Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1
Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1
Уроки литературы в 6 классе предлагают ученикам продолжить путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Данная разработка по интегрированному курсу «Литература» представляет собой опыт работы по включению теории литературы в изучение художественных произведений, предложенных программой к изучению в 6 классе. Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1»
Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 6 классе
Часть 1
Дорогие ребята!
Уроки литературы в 6 классе предлагают вам продолжить путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное.
Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте читать, думать, обсуждать…
Художественная литература– вид искусства, творчески отображающий жизнь в художественных картинах при помощи слова.
Поэтому литературу называютискусством слова.
Развитие понятия о художественной литературе
Мифы– сказания, которые передавали представления древних людей о происхождении и устройстве мира, о богах и героях.
Мифология(от греческих «миф» и «логос» - знание) –
1. наука, изучающая мифы;
2 – совокупность мифов определённых народов.
Понятие о мифе
Древнегреческие мифы поражают силой своей фантазии и величием мысли.
Греческая мифология
Представления древних славян нашли яркое отражение в их многокрасочной мифологии, с которой связано много обрядов
Славянская мифология
Миф
Сказка
Общие черты
Общие черты
Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.
Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.
Различия
Различия
Повествует об обычных людях.
Воспринимается как вымысел, фантастика, развлекает, поучает.
В центре – деяния богов и героев.
Передаёт представления людей об окружающем мире, объясняет его.
Воспринимается как отражение окружающего мира.
Общие и различные черты мифа и сказки
Притча– небольшой поучительный рассказ, который на простых жизненных примерах раскрывает какую-либо сложную проблему общечеловеческого (морального) или религиозного содержания.
Понятие о притче
Притчасодержит поучение, высказанное в непрямой форме, без прямого наставления. Мораль из притчи каждый извлекает или не извлекает сам.
Понятие о притче
Басня– это небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений раскрываются человеческие отношения и характеры.
Понятие о басне
Баснясостоит из двух частей – повествования и нравоучительного вывода.
Мораль басни– её нравоучительный вывод.
Понятие о басне
Басня– одно из самых давних произведений искусства слова.
Понятие о басне
Эзопов язык– речь, насыщенная намёками, недомолвками, в которой позиция автора представлена в замаскированной форме.
«Эзопов язык»
Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило названиеэзопового языка.
Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.
«Эзопов язык»
Аллегория– иносказание, когда с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.
Понятие об аллегории
Басня
Притча
Отличие
Отличие
Истолкование басни многозначно.
Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации.
Заключена определённая идея.
Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации.
Сходство
Сходство
Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.
Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.
Жанровые отличия и сходства басни и притчи
Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме
Ритм– это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.
Рифма– звуковые совпадения, созвучия в конце строк.
Еще в полях белеет снег,__Ú__Ú__Ú__Ú
А воды уж весной шумят—__Ú__Ú__Ú__Ú
Бегут и будят сонный брег,__ÚÚÚ__Ú__Ú
Бегут и блещут и гласят...__ÚÚÚ__Ú__Ú
Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
Интонация– основное выразительное средство звучащей речи. Включает логическое ударение и паузы, повышение и понижение тона, выражение различных чувств.
Развитие понятий о рифме и ритме
Строфа– группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... дая!...»
А. С. Пушкин «Узник»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Понятие о строфе
Стихотворный размер– порядок чередования слогов в поэтической строке.
Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги, называетсяямбом.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный …
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
__Ú__Ú__Ú__Ú __
__Ú__Ú__Ú__Ú __
Двусложные размеры стиха
Стихотворный размер– порядок чередования слогов в поэтической строке.
Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги, называетсяхореем.
Буря мглою небо кроет,Ú__Ú__Ú__Ú __
Вихри снежные крутя;Ú__Ú__ __ __Ú __
То, как зверь, она завоет,ÚÚÚ__Ú__Ú __
То заплачет, как дитя…Ú__Ú__Ú__Ú __
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Двусложные размеры стиха
Эпитет– художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Сравнение- это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Метафора– это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Изобразительно-выразительные средства языка помогают передать чувства, настроения автора, создают образы яркие, запоминающиеся.
Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.