«Формирование навыков осознанного чтения средствами внеклассной работы в условиях ОС
«Формирование навыков осознанного чтения средствами внеклассной работы в условиях ОС
Проблема приобщения детей к чтению сегодня стоит, как никогда, остро и постоянно обсуждается в публикациях периодической печати, на страницах научных и методических журналов. В последнее десятилетие в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий наблюдается падение интереса к чтению и снижение уровня читательской культуры населения. Современные дети, если уж не совсем перестали читать, то читают очень мало и по принуждению взрослых, что сказывается на их грамотности, интеллекте, эмоциональном и нравственном воспитании и других составляющих гармоничного развития личности ребенка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков осознанного чтения средствами внеклассной работы в условиях ОС»
«...Нельзя заставить читать,
но можно увлечь, вызвать интерес.
Будет интерес, будет и чтение».
Проблема приобщения детей к чтению сегодня стоит, как никогда, остро и постоянно обсуждается в публикациях периодической печати, на страницах научных и методических журналов. В последнее десятилетие в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий наблюдается падение интереса к чтению и снижение уровня читательской культуры населения. Современные дети, если уж не совсем перестали читать, то читают очень мало и по принуждению взрослых, что сказывается на их грамотности, интеллекте, эмоциональном и нравственном воспитании и других составляющих гармоничного развития личности ребенка
Одна из главных задач моей педагогической деятельности:
воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.
Многолетний труд, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя:
Пробудить у ребенка интерес к книге, открыть её юному читателю - одна из главных задач выставочной работы в школьной библиотеке.
С целью привлечения читателей в библиотеку я использую различные формы и методы работы:
• тематические книжные выставки,
• индивидуальное информирование,
• презентации книг,
• литературные игры,
• обзоры книг.
С целью ознакомления детей с классической детской литературой ежегодно оформляется книжная выставка «Книги-юбиляры 20... года»
Необычные путешествия по книгам».
Сущность его заключается в следующем: участникам «путешествия» предлагается в месячный срок «побывать» в различных пунктах. Например, «Собака-друг человека».
Даются примерные вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения». А творческое задание ребятам было
написать сочинение «Если был бы я собакой»;
выставка рисунков по прочитанным произведениям;
проведение дней детских журналов;
встречи с поэтами и писателями ВКО.
Продолжена работа по проекту «Кітап – білім бұлағы». Ежемесячно организован буккроссинг в самой библиотеке, разработаны видео материалы и размещены в соц сетях, созданы буктрейлеры по творчеству писателей –земляков, а также книжные выставки о них.
В школьной библиотеке создана медиатека электронных учебных пособий. При расстановке фонда я использую открытый доступ, так как это дает читателям дополнительные возможности.
В читальном зале пользователь может почитать художественную литературу, ознакомиться с периодическими изданиями, поработать с энциклопедиями, справочниками, словарями, выполнить домашнее задание, используя фонд библиотеки. При индивидуальном обслуживании читателей провожу консультации, беседы, провожу игру «Знаешь ли ты содержание».
Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. Книжные выставки:
• книги-юбиляры;
• писатели – юбиляры.
В библиотеке организуются выставки в помощь учебному процессу:
«Новые учебные пособия»,
«За страницами учебника»,
«Чтобы глубже знать предмет, надо читать эти книги».
Для учащихся начального и среднего звена оформлены книжные полки:
«Советуем прочитать»,
«Здесь мир фантазии и сказок»,
«Дети, спешите в библиотеку…». В библиотеке регулярно проводятся:
библиотечные уроки,
конкурсы,
викторины,
обзоры книг и периодических изданий. Чтобы читатель легко ориентировался в потоке информации составляю рекомендательные списки литературы, буклеты, пытаюсь научить находить «свою книгу», высказывать своё мнение о прочитанном. А также использовать индивидуальный подход в работе с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома и в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, использую такие формы как:
• реклама новых книг;
• библиотечные уроки;
• мероприятия в игровой форме;
• комментированное чтение;
• чтение вслух. Ребёнок сможет испытать наслаждение чтением, если ему в руки попадёт хорошая книга, а дать её ему – задача библиотекаря.
И напоследок хочется сказать следующее, что одна только школа не сможет привить интерес к чтению, конечно должны принимать участие и родители. Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. В начале учебного года библиотекарь на заседании родительского комитета обращается к родителям. «Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал книги и делал это с удовольствием, то вы должны этому поспособствовать: читайте детям вслух с самого раннего возраста. Будьте примером! Читайте книги сами и наслаждайтесь чтением. Покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. Дайте детям возможность самим выбирать себе книги, поощряйте чтение, организуйте дома детскую библиотечку, учите детей свободно выражать свои мысли; пересказывать, обмениваться читательскими впечатления. Читайте сами, читайте вместе с детьми. Все эти и другие формы и методы дают возможность целенаправленно и систематически приобщить ребенка к книге и чтению, а уж книга сама содействует усвоению учебного материала, активизирует познавательную деятельность учащихся, содействуют нравственному, патриотическому, эстетическому и творческому развитию.
Ежегодно школа принимает активное участие в городских конкурсах, посвящённых Дню семьи «Читаем книгой всей семьей!», в котором приняли участие семьи:Логейко (4в) и Алексеевых (6б). 2019 Конкурс состоял из трех этапов. Вначале нужно было отправить фото-заявку «Пойман за чтением». За право называться лучшей читающей семьей года поборолись семь семей из школы, в финал прошли трое. Во второй этап вышли те, кто подготовил презентацию «Круг чтения нашей семьи», и в третий этап прошли только трое и им необходимо было отправить видеоролик с представлением любимых книг Анализ чтения учащихся проводится в конце учебного года. Читательская активность максимально высокая в первых классах.
На традиционной театрализованной экскурсии на осенних каникулах«Здравствуй, читатель» были приглашены первоклассники. В этом учебном году библиотекарю помогала Есенаманова Доминика. Каждый день каникул приходили первые классы по графику. В игровой интерактивной форме с использованием ИКТ ребята знакомились со школьной библиотекой, с правилами пользования книгой, своими читательскими обязанностями. Таким образом, первоклассники стали самыми активными пользователями школьной библиотеки. Всего в течение года число посещений составило 608 раз, книговыдача составила 688 книг. Почти все учащиеся 1-х классов посещали библиотеку вместе с родителями, с ними проводились индивидуальные беседы о пользе чтения, была оказана помощь в выборе книг учитывая возрастные особенности детей, их интересы.
В заключении хочется отметить, что все методы, формы работы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
защищаем его душу;
питаем ум и сердце;
побуждаем к самосознанию;
содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.