kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"... Березовым, веселым языком".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как  определить разницу между литературным языком и языком художественной литературы? Что такое тропы и фигуры речи? Что такое эпитет, почему бывает трудно отличить его от других тропов? На эти и другие вопросы можно ответить, внимательно изучив изобразительно - выразительные средства русского языка. Материалы данной презентации позволят учащимся самостоятельно изучить некоторые изобразительно - выразительные средства языка, их функции, применение и роль в тексте, а также могут помочь в работе учителю русского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"... Березовым, веселым языком". »

Средства выразительности. Инверсия, антитеза, многосоюзие, бессоюзие. Кукова Анастасия Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68 г. Санкт-Петербург

Средства выразительности. Инверсия, антитеза, многосоюзие, бессоюзие.

Кукова Анастасия Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68

г. Санкт-Петербург

ИНВЕРСИЯ

  • (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.

Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

а) согласованное определение стоит после определяемого слова.

Например:

Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов);

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

б) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся.

Например: Часов однообразный бой (однообразный бой часов).

в) сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста (подлежащее является данным (темой) в предложении, а сказуемое — новым (ремой)).

Например:

Мила черкесу тишина,

Мила родная сторона,

Но вольность, вольность для героя

Милей отчизны и покоя (М. Ю. Лермонтов);

Идет Жилин, все в тени держится. (Л. Н. Толстой)

Функции инверсии

Инверсия может придавать высказыванию необычность и тем самым эмоциональность и экспрессивность. Если в предложении нарушается цельность словосочетания и прилагательное отделяется от существительного глаголом, то независимо от тема-рематического членения высказывания такое прилагательное всегда сильно инверсировано.

Например: Скука меня томила страшная. Большие зеленеют почки. Сильная крутила метель.

В таких конструкциях глагол обладает незначительной информативностью.

Особый стилистический интерес представляет употребление нескольких определений, занимающих в предложении одинаковые синтаксические позиции. Например: …. шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска. (Л.Н.Толстой).

Ближе к существительному ставятся прилагательные, называющие более важный признак.

В сочетаниях глаголов с наречиями порядок слов зависит от смыслового членения высказывания: наречия постпозитивны, когда на них приходится основная смысловая нагрузка и, следовательно, логическое ударение.

Например: Работал он артистически. Костер горел жарко.

В конструкциях с употреблением инфинитива зависимый инфинитив всегда постпозитивен.

Например: Я хотел бы жить и умереть в Париже,

Если б не было такой земли – Москва. (В.В.Маяковский).

Препозитивное употребление инфинитива придает речи разговорную окраску.

Например: …только ты плакать-то перестань.

В числе ярких примеров экспрессивного синтаксиса следует назвать также различные способы нарушения замкнутости предложения. Прежде всего, это смещение синтаксической конструкции: конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало.

Например:

А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? (А.С. Пушкин)

АНТИТЕЗА

АНТИТЕЗА

  • (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные.
Например

Например

  • Она [поэзия] говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде.
  • Ты богат, я очень беден,
  • Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Функции антитезы Яркий стилистический эффект создает и соединение однородных членов и паронимов. Например: Народные избранники, предающие и продающие народные интересы…. Далее:

Функции антитезы

Яркий стилистический эффект создает и соединение однородных членов и паронимов.

Например:

Народные избранники, предающие и продающие народные интересы….

Далее:

Столкновение антонимов, образуя дополнительные смысловые оттенки, разрушает привычную схожесть однородных членов предложения.   Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится в сторону, Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

Столкновение антонимов, образуя дополнительные смысловые оттенки, разрушает привычную схожесть однородных членов предложения.

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне — все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел, —

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

Функции антитезы А. используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам. Например: Наступила дождливая, грязная, темная осень. (А.П.Чехов) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Т.Аксаков). В иных случаях вместо перечисления однородных членов писателя дают каждое и однородных понятий оторванным от предыдущих. Например: Людьми пустыми дорожил! …Об детях забывал!… Обманывал жену! Играл! Проигрывал! (А.С.Грибоедов). Этот прием воспроизводит интонации живой речи, создавая эффект непринужденности.

Функции антитезы

А. используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.

Например:

Наступила дождливая, грязная, темная осень. (А.П.Чехов)

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Т.Аксаков).

В иных случаях вместо перечисления однородных членов писателя дают каждое и однородных понятий оторванным от предыдущих.

Например: Людьми пустыми дорожил! …Об детях забывал!… Обманывал жену! Играл! Проигрывал! (А.С.Грибоедов).

Этот прием воспроизводит интонации живой речи, создавая эффект непринужденности.

многосоюзие При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие.(М.(полисиндетон)— стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий .) Например: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. С. Пушкин)  ...Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин )

многосоюзие

При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие.(М.(полисиндетон)— стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий .)

Например:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. С. Пушкин)

...Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин )

Функции многосоюзия Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Функции многосоюзия

  • Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

  • Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием – бессоюзие .
  • Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. (С. П. Залыгин)
бессоюзие Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием – бессоюзие(асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. Например:   День вечереет, небо опустело,   Гул молотилки слышен на гумне...   Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне  (И. А. Бунин);

бессоюзие

Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием – бессоюзие(асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.

Например:  День вечереет, небо опустело,  Гул молотилки слышен на гумне...  Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне  (И. А. Бунин);

Функции бессоюзия «Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями». Этот отрывок из «Евгения Онегина» рисует быструю смену картин, предметы поистине мелькают! Но возможности бессоюзия и многосоюзия разнообразны, эти приемы использовал поэт, описывая динамику Полтавского боя: Вспомним пушкинские строки: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (А. С. Пушкин)

Функции бессоюзия

  • «Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями».
  • Этот отрывок из «Евгения Онегина» рисует быструю смену картин, предметы поистине мелькают! Но возможности бессоюзия и многосоюзия разнообразны, эти приемы использовал поэт, описывая динамику Полтавского боя:

Вспомним пушкинские строки:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. (А. С. Пушкин)

Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле. Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект Например: Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом, Ни общежития искусством... (А. Пушкин)

Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле. Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект

Например:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством...

(А. Пушкин)

применение

применение

  • Бессоюзие и многосоюзие как выразительные средства используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"... Березовым, веселым языком".

Автор: Кукова Анастасия Григорьевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448198898"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: "Заимствованные слова""
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_zaimstvovannyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "363784"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480413314"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок литературы «Моя лирика жива  одной  большой  любовью,  любовью  к  родине»  (Тема Родины в лирике С.Есенина) "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-litieratury-moia-lirika-zhiva-odnoi-bol-shoi-liubov-iu-liubov-iu-k-rodinie-tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "117937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961155"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок по теме "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-po-tiemie-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402404238"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Синтаксический разбор простого предложения "
    ["seo_title"] => string(49) "sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "103913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402647948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства