Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 2
Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 2
Уроки литературы в 8 классе предлагают ученикам продолжить постижение мира русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное. Для успешного усвоения материала учащимся понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов. Давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 8 классе. Часть 2»
Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 8 классе
Часть 1
Дорогие ребята!
Давайте продолжим открывать для себя Книгу Памяти и Совести, как образно назвал искусство известный исследователь Юрий Лотман…
Открывая для себя шедевры мировой литературы, которые вы будете воспринимать как в оригинале, так и в литературных переводах, вы сможете провести необходимые параллели и сделать собственный вывод о человеке и окружающем его мире как в прошлом, так и в настоящем.
Для этого вам понадобятся знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный...
Алио Мирцхулава, грузинский поэт
Понятие о лирическом герое
Лирический герой-это образ того героя,настроения, мысли и переживания которого отражены в лирическом произведении.
Лирический герой —это своеобразное воображаемое лицо, которое существует в художественном мире.
«Выхожу один я на дорогу…»
Развитие понятий о композиции лирического произведения
Композиция лирического произведения- это
ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
стройность построения, его подчиненность выражению определенной мысли произведения;
лирическая ситуация (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.);
основные части поэтического произведения, их связь (эмоциональный «рисунок»).
«Как часто, пестрою толпою окружен»…»
«Пророк»
Понятие о комедии, сатире и гротеске
Смешное в жизни и искусстве называюткомическим.
М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал: «Смех - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех».
Один из жанров драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех, называетсякомедия (от греч. - «весёлая толпа и песнь»).
Понятие о комедии, сатире и гротеске
Смех в комедии достигается с помощью действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях, а также диалога, в котором важную роль играют остроумные реплики, произнесённые не к месту слова и выражения.
Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передаёт его важнейшие оттенки -юмор, иронию, сатиру.
Понятие о комедии, сатире и гротеске
Разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство мира, человеческие пороки, называетсясатирой (от лат. - «смесь, всякая всячина»).
Среди отличительных признаков сатиры — сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображении, направленность на общественно значимые явления.
Сатира не оставляет надежды на исправление пороков, которые критикуются.
Понятие о комедии, сатире и гротеске
Разновидность комического, намеренно деформирующая, искажающая реальные пропорции изображаемого предмета, сочетающая в себе правдоподобие и фантастику, ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, называетсягротеском (от франц. — «причудливый»).
В гротескеза внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
И. С. Тургенев вводит в русскую литературу новый прозаический жанр малой формы: лирическое размышление или короткую историю (маленькую новеллу, анекдот с моральным выводом) — стихотворение в прозе.
«Порог»
Стихотворение в прозе— небольшое прозаическое произведение лирического характера.
Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре
Стихотворение в прозе обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, установка на выражение субъективного впечатления или переживания.
«Голуби»
«Воробей»
В нём могут быть использованы ритмические и звуковые повторы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.
Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя
Повесть— художественное произведение, по объему текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ.
При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.
В XIX веке повестью называли рассказ о каком-то происшествии, эпизоде из жизни героев.
Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя
Художественная деталь— средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.
Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
Фантастика (от др.-греч. — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, в котором используются фантастические допущения, «элементы необычайного», нарушение границ реальности, принятые условности.
Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Развитие понятий о фантастике, аллегории и «эзоповом языке»
Аллегория- иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Эзопов язык-вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
Эзопов язык(по имени древнегреческого баснописца Эзопа) обозначает целую систему приёмов, с помощью которых писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.
Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции
Рассказ— небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).
Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой.
Рассказ несет в себе черты той литературной эпохи, в которую он создан.
Контраст и антитеза
Контраст (франц. contraste — резкое отличие)— резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Антитеза (от греческого — противоположение)—художественныйприём, основанный на контрасте (противопоставлении) отдельных элементов произведения.
Развитие понятий о пейзаже и портрете
Пейзаж в литературе – это изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Портрет— одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Понятия о сказке-притче, подтексте
Притча— небольшое повествовательное произведение назидательного характера, представленное в иносказательной (аллегорической) форме.
Притчасхожа с басней, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи.
В притчесмысл всегда более глубокий, она иллюстрирует какую-либо идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов.
Притчачасто используется с целью прямого наставления.
Понятия о сказке-притче, подтексте
Подтекст— невысказанное прямо в тексте, но своеобразно вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.
Подтекстготовит читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета. Это скрытый смысл высказывания.
Развитие понятия о символе
Символ— это определённый условный знак (предметный или словесный), выражающий суть какого-либо явления.
Символ— от греческого знак, опознавательная примета.
В художественном произведениисимвол— вид иносказания, определённое обобщение.
Развитие понятия о научно-фантастической литературе
Научная фантастика– отдельная область художественной литературы, в которой исследуются и прогнозируются последствия достижений научно-технической мысли для человеческой цивилизации. При этом в создаваемых писателями-фантастами картинах, как правило, обнажаются реальные проблемы современного общества.
Развитие понятия о романе
Роман - литературный жанр, самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.
Это развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главного героя(героев).
Романотличается объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.
Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро (1713-1784), французский писатель, философ