kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.И. Куприн. "Гранатовый браслет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ произведения Куприна "Гранатовый браслет".

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн. "Гранатовый браслет"»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

А.И. Куприн

«Гранатовый браслет»

- Что такое любовь? В душе померк бы день, и тьма настала вновь,  Когда бы на земле изгнали мы любовь.  Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,  А кто не знал любви, тот все равно,  Что не жил… Ж.-Б.Мольер Чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». ( Куприн А.И .)

- Что такое любовь?

В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил… Ж.-Б.Мольер

Чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». ( Куприн А.И .)

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.  Словно птица небесного рая – любовь.  Но еще не любовь – соловьиные стоны,  Не стонать, от любви умирая, – любовь!  Омар Хайям “ Любить, — писал Л.Н. Толстой , — значит жить жизнью того, кого любишь ”. А Аристотель говорил по этому поводу так : “ Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая – любовь. Но еще не любовь – соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, – любовь!

Омар Хайям

Любить, писал Л.Н. Толстой , значит жить жизнью того, кого любишь ”. А Аристотель говорил по этому поводу так : “ Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

—  О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»? —  Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.

—  О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

—  Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость — старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.

—  Как автор выявляет это душевное состояние Веры? —  Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор? Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.

—  Как автор выявляет это душевное состояние Веры?

—  Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

Автор показывает, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. Манеры её отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием.

- Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”? Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.  Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников. - Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны? - Кто из гостей изображён с симпатией? Почему? - Какую характеристику обществу дает Амосов? -Какие истории о любви рассказывает Амосов?   - Зачем эти истории автор вводит в повесть?

- Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”?

Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу — “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

- Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

- Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

- Какую характеристику обществу дает Амосов?

-Какие истории о любви рассказывает Амосов?

- Зачем эти истории автор вводит в повесть?

  - Что же произошло в день именин княгини Веры? - Прочитайте письмо. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Эпизод посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя?   Как ведут себя участники сцены?   Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему? - Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.   Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

  - Что же произошло в день именин княгини Веры?

- Прочитайте письмо. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову?

Эпизод посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя?   Как ведут себя участники сцены?   Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

- Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным.   Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»” —   Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.) - Почему Желтков кончает жизнь самоубийством? Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Прочитайте его со слов: “ В комнате пахло ладаном…” —  Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности — “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”

  Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.)

- Почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Прочитайте его со слов: В комнате пахло ладаном…”

—  Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

- Каким предстаёт перед нами Желтков в письме? Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

- Каким предстаёт перед нами Желтков в письме?

Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

История, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова , которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть. Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось. —  Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

История, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова , которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею — непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

—  Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

- Какой момент рассказа является кульминационным? Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”  Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание. - Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

- Какой момент рассказа является кульминационным?

Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

- Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

- Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры? —  В чём, по-вашему, состоит сила любви? В преображении души  Итак, Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения. —  Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю? Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.

- Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

—  В чём, по-вашему, состоит сила любви?

В преображении души

Итак, Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

—  Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.

- Найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа. Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”. - Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие? Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.  - Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

- Найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.

- Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.

- Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

К.Паустовский говорил, что “ Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”.  Домашнее задание  ( ответить письменно ): Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”

К.Паустовский говорил, что Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”.

Домашнее задание  ( ответить письменно ):

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.И. Куприн. "Гранатовый браслет"

Автор: Дмитриева Ирина Евгеньевна

Дата: 01.08.2019

Номер свидетельства: 517266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Романтическое изображение любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет ". "
    ["seo_title"] => string(82) "romantichieskoie-izobrazhieniie-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "205402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429877764"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Великая сила любви"(по повести Куприна ""Гранатовый браслет) "
    ["seo_title"] => string(61) "vielikaia-sila-liubvi-po-poviesti-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "178932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424894516"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Громадная трагедия души» в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-po-tiemie-gromadnaia-traghiediia-dushi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet"
    ["file_id"] => string(6) "172377"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423812902"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Талант любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Урок литературы в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(87) "talant-liubvi-v-rasskazie-a-i-kuprina-granatovyi-brasliet-urok-litieratury-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "188727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426741533"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_poviesti_a_i_kuprina_granatovyi_brasliet_vielikaia_sila_liubv"
    ["file_id"] => string(6) "378999"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484318898"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства