Тема: «Писатель четырех миллионов»
(творчество О. Генри)
1. -Тема нашего сегодняшнего занятия известна – творчество американского писателя О. Генри. Мы выбрали образное название – «Писатель четырех миллионов». А почему, и о каких миллионах пойдет речь, вы узнаете в ходе нашего общения, нашей совместной работы.
-Любое занятие предполагает цель. Какую цель можно сформулировать к теме урока?
- Все, что вы сказали, можно обобщить так:
открытие художественного мира О.Генри.
-Что такое художественный мир писателя? Каковы его составляющие?
(герои, сюжеты, жанры, темы, идеи, язык)
Вот по этой причине урок наш интегрированный, соединяющий литературоведение и языкознание.
А теперь попробуем сформулировать задачи, которые помогут подойти к реализации цели:
формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, развития монологической речи;
совершенствовать навык анализа художественного произведения через исследовательскую деятельность;
формировать активную читательскую позицию через творческую работу в жанре эссе;
формировать критическое мышление, навыки работы в команде.
-Художественный мир искусства слова может открыться только в результате читательской активности, читательского соавторства. Чтобы оно состоялось, вы проявите себя в различных видах деятельности, к которым готовились по группам.
-Коллективная работа ожидает нас на этапе анализа каждой из четырёх новелл, которые мы выбрали для постижения художественного мира писателя.
-Задание экспертам каждой группы: оценить в баллах каждый вид деятельности.
-Итак, обратимся к цели урока.
-Что формирует художественный мир писателя? (историческая эпоха, страна проживания, культурные традиции, общественные нормы, семья, круг общения, характер, мировоззрение). Чтобы нам было проще проникнуть в художественный мир писателя, мы должны совершить экскурс в Америку рубежа 19-20 веков.
2. Представление исторического исследования: «Америка на рубеже 19-20 веков» (презентация, приложение №1).
- Америка кипела в огне переплавки. Компании, корпорации, тресты, синдикаты, банки, монополии всплывали на поверхность в конце века с невиданной быстротой. Но также стремительно на дно опускались обездоленные, пополняя армию нищих и бродяг. Безработные в городах, фермеры, потерявшие землю, национальные меньшинства, лишенные человеческих прав, составляли ряды недовольных. Вот как выглядит хронология самых знаменательных событий жизни Америки рубежа 19-20 веков.
Вывод.
Размах всего происходящего впечатляет. В глаза било материальное богатство, поражала роскошь магнатов. Фасад преуспевающей страны был подобен иллюминированному кораблю, уверенно бороздящему океанские просторы. Но как чувствовал себя каждый, плывущий на этом корабле? На этот вопрос не дадут ответ исторические факты, понять и почувствовать, увидеть жизнь общества изнутри нам помогает искусство, литература, художественные произведения, в том числе и О. Генри, героями которых являются самые обычные американцы.
3. Биографическое исследование
- 4 апреля 1909 года в воскресном номере «Нью-Йорк санди таймс» появилось интервью с писателем О. Генри, которое выглядело так:
- Сколько Вам лет?
О. Генри, не смущаясь, отвечал, что родился в 1867 году.
- Где проживаете и каков род ваших занятий?
Он сообщил, что жил недолго в Центральной Америке, где у него была фруктовая плантация, но дела пошли неважно, и он перебрался в Техас.
- Героями многих ваших рассказов являются ковбои, шахтеры, уголовники. Общение с этими людьми – это страницы Вашей биографии?
Но автор признался, что ему никогда не приходилось ездить дальше, чем на милю, да и то не на конях, а в комфортабельном пульмановском вагоне, что он ни разу не побывал на шахте, что никаких приключений с ним лично не случалось, а все написанное - плод его воображения.
-На самом деле все было не так, и у писателя были серьезные причины скрывать правду.
Представление биографического исследования: «Интервью с О.Генри» (приложение №2)
4. Анализ, интерпретация новелл.
-А теперь познакомимся с произведениями О. Генри и попробуем проникнуть в художественный мир писателя.
-О. Генри был талантливым мастером в создании новелл. Мы уже встречались с этим жанром в творчестве других писателей. Что такое новелла? (словарь- приложение №3)
4.1. «Дары волхвов»
-Кто такие волхвы? Почему так названа эта новелла?
Инсценирование произведения «Дары волхвов»
Анализ новеллы по вопросам (приложение №4)
4.2. «Фараон и хорал»
- А вот другой герой из мира О. Генри.
Анализ заголовка новеллы.
Прослушайте творческий пересказ.
Какие проблемы поднимает автор? (пересказ от первого лица)
Беседа по произведению, обмен мнениями.
Вывод: писатель говорит
-об ответственности человека за свою судьбу, об умении найти и не потерять себя, сохранить свое человеческое достоинство,
-о могучей силе истинного искусства, способного перевернуть душу человека, заставить посмотреть на мир и себя другими глазами,
-о несправедливом устройстве человеческого общества, вынуждающего героя мечтать о тюремном заключении, чтобы выжить.
-Какие приёмы использовал автор?
1. Обилие необычных, неожиданных метафор, словосочетаний, каламбуров, иронических перифраз – когда то, что можно сказать коротко, сказано посредством длинного описания. Например, вместо того, чтобы сказать: «У него совсем не было денег», сказано: «Он и самая мелкая монета не имеют между собой ничего общего».
2. Яркий сюжет с неожиданными поворотами и неожиданным финалом. Очень трудно угадать, чем кончиться очередной рассказ О. Генри. Этот факт основан на убеждении, что жизнь очень сложна, непредсказуема. Герои могут оказаться не тем, за кого они себя выдают: когда герой очень хочет попасть в тюрьму, так как кроме тюрьмы ему негде переночевать, и использует любые способы (прохожий сам отдаёт ему зонт, который он хочет украсть), то его не берут. Но когда желание попасть в тюрьму пропадает, его забирают насильно.
3. Краткость, сжатость в развитии сюжета.
4. Сочетание наивного романтического идеализма – веры в высшие духовные ценности, оптимизма с реалистической, горькой, скептической иронией.
- В чем, на ваш взгляд, заключается актуальность звучания произведения?
4.3. «Пока ждет автомобиль».
-Название следующей новеллы - «Пока ждет автомобиль».
- В чем особенность заголовка? С какой целью дано такое название?
(Незавершенное предложение, автор приглашает читателя поразмыслить, что же может произойти).
Выразительное чтение отрывка по ролям.
Чтение текста обрывается на словах: “Затем, не колеблясь, он стал предательски красться следом за ней”.
- Исполнители намеренно не дочитали текст новеллы до конца.
Как мы уже отметили, автор не ставит точку ни в заглавии, ни в самом повествовании.
Задание: предположите, чем могла бы закончиться эта история. Предложите свою версию финала.
Варианты:
Она вернётся, произойдёт объяснение — история закончится свадьбой.
Он приложит усилия к тому, чтобы достичь её положения в обществе (она аристократка!), и тогда она оценит его.
Он приложит усилия к тому, чтобы достичь её положения в обществе, но потом поймёт, что она ему не интересна.
Она случайно станет свидетельницей какого-нибудь благородного поступка и оценит его. Этим автор намекнёт нам, что всё в их судьбе сложится удачно.
-Дочитаем новеллу до конца и убедимся, что ни одна версия не близка авторской.
Анализ новеллы.
Неожиданный финал - излюбленный прием О. Генри. Чтобы его понять, разделим линии героев и проследим, как автор “выстраивает” детали.
-Портрет героини.
При первом чтении видим простое серое платье, вуаль, скромность позы, красоту. При повторном чтении обращает на себя внимание “безупречность покроя”.
-Неужели под вуалью и скромным платьем скрывается обычная красивая аристократка?
Называются следующие детали: “глубокое, неторопливое контральто”, “я леди”, “тонкий пальчик”, “вуалетка и шляпа моей горничной”, “снисходительный тон”, “безразличный взгляд, подчеркнувший разницу их общественного положения”, “крохотные часики на браслетке тонкой работы и изящная сумочка”.
- Может быть, только последние три “укажут” на аристократическое происхождение, остальные…
Сказать о себе “я леди” - не значит быть таковой. Может быть, поискать ещё?
Скромность наряда, безупречность кроя и “сияющая, спокойная красота” не соответствуют “странной” речи. Она перемежается с грубоватыми словами, с неумением выговорить правильно фамилию собеседника – мистера Паркенстекера, с обилием каких-то книжных фраз (“не испорченный презренным блеском богатства”, “больна от развлечений”, “позолота бьющего через край богатства”…) Так называемая “аристократка” поселила герцога в немецкое княжество, а маркиз стал английским титулом.
-Портрет героини оказался ловушкой для читателей. Да, под вуалью героиня что-то скрывает, а именно низкое своё происхождение. Речь, однако, её выдаёт. Придумав себе образ аристократки, героиня выдаёт желаемое за действительное – хоть на минуточку сыграть эту роль, произвести впечатление настоящей леди.
-Если она бедна, значит, он богат? Анализируем линию героя. Главная авторская подсказка — ирония.
- Какие приемы еще использует автор для раскрытия характера героев, комизма положения?
Герой – «один из многих»
Композиционная отточенность
Отсутствие богатой описательности
Случайность как композиционная образующая
Неожиданная развязка (сильный финальный акцент)
Итак, комическая ситуация, изложенная писателем, забавляет нас.
- Удалось ли нашим исполнителям передать авторский замысел?
4.4 «Последний лист»
- Чем веет от этого названия? Можно ли говорить о трагическом звучании финала в этой новелле?
Выразительное чтение по ролям.
- Что стало настоящим шедевром старика-художника?
- Какие нравственные уроки мы извлекаем из этой истории? (в чем смысл жизни человека, какой след оставит он после себя на земле, способен ли человек к самопожертвованию).
- Подошло к завершению наше знакомство с творчеством О. Генри.
-Слово экспертам (оценивается выполнение заданий по группам).
Настало время сделать вывод, обобщить сказанное.
-Каков он, художественный мир этого интересного и оригинального писателя?
-Почему же О. Генри называют писателем 4-х миллионов?
-Заканчивая разговор, давайте обменяемся впечатлениями и построим высказывания в жанре эссе на тему «Смешное и грустное в творчестве О. Генри».
Список литературы
И. Левидова. "Писатели США". Краткие творческие биографии. Москва, "Радуга", 1990.
В.С. Боровинский. О. Генри – горестная судьба веселого рассказчика. - М.: Книжная палата, 2000.
О. Генри. Сборник рассказов. - М. : Худ. лит., 1989.
Internet. www.wikipedia.org.
8