будничностью и сказкой со счастливым концом.

Так ли это? Каково Ваше кредо?


-Величайшая в мире книга – это повседневная жизнь, окружающая нас… Под тонким покровом повседневности внимательный взгляд обнаружит романтические, печальные и смешные представления, разыгрываемые актёрами – великими и малыми – на сцене Вселенной. Жизнь – не трагедия и не комедия, в ней смешалось и то, и другое… Судьба дергает за верёвочки – и мы делаем пируэты, кто-то поднимается вверх, а другой летит вниз… Но будут ли выигравшие, когда Судия начнет разбирать дела своих марионеток?


-Эти слова звучат несколько странно для Вас, от них веет каким-то фатализмом, и всё же трудно сказать точнее о сокровенном в своём творчестве.


-Я слишком хорошо знаю реальность жизни по собственному тяжёлому опыту, и оттого моим героям не нужно объяснять, что реальность часто бывает жестокой до беспощадности.


-Считается, что современники относились к Вам за немногим исключением несерьёзно. Так ли это?


-Я был в их глазах только поставщиком гарантированно смешных историй для очередного номера «Санди уорлд». Контракт с этим воскресным журналом я заключил вскоре после своего освобождения из тюрьмы.


-Да, тогда началась Ваша писательская каторга. Цифры просто поражают: 66 рассказов за 1904 год, 54 – за 1905, 29 – в 1908-м; в считанные недели написан роман в новеллах «Короли и капуста». В итоге – шесть сборников новелл за неполные шесть лет.

-Какие книги Вам наиболее дороги и почему?


-Наверное, в их число входят новеллы из циклов: «Четыре миллиона», «Горящий светильник», «Голос большого города» - нью-йоркских циклов. Нью-Йорк для меня стал открытием. Громадный город не отталкивает, не пугает меня. В этом городе небоскрёбов я нахожу неисчерпаемые истории, яркие и памятные впечатления. Я люблю странствовать по людным и шумным нью-йоркским стритам и авеню, по пустым и мрачным окраинам, наблюдая и изучая город с самых разных сторон.


-Ваше искусство часто сравнивают с театром марионеток. Обидно ли для Вас такое сравнение?


-Вряд ли. Я и сам признавался, что описываю не личности, но типы, а «маска» - будь то хитроумный бродяга, какой-нибудь уличный зевака – совершенно необходимый элемент едва ли не каждой моей новеллы.


-Современникам всегда хотелось обнаружить у Вас «проблемы» - по крайней мере тем, кто привык текст сопрягать с идеологией. Президент США Рузвельт, покровительствовавший искусствам, объявил, что Ваши рассказы, в которых описываются невзгоды нью-йоркских продавщиц и страховых агентов, подвигли его осуществить некоторые социальные реформы.


-Если и так, то комплимент всё равно сомнителен для меня как писателя. Ведь Рузвельт имел в виду самые сентиментальные из моих рассказов, «Последний лист», например.


-Но стоит появиться на сцене Джеффу Питерсу или «вождю краснокожих», как у читателя возникает ощущение абсолютной художественной достоверности.

Здесь Вы верны своему таланту: ироничному, добродушному к людским странностям, чудачествам и хитрости.


-«Не выдвигающему никаких проблем».


-Что скрасило Вашу жизнь в зрелые годы?


-Последняя любовь и брак – счастливый и такой недолгий. Ушло чувство одиночества, преследовавшее меня в нью-йоркские годы и давшее себя почувствовать на страницах книг.


-Но подступила болезнь. В некрологах писали о чудесном даровании О. Генри, который умел рассмешить, поддержать и ободрить в нелегкую минуту, любил людей, стал для множества читателей чем-то наподобие «горящего светильника» - недаром так названа его лучшая книга.




















Просмотр содержимого документа
«Писатель четырех миллионов. О. Генри »

Тема: «Писатель четырех миллионов»

(творчество О. Генри)



1. -Тема нашего сегодняшнего занятия известна – творчество американского писателя О. Генри. Мы выбрали образное название – «Писатель четырех миллионов». А почему, и о каких миллионах пойдет речь, вы узнаете в ходе нашего общения, нашей совместной работы.

-Любое занятие предполагает цель. Какую цель можно сформулировать к теме урока?

- Все, что вы сказали, можно обобщить так:

открытие художественного мира О.Генри.

-Что такое художественный мир писателя? Каковы его составляющие?

(герои, сюжеты, жанры, темы, идеи, язык)

Вот по этой причине урок наш интегрированный, соединяющий литературоведение и языкознание.

А теперь попробуем сформулировать задачи, которые помогут подойти к реализации цели:

  • формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, развития монологической речи;

  • совершенствовать навык анализа художественного произведения через исследовательскую деятельность;

  • формировать активную читательскую позицию через творческую работу в жанре эссе;

  • формировать критическое мышление, навыки работы в команде.

-Художественный мир искусства слова может открыться только в результате читательской активности, читательского соавторства. Чтобы оно состоялось, вы проявите себя в различных видах деятельности, к которым готовились по группам.

-Коллективная работа ожидает нас на этапе анализа каждой из четырёх новелл, которые мы выбрали для постижения художественного мира писателя.

-Задание экспертам каждой группы: оценить в баллах каждый вид деятельности.

-Итак, обратимся к цели урока.

-Что формирует художественный мир писателя? (историческая эпоха, страна проживания, культурные традиции, общественные нормы, семья, круг общения, характер, мировоззрение). Чтобы нам было проще проникнуть в художественный мир писателя, мы должны совершить экскурс в Америку рубежа 19-20 веков.

2. Представление исторического исследования: «Америка на рубеже 19-20 веков» (презентация, приложение №1).

- Америка кипела в огне переплавки. Компании, корпорации, тресты, синдикаты, банки, монополии всплывали на поверхность в конце века с невиданной быстротой. Но также стремительно на дно опускались обездоленные, пополняя армию нищих и бродяг. Безработные в городах, фермеры, потерявшие землю, национальные меньшинства, лишенные человеческих прав, составляли ряды недовольных. Вот как выглядит хронология самых знаменательных событий жизни Америки рубежа 19-20 веков.

Вывод.

Размах всего происходящего впечатляет. В глаза било материальное богатство, поражала роскошь магнатов. Фасад преуспевающей страны был подобен иллюминированному кораблю, уверенно бороздящему океанские просторы. Но как чувствовал себя каждый, плывущий на этом корабле? На этот вопрос не дадут ответ исторические факты, понять и почувствовать, увидеть жизнь общества изнутри нам помогает искусство, литература, художественные произведения, в том числе и О. Генри, героями которых являются самые обычные американцы.


3. Биографическое исследование

- 4 апреля 1909 года в воскресном номере «Нью-Йорк санди таймс» появилось интервью с писателем О. Генри, которое выглядело так:


- Сколько Вам лет?

О. Генри, не смущаясь, отвечал, что родился в 1867 году.

- Где проживаете и каков род ваших занятий?

Он сообщил, что жил недолго в Центральной Америке, где у него была фруктовая плантация, но дела пошли неважно, и он перебрался в Техас.

- Героями многих ваших рассказов являются ковбои, шахтеры, уголовники. Общение с этими людьми – это страницы Вашей биографии?

Но автор признался, что ему никогда не приходилось ездить дальше, чем на милю, да и то не на конях, а в комфортабельном пульмановском вагоне, что он ни разу не побывал на шахте, что никаких приключений с ним лично не случалось, а все написанное - плод его воображения.


-На самом деле все было не так, и у писателя были серьезные причины скрывать правду.

Представление биографического исследования: «Интервью с О.Генри» (приложение №2)


4. Анализ, интерпретация новелл.

-А теперь познакомимся с произведениями О. Генри и попробуем проникнуть в художественный мир писателя.

-О. Генри был талантливым мастером в создании новелл. Мы уже встречались с этим жанром в творчестве других писателей. Что такое новелла? (словарь- приложение №3)

4.1. «Дары волхвов»

-Кто такие волхвы? Почему так названа эта новелла?

Инсценирование произведения «Дары волхвов»

Анализ новеллы по вопросам (приложение №4)

4.2. «Фараон и хорал»

- А вот другой герой из мира О. Генри.

Анализ заголовка новеллы.

Прослушайте творческий пересказ.

Какие проблемы поднимает автор? (пересказ от первого лица)

Беседа по произведению, обмен мнениями.

Вывод: писатель говорит

-об ответственности человека за свою судьбу, об умении найти и не потерять себя, сохранить свое человеческое достоинство,

-о могучей силе истинного искусства, способного перевернуть душу человека, заставить посмотреть на мир и себя другими глазами,

-о несправедливом устройстве человеческого общества, вынуждающего героя мечтать о тюремном заключении, чтобы выжить.

-Какие приёмы использовал автор?

1. Обилие необычных, неожиданных метафор, словосочетаний, каламбуров, иронических перифраз – когда то, что можно сказать коротко, сказано посредством длинного описания. Например, вместо того, чтобы сказать: «У него совсем не было денег», сказано: «Он и самая мелкая монета не имеют между собой ничего общего».


2. Яркий сюжет с неожиданными поворотами и неожиданным финалом. Очень трудно угадать, чем кончиться очередной рассказ О. Генри. Этот факт основан на убеждении, что жизнь очень сложна, непредсказуема. Герои могут оказаться не тем, за кого они себя выдают: когда герой очень хочет попасть в тюрьму, так как кроме тюрьмы ему негде переночевать, и использует любые способы (прохожий сам отдаёт ему зонт, который он хочет украсть), то его не берут. Но когда желание попасть в тюрьму пропадает, его забирают насильно.


3. Краткость, сжатость в развитии сюжета.


4. Сочетание наивного романтического идеализма – веры в высшие духовные ценности, оптимизма с реалистической, горькой, скептической иронией.

- В чем, на ваш взгляд, заключается актуальность звучания произведения?

4.3. «Пока ждет автомобиль».

-Название следующей новеллы - «Пока ждет автомобиль».

- В чем особенность заголовка? С какой целью дано такое название?

(Незавершенное предложение, автор приглашает читателя поразмыслить, что же может произойти).

Выразительное чтение отрывка по ролям.

Чтение текста обрывается на словах: “Затем, не колеблясь, он стал предательски красться следом за ней”.

- Исполнители намеренно не дочитали текст новеллы до конца.

Как мы уже отметили, автор не ставит точку ни в заглавии, ни в самом повествовании.

Задание: предположите, чем могла бы закончиться эта история. Предложите свою версию финала.

Варианты:

Она вернётся, произойдёт объяснение — история закончится свадьбой.

Он приложит усилия к тому, чтобы достичь её положения в обществе (она аристократка!), и тогда она оценит его.

Он приложит усилия к тому, чтобы достичь её положения в обществе, но потом поймёт, что она ему не интересна.

Она случайно станет свидетельницей какого-нибудь благородного поступка и оценит его. Этим автор намекнёт нам, что всё в их судьбе сложится удачно.

-Дочитаем новеллу до конца и убедимся, что ни одна версия не близка авторской.

Анализ новеллы.

Неожиданный финал - излюбленный прием О. Генри. Чтобы его понять, разделим линии героев и проследим, как автор “выстраивает” детали.

-Портрет героини.

При первом чтении видим простое серое платье, вуаль, скромность позы, красоту. При повторном чтении обращает на себя внимание “безупречность покроя”.

-Неужели под вуалью и скромным платьем скрывается обычная красивая аристократка?

Называются следующие детали: “глубокое, неторопливое контральто”, “я леди”, “тонкий пальчик”, “вуалетка и шляпа моей горничной”, “снисходительный тон”, “безразличный взгляд, подчеркнувший разницу их общественного положения”, “крохотные часики на браслетке тонкой работы и изящная сумочка”.

- Может быть, только последние три “укажут” на аристократическое происхождение, остальные…

Сказать о себе “я леди” - не значит быть таковой. Может быть, поискать ещё?

Скромность наряда, безупречность кроя и “сияющая, спокойная красота” не соответствуют “странной” речи. Она перемежается с грубоватыми словами, с неумением выговорить правильно фамилию собеседника – мистера Паркенстекера, с обилием каких-то книжных фраз (“не испорченный презренным блеском богатства”, “больна от развлечений”, “позолота бьющего через край богатства”…) Так называемая “аристократка” поселила герцога в немецкое княжество, а маркиз стал английским титулом.

-Портрет героини оказался ловушкой для читателей. Да, под вуалью героиня что-то скрывает, а именно низкое своё происхождение. Речь, однако, её выдаёт. Придумав себе образ аристократки, героиня выдаёт желаемое за действительное – хоть на минуточку сыграть эту роль, произвести впечатление настоящей леди.

-Если она бедна, значит, он богат? Анализируем линию героя. Главная авторская подсказка — ирония.

- Какие приемы еще использует автор для раскрытия характера героев, комизма положения?

  • Герой – «один из многих»

  • Композиционная отточенность

  • Отсутствие богатой описательности

  • Случайность как композиционная образующая

  • Неожиданная развязка (сильный финальный акцент)


Итак, комическая ситуация, изложенная писателем, забавляет нас.

- Удалось ли нашим исполнителям передать авторский замысел?


4.4 «Последний лист»

- Чем веет от этого названия? Можно ли говорить о трагическом звучании финала в этой новелле?

Выразительное чтение по ролям.

- Что стало настоящим шедевром старика-художника?

- Какие нравственные уроки мы извлекаем из этой истории? (в чем смысл жизни человека, какой след оставит он после себя на земле, способен ли человек к самопожертвованию).

- Подошло к завершению наше знакомство с творчеством О. Генри.

-Слово экспертам (оценивается выполнение заданий по группам).

Настало время сделать вывод, обобщить сказанное.

-Каков он, художественный мир этого интересного и оригинального писателя?

-Почему же О. Генри называют писателем 4-х миллионов?

-Заканчивая разговор, давайте обменяемся впечатлениями и построим высказывания в жанре эссе на тему «Смешное и грустное в творчестве О. Генри».








Список литературы

И. Левидова. "Писатели США". Краткие творческие биографии. Москва, "Радуга", 1990.

В.С. Боровинский. О. Генри – горестная судьба веселого рассказчика. - М.: Книжная палата, 2000.

О. Генри. Сборник рассказов. - М. : Худ. лит., 1989.

Internet. www.wikipedia.org.



8



Просмотр содержимого документа
«Словарь»

Приложение 3


СЛОВАРЬ




ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ – истолковывать, раскрывать смысл чего-либо, объяснять.



ХОРАЛ - церковное многоголосное песнопение, а также музыкальная пьеса в такой же форме.




ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера.



НОВЕЛЛА – малый прозаический эпический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом.



ЭССЕ – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.






Просмотр содержимого документа
«визитная карточка»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА



1) Автор проекта:

Преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Попова С.В.

2) Описание проекта:

  • Название проекта:

Писатель четырех миллионов (творчество О. Генри)

  • Цель проекта: открытие художественного мира О. Генри

  • Краткое содержание проекта:

Подгруппы студентов осуществляют следующие виды деятельности: историческое исследование жизни Америки рубежа 19-20 веков, биографическое исследование на основе сбора материала о писателе, творческое осмысление произведений с целью открытия художественного мира О. Генри; совершенствуют навыки анализа художественного текста, чтобы дать аргументированный ответ на проблемный вопрос в жанре эссе: «Смешное и грустное в новеллах О. Генри».


  • Предметная область:

Зарубежная литература, русский язык.


  • Дидактические и методические задачи проекта:

Создать условия для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, формулирования ответа на основополагающий, проблемный вопросы, развития монологической речи, совершенствования навыка анализа художественного произведения через исследовательскую деятельность, формирования критического мышления, навыков работы в команде; способствовать формированию активной читательской позиции через создание эссе.

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:


№ этапа

Название этапа

Вид деятельности студентов

1

Подготовительный

Историческое исследование «Жизнь Америки на рубеже 19-20 веков.

Биографическое исследование.

Анализ и подготовка текста к выразительному исполнению по ролям.

Анализ и подготовка текста к инсценированию.

Творческий пересказ.

2

Учебное занятие

Тема: «Писатель 4 миллионов»

Цель: открытие художественного мира писателя О. Генри


Заочная экскурсия «Америка на рубеже 19-20 веков» (по материалам презентации).

«Интервью с писателем О. Генри» (биографическое исследование).

Инсценирование новеллы О. Генри.

Анализ новеллы «Дары волхвов».

Творческий пересказ произведения «Фараон и хорал».

Анализ проблематики новеллы О. Генри (работа в группах).

Инсценирование отрывка новеллы «Пока ждет автомобиль» (без финала).

Творческая работа: «создание» финала новеллы «Пока ждет автомобиль».

Анализ творческой манеры автора на основе новеллы «Пока ждет автомобиль».

Выразительное исполнение новеллы «Последний лист» по ролям (с творческой переработкой)

Работа в группах. Размышление о нравственных уроках новеллы.

Подведение итога урока:

Каков художественный мир О. Генри и почему его называют писателем четырех миллионов? (фронтальное обобщение).

3

Творческая работа


Эссе «Смешное и грустное в новеллах О. Генри» («Читая О. Генри…)





Источники информации:


Источник информации /ресурс

Вид информации

Интернет-ресурсы:

http://www bibliogid/ru

dic.academic.ru

Библиографический словарь «Зарубежные писатели» под редакцией Н. П. Михальской, М.; Дрофа; 2003 год

Творческая биография писателя, история Америки, фотографии

Новеллы О. Генри

«Дары волхвов», «Пока ждет автомобиль», «Фараон и хорал», «Последний лист».

Критическая литература

А. Старцев «Жизнь и рассказы О. Генри».

Владимир Боровинский «Горестная судьба веселого рассказчика».



Просмотр содержимого презентации
«Америка.»

Америка на рубеже  19-20 веков

Америка на рубеже

19-20 веков

Трансконтинентальная железная дорога (открыта в 1869 г.)

Трансконтинентальная железная дорога (открыта в 1869 г.)

Изобретение телеграфа, телефона

Изобретение телеграфа, телефона

Изобретение лампы накаливания  (1879 год, американский изобретатель Эдисон)

Изобретение лампы накаливания (1879 год, американский изобретатель Эдисон)

Создание электрических трамваев

Создание электрических трамваев

Статуя свободы

Статуя свободы

Всемирная выставка в Чикаго

Всемирная выставка в Чикаго

Открытие Бруклинского моста

Открытие Бруклинского моста

Волнения рабочих – 1876 год
  • Волнения рабочих – 1876 год
Восстание индейцев СИУ (1876 год)

Восстание индейцев СИУ (1876 год)

Университет в Чикаго  (1892 год)

Университет в Чикаго (1892 год)

Просмотр содержимого презентации
«О. Генри»

«Писатель четырех миллионов»  (творчество О. Генри)

«Писатель четырех миллионов» (творчество О. Генри)

Уильям Сидни Портер  William Sidney Porter Псевдонимы:  O` Henry Дата рождения: 11 сентября 1862 Место рождения:  Гринсборо, Северная Каролина, США Дата смерти:  5 июня 1910 (47 лет)

Уильям Сидни Портер William Sidney Porter

  • Псевдонимы:

O` Henry

  • Дата рождения:

11 сентября 1862

  • Место рождения: Гринсборо, Северная Каролина, США
  • Дата смерти:

5 июня 1910 (47 лет)

Место смерти:  Нью-Йорк Гражданство:   США Род деятельности:  американский писатель, прозаик-новеллист Годы творчества:
  • Место смерти: Нью-Йорк
  • Гражданство:

США

  • Род деятельности: американский писатель, прозаик-новеллист
  • Годы творчества:

1899—1910

Направление:  юмор Жанр:  новеллы с тонким юмором и неожиданными развязками ( short-story) Дебют:
  • Направление:

юмор

  • Жанр:

новеллы с тонким юмором и неожиданными развязками ( short-story)

  • Дебют:

«Рождественский подарок Свистуна Дика», 1899

«Cabbages And Kings» 1904 «Короли и капуста» (роман)   Сборники рассказов: «The Four Million» 1906 «Четыре миллиона» «The Trimmed Lamp» 1907 « Горящий светильник » «Heart Of The West» 1907 « Сердце Запада » «The Gentle Grafter» 1908 « Благородный жулик » «The Voice Of The City» 1908 « Голос большого города » «Roads Of Destiny» 1909 « Дороги Судьбы » «Options» 1909 «На выбор» «Whirligigs» 1910 «Коловращение» «Strictly Business» 1910 « Деловые люди »
  • «Cabbages And Kings» 1904 «Короли и капуста» (роман)
  •   Сборники рассказов:
  • «The Four Million» 1906 «Четыре миллиона»
  • «The Trimmed Lamp» 1907 « Горящий светильник »
  • «Heart Of The West» 1907 « Сердце Запада »
  • «The Gentle Grafter» 1908 « Благородный жулик »
  • «The Voice Of The City» 1908 « Голос большого города »
  • «Roads Of Destiny» 1909 « Дороги Судьбы »
  • «Options» 1909 «На выбор»
  • «Whirligigs» 1910 «Коловращение»
  • «Strictly Business» 1910 « Деловые люди »
«Не так давно один выдумщик заявил, что в Нью-Йорке имеется не более четырехсот человек, достойных внимания. Но отыскался другой человек – он занимается переписью населения в Нью-Йорке, -и его более мудрый подсчет помог нам найти название для этого сборника: «Четыре миллиона»  О. Генри
  • «Не так давно один выдумщик заявил, что в Нью-Йорке имеется не более четырехсот человек, достойных внимания. Но отыскался другой человек – он занимается переписью населения в Нью-Йорке, -и его более мудрый подсчет помог нам найти название для этого сборника: «Четыре миллиона»
  • О. Генри
«Дары волхвов»

«Дары волхвов»

  • Джотто ди Бондоне (1266/1267-1337) “Поклонение волхвов»
Триптих Иеронима Босха «Поклонение волхвов». Центральная часть, фрагмент

Триптих Иеронима Босха «Поклонение волхвов». Центральная часть, фрагмент

Картина Рембрандта

Картина Рембрандта


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Писатель четырёх миллионов. Творчество О. Генри"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства