kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы в 8 классе предлагают ученикам продолжить постижение мира русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 1»

Из тайников искусства слова Теория литературы на уроках литературы в 8 классе Часть 1

Из тайников искусства слова

Теория литературы на уроках литературы в 8 классе

Часть 1

Дорогие ребята!

Дорогие ребята!

  • Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
  • Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
  • Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
  • Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Ты ищешь знаний, мудрости земной, Ты ищешь смысла жизни во Вселенной? Найди на полке книгу и раскрой Источник мысли чистый, вдохновенный...  Алио Мирцхулава, грузинский поэт
  • Ты ищешь знаний, мудрости земной,
  • Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
  • Найди на полке книгу и раскрой
  • Источник мысли чистый, вдохновенный...

  • Алио Мирцхулава, грузинский поэт
Об оригинальной и переводной художественной литературе Художественная литература – вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова. Оригинал – первичный текст, с которого делается перевод.

Об оригинальной и переводной художественной литературе

  • Художественная литература – вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова.
  • Оригинал – первичный текст, с которого делается перевод.

  • Перевод - это передача слова, высказывания или текста средствами другого языка.
Понятие о рубаи Рубаи (от араб. — «увеличенный вчетверо») — четверостишие философско-афористического характера, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки, а третья остаётся без рифмы (аа — а).

Понятие о рубаи

  • Рубаи (от араб. — «увеличенный вчетверо») четверостишие философско-афористического характера, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строки, а третья остаётся без рифмы (аа — а).

О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме  Героическое в литературе - форма возвышенного, поэтическое возвеличивание доблести, моральной стойкости и самоотверженности героев, проявленных в борьбе за победу добра и справедливости, свободы и независимости, за счастье отдельных людей и общества в целом.

О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме

  • Героическое в литературе - форма возвышенного, поэтическое возвеличивание доблести, моральной стойкости и самоотверженности героев, проявленных в борьбе за победу добра и справедливости, свободы и независимости, за счастье отдельных людей и общества в целом.

О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме

О героическом в литературе. Развитие понятия о поэме

  • Ярким воплощением героического в фольклоре и литературе стала эпическая поэма большое стихотворное произведение, в котором изображаются события героического прошлого народа, его борьба с врагами, злом, неправдой, несправедливостью.
  • В центре эпической поэмы — герои-богатыри, подвиги которых ведут к установлению гармонического мира.
О драме как литературном роде

О драме как литературном роде

  • Произведение, предназначенное для исполнения в лицах на сцене, называется драматическим.
  • Драма (от греч. — «действие») литературный род, который изображает действительность непосредственно через высказывания и действия самих персонажей.
О драме как литературном роде

О драме как литературном роде

  • Основу драмы составляет действие .
  • В драматических произведениях действие показано через конфликты .
  • Конфликт (от лат. — «столкновение») противоборство, столкновение, воплощённое в художественном произ- ведении через сюжет .
Диалог и монолог Диалог (от греч. — «разговор, беседа») — в худо жественном произведении вид устной речи, который представляет разговор двух или более лиц. Монолог (от греч. — «один» и «слово») — в художе ственном произведении развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц. В драматическом произведении одними из главных средств изображения действия и создания характеров героев являются диалоги и монологи .

Диалог и монолог

  • Диалог (от греч. — «разговор, беседа») — в худо жественном произведении вид устной речи, который представляет разговор двух или более лиц.
  • Монолог (от греч. — «один» и «слово») — в художе ственном произведении развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
  • В драматическом произведении одними из главных средств изображения действия и создания характеров героев являются диалоги и монологи .

Основные особенности драмы как литературного рода:

Основные особенности драмы как литературного рода:

  • события показываются как живой процесс, разыгрывающийся в настоящем времени, непосредственно на глазах у зрителя;
  • действие передаётся через конфликты;
  • специфическая форма построения произведения: делится на действия (акты) и явления;
  • характеры героев раскрываются через поступки;
  • наличие ремарок, которые передают авторские замечания;
  • речь персонажей (действующих лиц) звучит в форме монологов и диалогов.
Трагедия как жанр драмы Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются острые, непримиримые жизненные противоречия, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя. Трагедия отличается возвышенным стилем, обострённой борьбой, которая, как правило, сопровождается внутренними психологическими противоречиями в душе главного героя.

Трагедия как жанр драмы

  • Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются острые, непримиримые жизненные противоречия, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
  • Трагедия отличается возвышенным стилем, обострённой борьбой, которая, как правило, сопровождается внутренними психологическими противоречиями в душе главного героя.

Характерные признаки шекспировской трагедии: классической трагедии:

Характерные признаки

шекспировской трагедии:

классической трагедии:

  • излагалась обязательно стихами;
  • категорически запрещались комические сцены;
  • игра на сцене почти не допускалась;
  • герои ограничивались декламацией своих ролей.
  • большое количество действующих лиц, сложные взаимоотношениями между персонажами;
  • допускались комические сцены;
  • действие делало необходимой оживлённую игру актёров;
  • написана стихотворной речью, но речь более свободна, чем в классических трагедиях, и более приближена к разговорной.
Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе Эпос (от греч. — «повествование, слово, рассказ») — это род литературы, в основе которого повествование о событиях и их участниках. В эпосе выделяют различные жанры: роман, повесть, рассказ, сказка, миф, легенда и другие.

Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе

  • Эпос (от греч. — «повествование, слово, рассказ») это род литературы, в основе которого повествование о событиях и их участниках.
  • В эпосе выделяют различные жанры: роман, повесть, рассказ, сказка, миф, легенда и другие.

Особенности эпических произведений:

Особенности эпических произведений:

  • 1. Жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим персонажам.
  • 2. Наличие сюжета. Главный интерес в эпосе всегда сосредоточен на событиях, в ходе которых раскрываются характеры персонажей. Важная роль принадлежит и внесюжетным элементам, например, портретам, пейзажам, интерьерам.
  • 3. Повествование в эпическом произведении ведётся от имени реального или условного повествователя.
  • 4. В эпосе представлены разнообразные способы изложения: повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления.
Развитие понятий о романе, юморе Один из наиболее распространённых жанров эпоса - роман. Эта разновидность художественной литературы выделяется среди других широтой охвата событий и наличием нескольких сюжетных линий. В романах изображены глубокие и сложные жизненные проблемы, действует множество персонажей.

Развитие понятий о романе, юморе

  • Один из наиболее распространённых жанров эпоса - роман.
  • Эта разновидность художественной литературы выделяется среди других широтой охвата событий и наличием нескольких сюжетных линий.
  • В романах изображены глубокие и сложные жизненные проблемы, действует множество персонажей.

Понятие о «вечных образах» Литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображённой в них эпохи, называют вечными. Они сосредоточивают в себе важные черты человеческого характера, ситуации и конфликты, которые повторяются в новых условиях.

Понятие о «вечных образах»

  • Литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображённой в них эпохи, называют вечными.
  • Они сосредоточивают в себе важные черты человеческого характера, ситуации и конфликты, которые повторяются в новых условиях.

Развитие понятий о романе, юморе

Развитие понятий о романе, юморе

  • Роман о Дон Кихоте был задуман как пародия на средневековый рыцарский роман.
  • Пародия (от др.-греч. «возле, кроме, против» и др.-греч. «песня»)  — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме.
  • Пародия  — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. 
Лирика как литературный род Лирика — один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой, который отображает внутренние переживания героя, его эмоции и чувства. Лирика передаёт отдельные состояния характера в определённый момент жизни. « Дневник душевного состояния» — такое определение  лирике дал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте.

Лирика как литературный род

  • Лирика один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой, который отображает внутренние переживания героя, его эмоции и чувства.
  • Лирика передаёт отдельные состояния характера в определённый момент жизни.
  • « Дневник душевного состояния» — такое определение лирике дал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте.

Основные особенности лирики:

Основные особенности лирики:

  • сосредоточенность на внутреннем мире, переживании героя;
  • сюжет практически отсутствует или слабо выражен;
  • предпочтение стихотворной, а не прозаической речи в отличие от эпоса и, частично, драмы;
  • лаконизм и сжатость средств художественного изображения;
  • повышенная эмоциональность и экспрессивность, поэтому лирика, в первую очередь, воздействует на духовный мир читателя.
Развитие понятия о рифме Рифма (от греческого - соразмерность) – звуковые совпадения, созвучия в конце стихотворных строк. «Рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформленные в одну мысль, держаться вместе». Владимир Маяковский

Развитие понятия о рифме

  • Рифма (от греческого - соразмерность) – звуковые совпадения, созвучия в конце стихотворных строк.
  • «Рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформленные в одну мысль, держаться вместе».
  • Владимир Маяковский

Виды рифм Перекрёстная   Во глубине сибирских р уд  Храните гордое терпень е ,  Не пропадёт ваш скорбный тр уд  И дум высокое стремлень е . А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд» Парная (смежная) Сижу за решёткой в темнице сыр ой . Сижу за решёткой в темнице сыр ой . Сижу за решёткой в темнице сыр ой . Сижу за решёткой в темнице сыр ой . Сижу за решёткой в темнице сыр ой . Сижу за решёткой в темнице сыр ой . Сижу за решёткой в темнице сыр ой .  Вскормлённый в неволе орёл молод ой ,  Мой грустный товарищ, махая крыл ом ,  Кровавую пищу клюёт под окн ом . А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» А. С. Пушкин «Узник» Кольцевая (опоясывающая) Друзья мои, прекрасен наш со юз !    Он, как душа, неразделим и веч ен —    Неколебим, свободен и беспеч ен ,    Срастался он под сенью дружных м уз .   А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

Виды рифм

  • Перекрёстная
  • Во глубине сибирских р уд

Храните гордое терпень е ,

Не пропадёт ваш скорбный тр уд

И дум высокое стремлень е .

  • А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд»
  • Парная (смежная)
  • Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
  • Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
  • Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
  • Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
  • Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
  • Сижу за решёткой в темнице сыр ой .
  • Сижу за решёткой в темнице сыр ой .

Вскормлённый в неволе орёл молод ой ,

Мой грустный товарищ, махая крыл ом ,

Кровавую пищу клюёт под окн ом .

  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • А. С. Пушкин «Узник»
  • Кольцевая (опоясывающая)
  • Друзья мои, прекрасен наш со юз !

Он, как душа, неразделим и веч ен

Неколебим, свободен и беспеч ен ,

Срастался он под сенью дружных м уз .

  • А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах: Мужская рифма - ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха: Сижу за решёткой в темнице сыр о й. Сижу за решёткой в темнице сыр о й. Сижу за решёткой в темнице сыр о й.   Вскормлённый в неволе орёл молод о й.     /А. С. Пушкин «Узник»/ Женская рифма - ударение падает на предпоследний слог: Везде сребро да зл а то,   Всё светло и бог а то. Везде сребро да зл а то,   Всё светло и бог а то. Везде сребро да зл а то,   Всё светло и бог а то. Везде сребро да зл а то,   Всё светло и бог а то.     / А. С. Пушкин «Жених»/

Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:

  • Мужская рифма - ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха:
  • Сижу за решёткой в темнице сыр о й.
  • Сижу за решёткой в темнице сыр о й.
  • Сижу за решёткой в темнице сыр о й.

Вскормлённый в неволе орёл молод о й.

/А. С. Пушкин «Узник»/

  • Женская рифма - ударение падает на предпоследний слог:
  • Везде сребро да зл а то,  Всё светло и бог а то.
  • Везде сребро да зл а то,  Всё светло и бог а то.
  • Везде сребро да зл а то,  Всё светло и бог а то.
  • Везде сребро да зл а то,  Всё светло и бог а то.

/ А. С. Пушкин «Жених»/

Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:

Типы рифм по месту ударения в рифмующихся словах:

  • Дактилическая рифма - ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
  • Потонула деревня в ух а бинах,  Заслонили избёнки леса,  Только видно, на кочках и вп а динах,  Как синеют кругом небеса.
  • Потонула деревня в ух а бинах,  Заслонили избёнки леса,  Только видно, на кочках и вп а динах,  Как синеют кругом небеса.
  • Потонула деревня в ух а бинах,  Заслонили избёнки леса,  Только видно, на кочках и вп а динах,  Как синеют кругом небеса.
  • Потонула деревня в ух а бинах,  Заслонили избёнки леса,  Только видно, на кочках и вп а динах,  Как синеют кругом небеса.
  • Гипердактилическая рифма - ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. От луны лучи прот я гиваются,  К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
  • От луны лучи прот я гиваются,  К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
  • От луны лучи прот я гиваются,  К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
  • От луны лучи прот я гиваются,  К сердцу иглами притр а гиваются… /В. Я. Брюсов /
Развитие понятия о сюжете, композиции

Развитие понятия о сюжете, композиции

  • Сюжет (от фр. «предмет»)  — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам.
  • Сюжет  — основа формы произведения, своего рода его базовая схема, включающая последовательность происходящих в произведении действий.
  • Сюжет включает в себя следующие элементы:  экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию , а также, в некоторых произведениях,  пролог и эпилог.
Развитие понятий о сюжете, композиции Композиция - построение художественного произведения, соотнесённость и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определённой последовательности.

Развитие понятий о сюжете, композиции

  • Композиция - построение художественного произведения, соотнесённость и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определённой последовательности.

Развитие понятия о повести

Развитие понятия о повести

  • Повесть — среднее по объёму прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей.
Развитие понятий о сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести Портрет – описание внешности персонажа в художественном произведении.  Пейзаж – описание картин природы в художественном произведении.

Развитие понятий о сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести

  • Портрет – описание внешности персонажа в художественном произведении.

  • Пейзаж – описание картин природы в художественном произведении.

Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
  • Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.

Дени Дидро ( 1713-1784), французский писатель, философ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 1

Автор: Кучеренко Наталия Сергеевна

Дата: 28.06.2018

Номер свидетельства: 474550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 1"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_5_klas"
    ["file_id"] => string(6) "472862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528636918"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 2"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_5_kl_1"
    ["file_id"] => string(6) "472864"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637071"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 3"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_5_kl_2"
    ["file_id"] => string(6) "472865"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637206"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_6_klas"
    ["file_id"] => string(6) "472867"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637405"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 2"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_6_kl_1"
    ["file_id"] => string(6) "472870"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637587"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства