kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературы в 6 классе предлагают ученикам продолжить путешествие  в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Данная разработка по интегрированному курсу «Литература» представляет собой опыт работы по включению теории литературы в изучение художественных произведений, предложенных программой к изучению в 6 классе. Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…

Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1»

Из тайников искусства слова Теория литературы на уроках литературы в 6 классе Часть 1

Из тайников искусства слова

Теория литературы на уроках литературы в 6 классе

Часть 1

Дорогие ребята!

Дорогие ребята!

  • Уроки литературы в 6 классе предлагают вам продолжить путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное.
  • Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
  • Итак, давайте читать, думать, обсуждать…
Художественная литература – вид искусства, творчески отображающий жизнь в художественных картинах при помощи слова. Поэтому литературу называют искусством слова .
  • Художественная литература – вид искусства, творчески отображающий жизнь в художественных картинах при помощи слова.
  • Поэтому литературу называют искусством слова .

Развитие понятия о художественной литературе

Мифы – сказания, которые передавали представления древних людей о происхождении и устройстве мира, о богах и героях. Мифология ( от греческих «миф» и «логос» - знание ) –
  • Мифы – сказания, которые передавали представления древних людей о происхождении и устройстве мира, о богах и героях.
  • Мифология ( от греческих «миф» и «логос» - знание ) –

1. наука, изучающая мифы;

2 – совокупность мифов определённых народов.

Понятие о мифе

Древнегреческие мифы поражают силой своей фантазии и величием мысли.
  • Древнегреческие мифы поражают силой своей фантазии и величием мысли.

Греческая мифология

Представления древних славян нашли яркое отражение в их многокрасочной мифологии, с которой связано много обрядов Славянская мифология

Представления древних славян нашли яркое отражение в их многокрасочной мифологии, с которой связано много обрядов

Славянская мифология

Миф Сказка   Общие черты   Общие черты Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества. Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.    Различия   Различия Повествует об обычных людях. Воспринимается как вымысел, фантастика, развлекает, поучает. В центре – деяния богов и героев. Передаёт представления людей об окружающем мире, объясняет его. Воспринимается как отражение окружающего мира. Общие и различные черты мифа и сказки

Миф

Сказка

Общие черты

Общие черты

  • Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.
  • Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.

Различия

Различия

  • Повествует об обычных людях.
  • Воспринимается как вымысел, фантастика, развлекает, поучает.
  • В центре – деяния богов и героев.
  • Передаёт представления людей об окружающем мире, объясняет его.
  • Воспринимается как отражение окружающего мира.

Общие и различные черты мифа и сказки

Притча – небольшой поучительный рассказ, который на простых жизненных примерах раскрывает какую-либо сложную проблему общечеловеческого (морального) или религиозного содержания.
  • Притча – небольшой поучительный рассказ, который на простых жизненных примерах раскрывает какую-либо сложную проблему общечеловеческого (морального) или религиозного содержания.

Понятие о притче

Притча содержит поучение, высказанное в непрямой форме, без прямого наставления. Мораль из притчи каждый извлекает или не извлекает сам.
  • Притча содержит поучение, высказанное в непрямой форме, без прямого наставления. Мораль из притчи каждый извлекает или не извлекает сам.

Понятие о притче

Басня – это небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений раскрываются человеческие отношения и характеры.
  • Басня – это небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений раскрываются человеческие отношения и характеры.

Понятие о басне

Басня состоит из двух частей – повествования и нравоучительного вывода. Мораль басни – её нравоучительный вывод.
  • Басня состоит из двух частей – повествования и нравоучительного вывода.
  • Мораль басни – её нравоучительный вывод.

Понятие о басне

Басня – одно из самых давних произведений искусства слова.
  • Басня – одно из самых давних произведений искусства слова.

Понятие о басне

Эзопов язык – речь, насыщенная намёками, недомолвками, в которой позиция автора представлена в замаскированной форме.
  • Эзопов язык – речь, насыщенная намёками, недомолвками, в которой позиция автора представлена в замаскированной форме.

«Эзопов язык»

Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка . Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.
  • Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка .
  • Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.

«Эзопов язык»

Аллегория – иносказание, когда с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.
  • Аллегория – иносказание, когда с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.

Понятие об аллегории

Басня Притча    Отличие   Отличие Истолкование басни многозначно. Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации. Заключена определённая идея. Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации.   Сходство   Сходство Небольшое произведение, имеющее поучительный характер. Небольшое произведение, имеющее поучительный характер. Жанровые отличия и сходства басни и притчи

Басня

Притча

Отличие

Отличие

  • Истолкование басни многозначно.
  • Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации.
  • Заключена определённая идея.
  • Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации.

Сходство

Сходство

  • Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.
  • Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.

Жанровые отличия и сходства басни и притчи

Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме

Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме

Ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке. Рифма – звуковые совпадения, созвучия в конце строк. Еще в полях белеет сн ег , __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú  А воды уж весной шум ят — __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú  Бегут и будят сонный бр ег , __ Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú  Бегут и блещут и глас ят ... __ Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú  Ф. И. Тютчев «Весенние воды» Интонация – основное выразительное средство звучащей речи. Включает логическое ударение и паузы, повышение и понижение тона, выражение различных чувств.
  • Ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.
  • Рифма – звуковые совпадения, созвучия в конце строк.
  • Еще в полях белеет сн ег , __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú

А воды уж весной шум ят __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú

Бегут и будят сонный бр ег , __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú

Бегут и блещут и глас ят ... __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú

  • Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
  • Интонация – основное выразительное средство звучащей речи. Включает логическое ударение и паузы, повышение и понижение тона, выражение различных чувств.

Развитие понятий о рифме и ритме

Строфа – группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.  Мы вольные птицы; пора, брат, по ра !  Туда, где за тучей белеет го ра ,  Туда, где синеют морские кр ая ,  Туда, где гуляем лишь ветер... д а  я !...» А. С. Пушкин «Узник»  Под голубыми небес ами  Великолепными ковр ами ,  Блестя на солнце, снег леж ит ;  Прозрачный лес один черн еет ,  И ель сквозь иней зелен еет ,  И речка подо льдом блест ит . А. С. Пушкин «Зимнее утро»
  • Строфа – группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.

  • Мы вольные птицы; пора, брат, по ра !

Туда, где за тучей белеет го ра ,

Туда, где синеют морские кр ая ,

Туда, где гуляем лишь ветер... д а я !...»

  • А. С. Пушкин «Узник»

  • Под голубыми небес ами

Великолепными ковр ами ,

Блестя на солнце, снег леж ит ;

Прозрачный лес один черн еет ,

И ель сквозь иней зелен еет ,

И речка подо льдом блест ит .

  • А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Понятие о строфе

Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке. Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги, называется ямбом .  Мороз и солнце; день чудесный!
  • Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке.
  • Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги, называется ямбом .

  • Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный …

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

Двусложные размеры стиха

Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке. Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги, называется хореем .  Буря мглою небо кроет,  Ú __ Ú __ Ú __ Ú __  Вихри снежные крутя; Ú __ Ú __ __ __ Ú __  То, как зверь, она завоет,  Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú __  То заплачет, как дитя… Ú __ Ú __ Ú __ Ú __ А. С. Пушкин «Зимний вечер»
  • Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке.
  • Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги, называется хореем .

  • Буря мглою небо кроет, Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

Вихри снежные крутя; Ú __ Ú __ __ __ Ú __

То, как зверь, она завоет, Ú Ú Ú __ Ú __ Ú __

То заплачет, как дитя… Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

  • А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Двусложные размеры стиха

Эпитет – художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа.
  • Эпитет – художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Сравнение - это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.
  • Сравнение - это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Метафора – это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению.
  • Метафора – это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Изобразительно-выразительные средства языка помогают передать чувства, настроения автора, создают образы яркие, запоминающиеся.
  • Изобразительно-выразительные средства языка помогают передать чувства, настроения автора, создают образы яркие, запоминающиеся.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Самуил Маршак
  • Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
  • Самуил Маршак


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1

Автор: Кучеренко Наталия Сергеевна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 1"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_5_klas"
    ["file_id"] => string(6) "472862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528636918"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 2"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_5_kl_1"
    ["file_id"] => string(6) "472864"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637071"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 5 классе. Часть 3"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_5_kl_2"
    ["file_id"] => string(6) "472865"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637206"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 2"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_6_kl_1"
    ["file_id"] => string(6) "472870"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637587"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 7 классе. Часть 1"
    ["seo_title"] => string(80) "iz_tainikov_iskusstva_slova_tieoriia_litieratury_na_urokakh_litieratury_v_7_klas"
    ["file_id"] => string(6) "472871"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528637761"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства