kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.И. Куприн. "Гранатовый браслет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ произведения Куприна "Гранатовый браслет".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн. "Гранатовый браслет"»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

А.И. Куприн

«Гранатовый браслет»

- Что такое любовь? В душе померк бы день, и тьма настала вновь,  Когда бы на земле изгнали мы любовь.  Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,  А кто не знал любви, тот все равно,  Что не жил… Ж.-Б.Мольер Чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». ( Куприн А.И .)

- Что такое любовь?

В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил… Ж.-Б.Мольер

Чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». ( Куприн А.И .)

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.  Словно птица небесного рая – любовь.  Но еще не любовь – соловьиные стоны,  Не стонать, от любви умирая, – любовь!  Омар Хайям “ Любить, — писал Л.Н. Толстой , — значит жить жизнью того, кого любишь ”. А Аристотель говорил по этому поводу так : “ Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая – любовь. Но еще не любовь – соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, – любовь!

Омар Хайям

Любить, писал Л.Н. Толстой , значит жить жизнью того, кого любишь ”. А Аристотель говорил по этому поводу так : “ Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

—  О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»? —  Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.

—  О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

—  Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.

—  Как автор выявляет это душевное состояние Веры? —  Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор? Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.

—  Как автор выявляет это душевное состояние Веры?

—  Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.

- Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”? Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.  Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников. - Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны? - Кто из гостей изображён с симпатией? Почему? - Какую характеристику обществу дает Амосов? -Какие истории о любви рассказывает Амосов?   - Зачем эти истории автор вводит в повесть?

- Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”?

Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

- Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

- Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

- Какую характеристику обществу дает Амосов?

-Какие истории о любви рассказывает Амосов?

- Зачем эти истории автор вводит в повесть?

  - Что же произошло в день именин княгини Веры? - Прочитайте письмо. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Эпизод посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя?   Как ведут себя участники сцены?   Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему? - Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.   Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

  - Что же произошло в день именин княгини Веры?

- Прочитайте письмо. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову?

Эпизод посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя?   Как ведут себя участники сцены?   Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

- Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.   Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»” —   Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.) - Почему Желтков кончает жизнь самоубийством? Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Прочитайте его со слов: “ В комнате пахло ладаном…” —  Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”

  Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.)

- Почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Прочитайте его со слов: В комнате пахло ладаном…”

—  Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

- Каким предстаёт перед нами Желтков в письме? Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

- Каким предстаёт перед нами Желтков в письме?

Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

История, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова , которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть. Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось. —  Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

История, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова , которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

—  Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

- Какой момент рассказа является кульминационным? Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”  Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание. - Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

- Какой момент рассказа является кульминационным?

Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

- Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

- Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры? —  В чём, по-вашему, состоит сила любви? В преображении души  Итак, Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения. —  Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю? Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.

- Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

—  В чём, по-вашему, состоит сила любви?

В преображении души

Итак, Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

—  Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.

- Найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа. Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”. - Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие? Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.  - Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

- Найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.

- Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.

- Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

К.Паустовский говорил, что “ Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”.  Домашнее задание  ( ответить письменно ): Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”

К.Паустовский говорил, что Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”.

Домашнее задание  ( ответить письменно ):

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.И. Куприн. "Гранатовый браслет"

Автор: Дмитриева Ирина Евгеньевна

Дата: 01.08.2019

Номер свидетельства: 517266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет ". "
    ["seo_title"] => string(82) "romantichieskoie-izobrazhieniie-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "205402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429877764"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Великая сила любви"(по повести Куприна ""Гранатовый браслет) "
    ["seo_title"] => string(61) "vielikaia-sila-liubvi-po-poviesti-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "178932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424894516"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Громадная трагедия души» в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-po-tiemie-gromadnaia-traghiediia-dushi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "172377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423812902"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Талант любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(87) "talant-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "188727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426741533"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_poviesti_a_i_kuprina_granatovyi_brasliet_vielikaia_sila_liubv"
    ["file_id"] => string(6) "378999"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484318898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства