В данной презентации подобран материал для подготовки к ЕГЭ по литературе( задание 17). Поскольку требования к сочинению стандартизировали и на их основе выдвинули ряд критериев, работу над сочинением стоит выстрамивать в соответствии с критериями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вступление — это первое , с чего начинается работа над сочинением.
Главная задача при написании вступления — выдвинуть тезис* , который будет развиваться на протяжении всего сочинения.
*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую предстоит доказывать .
Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В ней нужно отразить следующее: - тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали; - изложение авторской позиции; - выражение собственного мнения.
В основной частиможно использовать цитаты с комментариями к ним; интерпретацию содержания; анализ проблемы, описанной в произведении; необходимые историко-литературные термины.
Заключение - финальная часть сочинения. Оно подразумевает итог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).
Требования к сочинению стандартизировали и на их основе выстроили целый ряд критериев оценивания.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным.
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена ( 3 балла )
Критерий 1
Раскрыть тему – значит дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
Отразить авторскую позицию – значит сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
Сформулировать свою точку зрения - значит согласиться или не согласиться с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
Критерий 2
Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют (3 балла)
В качестве иллюстративного материала использовать:
Цитаты .
Неточная цитата считается фактической ошибкой.
Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
Пересказ .
Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента.
Пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
Ссылка на изображенное .
Это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.
Критерий 3
Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 балла)
При написании сочинения необходимо проанализировать произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины: композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.
Критерий 4
Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (3 балла)
Мысли должны излагаться последовательно.
Все части должны быть связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац.
В сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение.
Критерий 5
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка ( 3 балла )
Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Нарушение требований коммуникативной точности высказываний, употребление слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
Клише
Для вступления:
«…», — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль романа/повести/рассказа/текста…
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но идея этого произведения несколько шире, чем это кажется на первый взгляд…
«…», — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
Над этой проблемой задумывался не один автор. … также не был исключением
… затрагивает данную тему в своем произведении».
Для основной части:
Автор повествует о …
Автор описывает …
Поэт показывает …
Писатель размышляет о …
Он акцентирует внимание читателя на …
Идея … выражена в стихотворении …
Мысль о необходимости … выражена и в романе …
Вспомним героя повести…
Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …
Для заключения:
Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания
Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в …
Таким образом …
Итак, можно сделать вывод, что …
Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …