Как определить разницу между литературным языком и языком художественной литературы? Что такое тропы и фигуры речи? Что такое эпитет, почему бывает трудно отличить его от других тропов? На эти и другие вопросы можно ответить, внимательно изучив изобразительно - выразительные средства русского языка. Материалы данной презентации позволят учащимся самостоятельно изучить некоторые изобразительно - выразительные средства языка, их функции, применение и роль в тексте, а также могут помочь в работе учителю русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"... Березовым, веселым языком". »
Средства выразительности. Инверсия, антитеза, многосоюзие, бессоюзие.
Кукова Анастасия Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68
г. Санкт-Петербург
ИНВЕРСИЯ
(в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.
Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
а) согласованное определение стоит после определяемого слова.
Например:
Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов);
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);
б) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся.
Например: Часов однообразный бой (однообразный бой часов).
в) сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста (подлежащее является данным (темой) в предложении, а сказуемое — новым (ремой)).
Например:
Мила черкесу тишина,
Мила родная сторона,
Но вольность, вольность для героя
Милей отчизны и покоя (М. Ю. Лермонтов);
Идет Жилин, все в тени держится. (Л. Н. Толстой)
Функции инверсии
Инверсия может придавать высказыванию необычность и тем самым эмоциональность и экспрессивность. Если в предложении нарушается цельность словосочетания и прилагательное отделяется от существительного глаголом, то независимо от тема-рематического членения высказывания такое прилагательное всегда сильно инверсировано.
Например: Скука меня томила страшная. Большие зеленеют почки. Сильная крутила метель.
В таких конструкциях глагол обладает незначительной информативностью.
Особый стилистический интерес представляет употребление нескольких определений, занимающих в предложении одинаковые синтаксические позиции. Например: …. шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска. (Л.Н.Толстой).
Ближе к существительному ставятся прилагательные, называющие более важный признак.
В сочетаниях глаголов с наречиями порядок слов зависит от смыслового членения высказывания: наречия постпозитивны, когда на них приходится основная смысловая нагрузка и, следовательно, логическое ударение.
Например: Работал он артистически. Костер горел жарко.
В конструкциях с употреблением инфинитива зависимый инфинитив всегда постпозитивен.
Например: Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва. (В.В.Маяковский).
Препозитивное употребление инфинитива придает речи разговорную окраску.
Например: …только ты плакать-то перестань.
В числе ярких примеров экспрессивного синтаксиса следует назвать также различные способы нарушения замкнутости предложения. Прежде всего, это смещение синтаксической конструкции: конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало.
Например:
А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? (А.С. Пушкин)
АНТИТЕЗА
(в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные.
Например
Она [поэзия] говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде.
Ты богат, я очень беден,
Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Функции антитезы
Яркий стилистический эффект создает и соединение однородных членов и паронимов.
Например:
Народные избранники, предающие и продающие народные интересы….
Далее:
Столкновение антонимов, образуя дополнительные смысловые оттенки, разрушает привычную схожесть однородных членов предложения.
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел, —
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
Функции антитезы
А. используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.
Этот прием воспроизводит интонации живой речи, создавая эффект непринужденности.
многосоюзие
При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие.(М.(полисиндетон)— стилистическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий .)
Например:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. С. Пушкин)
...Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин )
Функции многосоюзия
Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.
Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием – бессоюзие .
Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. (С. П. Залыгин)
бессоюзие
Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием – бессоюзие(асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.
Например: День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне (И. А. Бунин);
Этот отрывок из «Евгения Онегина» рисует быструю смену картин, предметы поистине мелькают! Но возможности бессоюзия и многосоюзия разнообразны, эти приемы использовал поэт, описывая динамику Полтавского боя:
Вспомним пушкинские строки:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. (А. С. Пушкин)
Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле. Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект
Например:
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством...
(А. Пушкин)
применение
Бессоюзие и многосоюзие как выразительные средства используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.