kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П. Чехов "Вишнёвый сад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы А. П. Чехов "Вишнёвый сад". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов "Вишнёвый сад"»

Антон Павлович Чехов  «Вишнёвый сад» Выполнила учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева  с.Георгиевское Туапсинского района Краснодарского края Миносян Валерия Преподаватель Кашаева Э.П.

Антон Павлович Чехов

«Вишнёвый сад»

Выполнила учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева

с.Георгиевское Туапсинского района Краснодарского края

Миносян Валерия

Преподаватель

Кашаева Э.П.

Биография Чехова  (1860-1904) Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге в купеческой семье. С ранних лет он помогал отцу в бакалейной лавке. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем он поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году. За годы учебы, чтобы прокормить семью, студенту приходилось подрабатывать репетиторством. Он сотрудничал с журналами, писал краткие юмористические очерки. Впервые рассказы Чехова были изданы книгой в 1884 году и назывались «Сказки Мельпомены».

Биография Чехова

(1860-1904)

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге в купеческой семье. С ранних лет он помогал отцу в бакалейной лавке. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем он поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году. За годы учебы, чтобы прокормить семью, студенту приходилось подрабатывать репетиторством. Он сотрудничал с журналами, писал краткие юмористические очерки. Впервые рассказы Чехова были изданы книгой в 1884 году и назывались «Сказки Мельпомены».

Биография Чехова  (1860-1904) По окончании университета Антон Павлович занимался врачебной практикой не только в столице, но и в маленьких провинциальных городках. В 1890 году он совершил длительное путешествие на Сахалин, где изучал жизнь ссыльных.  После покупки имения Мелихово писатель ведет общественную деятельность. В творчестве этого периода преобладают пьесы, каждая из которых стала подлинным шедевром драматургического искусства. В последние годы жизни, заразившись туберкулёзом, Чехов отправляется в Ялту, а после обострения болезни едет на лечение в Германию, где и умирает 15 июля 1904 года.

Биография Чехова

(1860-1904)

По окончании университета Антон Павлович занимался врачебной практикой не только в столице, но и в маленьких провинциальных городках. В 1890 году он совершил длительное путешествие на Сахалин, где изучал жизнь ссыльных.

После покупки имения Мелихово писатель ведет общественную деятельность. В творчестве этого периода преобладают пьесы, каждая из которых стала подлинным шедевром драматургического искусства. В последние годы жизни, заразившись туберкулёзом, Чехов отправляется в Ялту, а после обострения болезни едет на лечение в Германию, где и умирает 15 июля 1904 года.

«Вишнёвый сад». История создания Весной 1901 года в письмах Антона Павловича встречается упоминание о новом произведении, хотя первые заметки появились на шесть лет раньше.  Работа над пьесой началась в марте 1903 года, а 17 января 1904 года состоялась премьера на сцене Московского Художественного театра, которая совпала с 25-летием  литературной деятельности Чехова. В эти годы многие сюжеты русских пьес строились вокруг историй о заложенных или проданных на аукционах долговых имениях, но писатель был непосредственным свидетелем подобной ситуации, живо запечатлённой в его детской памяти. Когда отец обанкротился и сбежал в Москву, друг семьи, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене. Пьеса «Вишневый сад» стала последней в жизни писателя и оказалась итогом его раздумий о судьбе России, получив мировое признание в драматургии ХХ века.

«Вишнёвый сад». История создания

Весной 1901 года в письмах Антона Павловича встречается

упоминание о новом произведении, хотя первые заметки появились на шесть лет раньше. Работа над пьесой началась в марте 1903 года, а 17 января 1904 года состоялась премьера на сцене Московского Художественного театра, которая совпала с 25-летием литературной деятельности Чехова. В эти годы многие сюжеты русских пьес строились вокруг историй о заложенных или проданных на аукционах долговых имениях, но писатель был непосредственным свидетелем подобной ситуации, живо запечатлённой в его детской памяти. Когда отец обанкротился и сбежал в Москву, друг семьи, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене. Пьеса «Вишневый сад» стала последней в жизни писателя и оказалась итогом его раздумий о судьбе России, получив мировое признание в драматургии ХХ века.

Жанровое  своеобразие  «Вишнёвый сад» создавался в пору общественного подъёма. В жизнеутверждающем тоне пьесы отразились новые настроения эпохи, показанные через события действительности. Здесь существует единство внешней обыденности и внутреннего драматизма. Житейские ситуации просты и прозаичны, но люди выглядят в них смешными и нелепыми. В погоне за внешним благополучием они теряют самих себя, поэтому Чехов не считал возможным называть пьесу драмой и упорно настаивал, что жанр нового произведения исключительно комедийный.

Жанровое

своеобразие

«Вишнёвый сад» создавался в пору общественного подъёма. В жизнеутверждающем тоне пьесы отразились новые настроения эпохи, показанные через события действительности. Здесь существует единство внешней обыденности и внутреннего драматизма. Житейские ситуации просты и прозаичны, но люди выглядят в них смешными и нелепыми. В погоне за внешним благополучием они теряют самих себя, поэтому Чехов не считал возможным называть пьесу драмой и упорно настаивал, что жанр нового произведения исключительно комедийный.

Смысл названия Слово «Вишнёвый» звучит очень нежно, точно автор старается с его помощью обласкать прежнюю, красивую, но теперь совершенно ненужную, пустую жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. Этот сад хранит в себе и в своей изящной цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для красоты, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, но необходимо, поскольку современная жизнь требует этого.  Автор считал, что если поменять ударение, то исчезнет и сама задумка произведения. «В и шневый сад»- деловой, коммерческий, бездушный, приносящий доход и практически полезный сейчас лишен того подкупающего очарования.

Смысл названия

Слово «Вишнёвый» звучит очень нежно, точно автор старается с его помощью обласкать прежнюю, красивую, но теперь совершенно ненужную, пустую жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. Этот сад хранит в себе и в своей изящной цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для красоты, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, но необходимо, поскольку современная жизнь требует этого. Автор считал, что если поменять ударение, то исчезнет и сама задумка произведения. «В и шневый сад»- деловой, коммерческий, бездушный, приносящий доход и практически полезный сейчас лишен того подкупающего очарования.

Система образов  произведения  В этой пьесе Чехов воспроизводит движение жизни как закономерный и неизбежный процесс смены социальных сил. Общественное положение персонажей четко определено автором уже в афише пьесы. Здесь присутствует четкая иерархия образов: старые хозяева сада , его новый владелец, свободная от предрассудков прошлого молодежь , второстепенные и внесценические герои. Образная система «Вишневого сада» строится на сходстве персонажей. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризиса бытия.

Система образов

произведения

В этой пьесе Чехов воспроизводит движение жизни как закономерный и неизбежный процесс смены социальных сил. Общественное положение персонажей четко определено автором уже в афише пьесы. Здесь присутствует четкая иерархия образов: старые хозяева сада , его новый владелец, свободная от предрассудков прошлого молодежь , второстепенные и внесценические герои. Образная система «Вишневого сада» строится на сходстве персонажей. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризиса бытия.

Характеристика  персонажей Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник.

Характеристика

персонажей

  • Раневская Любовь Андреевна, помещица.
  • Аня, ее дочь, 17 лет.
  • Варя, ее приемная дочь, 24 лет.
  • Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
  • Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
  • Трофимов Петр Сергеевич, студент.
  • Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
  • Шарлотта Ивановна, гувернантка.
  • Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
  • Дуняша, горничная.
  • Фирс, лакей, старик 87 лет.
  • Яша, молодой лакей.
  • Прохожий.
  • Начальник станции.
  • Почтовый чиновник.

Старые хозяева  вишнёвого сада   Любовь Андреевна Раневская -  внешне мила и привлекательна. Её радость, её слёзы при воспоминаниях о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но Чехов несколькими штрихами даёт почувствовать и другое: переживания Раневской выражаются несколько преувеличенно, и это заставляет усомниться в их силе и глубине. Она умна, способна к жёсткому самоанализу , но при этом не имеет достаточных духовных сил к изменению сложившейся ситуации. Жизнь за чужой счёт сделала её рабой обстоятельств, собственных капризов. И всё же в Раневской есть широта натуры, способность к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.

Старые хозяева

вишнёвого сада

Любовь Андреевна Раневская - внешне мила и привлекательна. Её радость, её слёзы при воспоминаниях о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но Чехов несколькими штрихами даёт почувствовать и другое: переживания Раневской выражаются несколько преувеличенно, и это заставляет усомниться в их силе и глубине. Она умна, способна к жёсткому самоанализу , но при этом не имеет достаточных духовных сил к изменению сложившейся ситуации. Жизнь за чужой счёт сделала её рабой обстоятельств, собственных капризов. И всё же в Раневской есть широта натуры, способность к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.

Старые хозяева  вишнёвого сада               Леонид Андреевич Гаев - человек способный на искренность и осознание собственной наивности. Но непрактичность и сентиментальность доходят у Гаева до карикатурных размеров. Если в Раневской чувствуется барыня, то Леонид Андреевич представляет себя аристократом самого высокого круга. На протяжении пьесы брат и сестра переживают крушение последних надежд , большое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, родины, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, совершить что-нибудь полезное. Они не могут жить без вишневого сада, однако время их благополучия уже прошло. Их личностный рост – это разорение, духовный и материальный крах.

Старые хозяева

вишнёвого сада

Леонид Андреевич Гаев - человек способный на

искренность и осознание собственной наивности. Но непрактичность и сентиментальность доходят у Гаева до карикатурных размеров. Если в Раневской чувствуется барыня, то Леонид Андреевич представляет себя аристократом самого высокого круга. На протяжении пьесы брат и сестра переживают крушение последних надежд , большое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, родины, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, совершить что-нибудь полезное. Они не могут жить без вишневого сада, однако время их благополучия уже прошло. Их личностный рост – это разорение, духовный и материальный крах.

Настало время  перемен Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее, однако красивые идеи носят утопический характер. они бездеятельны и не внушают абсолютного доверия. Наивность, витиеватость мыслей, безграничность фантазии, отсутствие показного высокомерия и радостное, оптимистическое мироощущение, это то, что объединяет героев, делает их живыми и естественными. Под влиянием Пети Аня растёт духовно. Как бы не казался смешон этот «вечный студент», он является непререкаемым авторитетом и для других героев пьесы, лучше всех разбирается в происходящем, точнее судит о людях. И когда Петя и Аня, уходят вместе из старого дома, мы надеемся, что они найдут путь к правде и вечному счастью.

Настало время

перемен

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее, однако красивые идеи носят утопический характер. они бездеятельны и не внушают абсолютного доверия. Наивность, витиеватость мыслей, безграничность фантазии, отсутствие показного высокомерия и радостное, оптимистическое мироощущение, это то, что объединяет героев, делает их живыми и естественными. Под влиянием Пети Аня растёт духовно. Как бы не казался смешон этот «вечный студент», он является непререкаемым авторитетом и для других героев пьесы, лучше всех разбирается в происходящем, точнее судит о людях. И когда Петя и Аня, уходят вместе из старого дома, мы надеемся, что они найдут путь к правде и вечному счастью.

«Светлое»  будущее  Ермолай Лопахин – кажется явной  противоположностью бывшим владельцам  вишнёвого сада. Он практичен, напорист,  предприимчив. И разве совершив выгодную покупку,  герой не имеет право торжествовать? Казалось бы,  всё здесь ясно и справедливо. Но не всё столь   безоблачно. Чехов чётко показал хищническую  природу капитала, постепенно калечащего  недюжинную натуру человека. Образ  Лопахина многогранен и полон контрастов: он одновременно решителен и уступчив, расчётлив   и поэтичен, истинно добр и крайне бессердечен.

«Светлое»

будущее

Ермолай Лопахин – кажется явной

противоположностью бывшим владельцам

вишнёвого сада. Он практичен, напорист,

предприимчив. И разве совершив выгодную покупку,

герой не имеет право торжествовать? Казалось бы,

всё здесь ясно и справедливо. Но не всё столь

безоблачно. Чехов чётко показал хищническую

природу капитала, постепенно калечащего

недюжинную натуру человека. Образ

Лопахина многогранен и полон контрастов: он

одновременно решителен и уступчив, расчётлив

и поэтичен, истинно добр и крайне бессердечен.

Второстепенные  и внесценические  персонажи               Второстепенные персонажи пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, старческая беспомощность Фирса безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии решительных действий не могут не вызывать возмущения читателей. Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, незаконный муж Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство комедии расширяется и приближается к реальности.

Второстепенные

и внесценические

персонажи

Второстепенные персонажи пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, старческая беспомощность Фирса безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии решительных действий не могут не вызывать возмущения читателей. Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, незаконный муж Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство комедии расширяется и приближается к реальности.

Конфликт  и подтекст  комедии               Показывая столкновение между героями как представителями различных социальных групп, Чехов решает их конфликт в соответствии с самой историей. Разногласия героев по поводу сада не находят здесь открытого выражения.  Действие в пьесе развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают недоговоренные героями монологи, авторские ремарки, музыкальный фон, яркая образность изложения. Эту особенность чеховской пьесы литературоведы назвали «подтекстом изложения».

Конфликт

и подтекст

комедии

Показывая столкновение между героями как представителями различных социальных групп, Чехов решает их конфликт в соответствии с самой историей. Разногласия героев по поводу сада не находят здесь открытого выражения. Действие в пьесе развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают недоговоренные героями монологи, авторские ремарки, музыкальный фон, яркая образность изложения. Эту особенность чеховской пьесы литературоведы назвали «подтекстом изложения».

Сюжетная линия В основу пьесы легла мысль об общественно – историческом развитии России во второй половине 19 – начала 20 века. Смена хозяев вишнёвого сада является своеобразным символом этого процесса. Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама судьба вишнёвого сада, сколько стремление рассказать о столкновении прошлого и настоящего страны, о зарождении её самобытного будущего.

Сюжетная линия

В основу пьесы легла мысль об общественно – историческом развитии России во второй половине 19 – начала 20 века. Смена хозяев вишнёвого сада является своеобразным символом этого процесса. Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама судьба вишнёвого сада, сколько стремление рассказать о столкновении прошлого и настоящего страны, о зарождении её самобытного будущего.

Сюжетная линия  Из Парижа на Родину прибывает помещица Любовь Андреевна Раневская. Попав в дом детства, главной ценностью которого она считает шикарный вишнёвый сад, она вспоминает прошлое: детство, юность, родителей, умершего мужа, утонувшего сына, отъезд за границу, любимого человека, разорившего её. Не приспособленная к жизни, обременённая долгами Раневская скорбит о возможной продаже родового гнезда с аукциона, но не пытается исправить положение. Торг состоялся. Новым хозяином имения и сада стал богатый купец Ермолай Лопахин, гордый тем, что купил поместье, где его предки долгие годы были рабами, а теперь он может распродать эту землю. Жизнь каждого героя меняется : Раневская отправляется за границу , её дочь Аня продолжает образование, Петя ищет счастья в Москве, брат Любови Андреевны становится служащим банка, и только жизнь старого слуги Фирса обрывается на пороге господского дома.

Сюжетная линия

Из Парижа на Родину прибывает помещица Любовь Андреевна Раневская. Попав в дом детства, главной ценностью которого она считает шикарный вишнёвый сад, она вспоминает прошлое: детство, юность, родителей, умершего мужа, утонувшего сына, отъезд за границу, любимого человека, разорившего её. Не приспособленная к жизни, обременённая долгами Раневская скорбит о возможной продаже родового гнезда с аукциона, но не пытается исправить положение. Торг состоялся. Новым хозяином имения и сада стал богатый купец Ермолай Лопахин, гордый тем, что купил поместье, где его предки долгие годы были рабами, а теперь он может распродать эту землю. Жизнь каждого героя меняется : Раневская отправляется за границу , её дочь Аня продолжает образование, Петя ищет счастья в Москве, брат Любови Андреевны становится служащим банка, и только жизнь старого слуги Фирса обрывается на пороге господского дома.

Символ Родины Потерянный рай Место грусти Предмет гордости Связь времён дачи Предмет памяти Символ детства Символ красоты

Символ

Родины

Потерянный

рай

Место грусти

Предмет гордости

Связь времён

дачи

Предмет памяти

Символ детства

Символ красоты

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П. Чехов "Вишнёвый сад"

Автор: Миносян Валерия Амаяковна

Дата: 17.04.2020

Номер свидетельства: 546988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Викторина "Антон Павлович Чехов". "
    ["seo_title"] => string(34) "viktorina-anton-pavlovich-chiekhov"
    ["file_id"] => string(6) "154866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421223357"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Царство смеха и слез». "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-tsarstvo-smiekha-i-sliez"
    ["file_id"] => string(6) "191986"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427388633"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок по русской литературе. Тема: "А.П.Чехов.Пьеса "Вишневый сад""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-a-p-chiekhov-p-iesa-vishnievyi-sad"
    ["file_id"] => string(6) "303666"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457586470"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(11) "Чехов "
    ["seo_title"] => string(8) "chiekhov"
    ["file_id"] => string(6) "122008"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414137536"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "А.П. Чехов- выдающаяся личность XX в. "
    ["seo_title"] => string(43) "a-p-chiekhov-vydaiushchaiasia-lichnost-xx-v"
    ["file_id"] => string(6) "134115"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416669382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства