Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
и литературы по УВР:_________________ ___________________Конзай О.К.
от «____»_____________ 2016г от «___»____________ 2016г от «____»________________2016г
Мугур-Аксы, 2016г.
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (от 17 декабря 2010г. №1897), Примерной программы основного общего образования по русскому языку и литературе, программы по литературе к УМК для 5-9 классов под ред. Коровиной В.Я. (М.: «Просвещение», 2014 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа включает пять разделов: «Пояснительная записка», «Содержание тем учебного предмета», «Тематическое планирование», «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса», «Лист регистрации изменений к рабочей программе».
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры.Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Программа разработана в соответствии с используемым учебно-методическим комплектом:
1) Литература. 8 класс. Учеб. Дляо бщеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт. В.Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2015.
2) Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
3) Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 6 класс: Методические советы/ Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Формируемые УУД | Форма контроля | дата |
предметные | метапредметные | личностные | | |
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч) |
1. | Русская литература и история. | 1 | Урок открытия нового знания | Знать: чем отличается литература от истории; Образную природу словесного искусства Уметь: составлять тезисы и план прочитанного Сочинение-миниатюра | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование стартовой мотивации к обучению | Лекция, Беседа, Работа с учебником | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч) | | |
2. | В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек. Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: особенности жанра предания; содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч) | | |
4. | Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского». Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов Знать: содержание Уметь: анализировать произведение | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
5. | Житие Сергия Радонежского | 1 | Урок внеклассного чтения | Научиться выявлять характерные особенности жанра жития Сергия Радонежского | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
6. | «Шемякин суд». Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. | 1 | Рассказ учителя беседа | Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд». Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (2 ч) | | |
7. | Д.И.Фонвизин «Недоросль» как классицистическая комедия, правила ее построения и изображения героев | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; сюжет и содержание комедии «Недоросль»; теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; Уметь: выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
8. | Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. | 1 | Комбинированный | Знать: основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм Уметь: анализировать текст, давать характеристику героям | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (37 ч) | | |
9-10 | И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Критик вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова во время ОВ 1812г. | 2 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся | | |
11. | К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Историческая тема думы. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
12. | А.С.Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября». Основные темы и мотивы лирики. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: содержание, основные темы и мотивы стихотворений А.С. Пушкина; элементы анализа поэтического текста. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть и определять их жанр; анализировать поэтические тексты | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
13. | Конкурс выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина | 1 | Урок развития речи | Знать: содержание Уметь: анализировать | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | выразительное чтение, анализ лирических произведений | | |
14. | Анализ лирического произведения. | 1 | Урок развития речи | Уметь: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
15. | А. С. Пушкин. Поэма “Кавказский пленник ” | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: содержание Уметь: анализировать | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
16. | А.С.Пушкин «История Пугачева». Пугачев и народное восстание. Знакомство с рассказчиком Петром Гриневым, с интересами и душевными качествами молодого героя | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
17. | «Капитанская дочка». Уроки настоящей жизни и роль диалогов Петра Гринева с Пугачевым в формировании характера главного героя | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
18. | Необычайные встречи Петра Гринева с Пугачевым. Нравственная оценка личности Петра Гринева | 1 | Беседа Обучение устному рассказу | Знать: особенности жанра, роль эпиграфов, Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Давать характеристику героям | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
19. | Изображение народной войны и образ Пугачева в повести. Отношение Пушкина и Гринева к народному движению. | 1 | Комбинированный | Уметь составлять сравнительную характеристику героев по плану | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
20. | Проблема чести и достоинства, отразившаяся в образе Петра. Гринев в системе образов повести и роль его персонажа. | 1 | Урок беседа, урок-практикум | Знать: сюжет и содержание романа. Понимать смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
21. | Великодушие Пугачева и «щедроты» Екатерины II. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести и ее художественные особенности. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Знать: сюжет и содержание романа. Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
22. | Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Урок развития речи | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Творческая работа | | |
23. | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка». | 1 | Урок контроля знаний | Знать: сюжет и содержание повести «Пиковая дама». Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Контрольная работа | | |
24. | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы «Мцыри». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
25. | Образ Мцыри – свободного, мятежного, сильного духом героя. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Знать: содержание Уметь: анализировать | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
26. | Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. | 1 | Комбинированный | Знать: содержание, способы раскрытия образа гл.героя Уметь: анализировать, производить сопоставительный анализ | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
27. | Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. | 1 | Урок развития речи | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
28. | Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания и постановки комедии, идейный замысел комедии. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-семинар | Знать: историю создания, сценическую судьбу, сюжет и содержание комедии «Ревизор»; оценку произведения современниками. Уметь: определять тему комедии; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
29. | Городские чиновники, их страх перед ревизором кК основа развития действия комедии. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, Самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор. Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
30. | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова. Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
31. | Особенности композиционной структуры комедии. | 1 | Урок развития речи | Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
32,33 | Сочинение по комедии «Ревизор» | 2 | Урок развития речи | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения, аргументировать свое отношение к героям произведения | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Творческая работа | | |
34 | «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | Практикум | Знать содержание повести. Уметь анализировать образ «маленького человека» | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
35 | Контрольно-проверочная работа по творчеству Н.В. Гоголя. | 1 | Урок контроля знаний | Знать содержание Уметь анализировать произведение | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | тестирование | | |
36 | Сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине, знакомство с проблематикой и особенностями повести «История одного города». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: содержание Уметь: анализировать | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
37. | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сатирическое изображение образов градоправителей Глупова. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического. Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
38 | Жизнь и творчество Н.С. Лескова. | 1 | Урок презентация | ЗНАТЬ: стихи ставропольских поэтов УМЕТЬ: читать выразительно | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
39 | Н.С.Лесков «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь. Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
40 | Л.Н.Толстой «После бала». Противоречия между сословиями и внутри сословий. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
41 | Нравственность в основе поступков героя. Психологизм рассказа. | 1 | Урок-практикум | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя. Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
42 | Изложение «Наказание солдата» | 1 | Урок развития речи | | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Творческая работа | | |
43 | А.П.Чехов «О любви». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
44 | Поэзия родной природы – урок концерт | 1 | Урок развития речи | | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Выразительное чтение, анализ стихотворений | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (18 ч) | | |
45 | А. Куприн “Куст сирени” | 1 | Урок-беседа. | Интерес к творчеству писателей. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
46 | А.И.Куприн «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Сообщения, составление плана, анализ текста, вопросы и задания | | |
47 | С.А.Блок «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока. Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
48 | С.А.Есенин «Пугачев». Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
49 | Аудиторная творческая работа «Кто из русских писателей обращался к образу разбойника и что сближает этих персонажей с образом Пугачёва?» | 1 | Урок развития речи (5-10 предложений) | Уметь в 5-10 предложениях ответить на проблемный вопрос | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Творческая работа | | |
50 | И.С.Шмелев «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литературы (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
51 | И.А. Бунин «Кавказ». Анализ лирического произведения | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Уметь анализировать лирическое произведение | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
52 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | | |
53 | М.Зощенко «История болезни», Тэффи «Жизнь и воротник». Ироническое повествование о прошлом и о современности. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни». Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
54 | М.А.Осоргин «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического. Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать произведение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
55 | А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
56 | Новаторский характер Василия Тёркина -сочетание чёрт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Тестовый контроль по теме | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
57 | А.П.Платонов «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение». Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
58,59 | Урок-концерт «Стихи и песни о Великой Отечественной войне». | 1 | Урок развития речи | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне. Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Выразительное чтение | | |
60,61 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь. Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
62-63 | Русские поэты о Родине, родной природе. | 2 | Урок-практикум | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Выразительное чтение, анализ произведений | | |
64 | Подготовка к домашнему сочинению «Люблю тебя, мой край родной». | 1 | Урок развития речи | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Творческая работа | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч) | | |
65 | В. Скотт “Айвенго” | 1 | Урок внеклассного чтения. | Знать: содержание исторической эпохи романа Уметь: анализировать, характеризовать героев и их поступки | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
66 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Знать: содержание Уметь: выразительно читать, пересказывать и анализировать | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
67 | Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 1 | Урок внеклассного чтения | Знать: сведения о жизни и творчестве Ж.-Б. Мольера (кратко); сюжет и содержание комедии «Мещанин во дворянстве»; теоретико-литературные понятия классицизм, комедия, конфликт, сюжет, сатира; особенности жанра комедии. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды комедии; характеризовать героев и их поступки; определять приемы сатирического изображения персонажей; прослеживать развитие драматического конфликта; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Лекция с элементами беседы, проблемные задания, организация совместной деятельности (анализ произведения), сообщения учащихся, выразительное чтение | | |
68-69 | Итоговое контрольное тестирование | 2 | Урок проверки ЗУН | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контрольное тестирование | | |
70 | Итоговый урок. Задания на лето | 1 | Урок обобщения и повторения | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера». Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | организация совместной деятельности (анализ произведения), выразительное чтение | | |
1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим. 8 класс: дидактические материалы по литературе. М.: Просвещение, 2006.
1. Литература: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / Авт.-сост. Е. И. Колусева, Г. М. Вялкова. - Волгоград: Учитель, 2006.
2. Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.
3. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО. 2004.
4. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература: 8 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2008.
5. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2009.
6. Литература. 8 класс: поурочные планы к учебнику В. Я. Коровиной / авт.-сост. С. Б. Шадрина. — Волгоград: Учитель, 2010.
7. Турьянская Б. И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово. 2002.
Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.
И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.
К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.
П. А. В я з е м с к и и. Тройка.
Е. А. Б а р а т ы н с к и и. 3—4 стихотворения на выбор.
А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил..,». Повести Белкина.
М. Ю. Л е р м о н т о в. Маскарад.
Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Ту р г е н е в. Певцы.
А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.
В. Г Короленко. Мгновение.
М. Горький. Старуха Изергиль.
И. Ф. А н н е н с к и и. Снег.
Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».
А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).
А. Белый. Заброшенный дом.
М. А. Волошин. Коктебель.
А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом...». «Проводила друга до передней...». С. А. Е с е н и н. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке. А. Т. Твардовский. Теркин на том свете. В. П. Астафьев. Ангел-хранитель. А. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.
У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.
Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
В. Скотт. Айвенго.
П. М е р и м е. Таманго.
Г.Уэллс. Война миров.
Э. По. Золотой жук.
Ссылки на образовательные интернет – ресурсы.
- www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал.
- www.schooledu.ru Российский образовательный портал.
- www.ege.ru Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
- www.informika.ruГосНИИ «Информатика» - электронная библиотека учебников и методических материалов.
- www.rubriconcom.ruРубрикон, энциклопедии в Интернете.
- www.internet – schooi.ru Телешкола. Дистанционное образование.
- www.museum.ru Музеи России.
- www.lidrary.ru Библиотеки России.