Орг. момент 0-1 мин 2-5 мин Актуализация знаний. 6-10 мин Целеполагание Постановка цели Работа над новой темой. Формирование новых знаний Словарная работа. Физминутка Фронтальная работа. Домашнее задание Рефлексия | Создание положительного эмоционального настроя: Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Сегодня на уроке вам будут предложены задания разных уровней сложности, уровень сложности показывает солнышко, выполняя задания вы будете получать соответствующее количество фишек (стрекоза – 1 балл, муравей – 2 балла). 1.Литературная разминка. Фронтальная работа -Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно. -А этот текст? (слайд) (Легенда) -Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (сказка) - А этот текст? ( басня) 2. Актуализация знаний. -Что же такое басня? У каждой группы на парте лежат оранжевые конверты выберите конверт по уровню сложности. В конвертах с 1 солнышком, необходимо из предложенных вариантов выбрать определение – что такое басня. А в конвертах с 2 солнышками необходимо восстановить деформированное определение басни. -Значит ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действую щими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. (слайд) 3.Составление модели жанра басни. -Давайте сейчас попробуем выстроить модель жанра басни. -Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд) -А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность) -Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку). -А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль) -А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет) Вот мы и составили модель жанра басни. Итак, значит басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. (Слайд.) -Ребята вы уже догадались, что мы будем читать? Басню. А вот как она называется, ответите сами. (Слайд) Учитель ставит проблему перед детьми. Отгадайте загадку и ребус. Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга… Подумайте, что может объединять этих персонажей (стрекоза и муравей) в басне? Попробуйте предугадать, какими характерами будут обладать герои басни. Как вы думаете какой будет цель нашего урока? Цель- научиться определять характер героев в произведении через их поступки и речь; познакомиться с литературным приёмом аллегория. Ребята, а что вам известно о этих насекомых? Ну, а сейчас Стрекоза и Муравей поведают вам самые необычные факты их существования. Рассказы учащихся о интересных фактах о стрекозах и муравьях. Ребята, посмотрите про каких необычных и уникальных насекомых будем сегодня читать. Первичное восприятие текста. 1. Слушание аудио Гафт «Стрекоза и Муравей». Проверка первичного восприятия текста. -Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья) -Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время) -Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог) *Диффер.задания Ребята, в басне есть устаревшие и непонятные выражения, которые сейчас не употребляют. Выберите зелёный конверт по уровню сложности 1 солнышко– 1 балл, 2 солнышка – соответственно 2 балла. Злой тоской удручена - До вешних дней - Помертвело чисто поле - В мягких муравах - Зима катит в глаза - Так поди же, попляши! – При написании басен авторы используют аллегорию для создания яркого образа. Аллегория- в переводе с греческого языка означает «иносказание» - выражение, содержащий тонкий смысл, намёк. «Муравьи и стрекозы». Попрыгунья Стрекоза весь день летала, прыгала и танцевала, присела на цветок, устала. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, двор свой чисто подметал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. Молодцы, возьмите фишку в 1 балл. Вторичное чтение с заданной интонацией. (весёлая песенка, реп, марш, колыбельная). Ребята, теперь послушаем ваше чтение басни. Но не обычное чтение, а чтение с заданным музыкальным жанром. У вас на столе синий конверт, откройте и прочитайте, какой жанр попался вашей группе. У вас отлично получилось передать заданный музыкальный жанр. Но соответствует ли это настроению, с которым читал басню автор? Каждый чтец приносит группе 2 балла. Характеристика героев басни. Групповая работа -Ребята, давайте попробуем создать литературный портрет героям басни. Вам необходимо выбрать и приклеить героям черты, соответствующие их характеру. Стрекозе на крылья, а Муравью на спину. Слова на слайде: Трудолюбие, лень, чёрствость. справедливость, беспечность, веселье, легкомыслие, спокойствие. Фронтальная работа. На платформе Я подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы. Труд человека кормит, тот не ест. Пчёлка маленькая, потехе час. Кто не работает, а лень портит. Делу время- да и та работает. Какая из пословиц подходит к нашей басне? «Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?» Подведение итогов. - В каких строках басни, автор выносит мораль? Найдите. Прочитайте. -Чему учит басня? (Надо думать о завтрашнем дне) -От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени) -Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Ребята вам необходимо разбиться на тройки и распределить роли среди чтецов. Подготовить чтение по ролям. Какие роли есть в басне (автор, Стрекоза и Муравей). Выберите фразеологизм, который соответствует вашему восприятию урока и прикрепите под него стикер Стрекозы или Муравья: слушал краем уха и считал ворон палец о палец не ударил работал в поте лица и трудился не покладая рук. | Эмоционально настраиваются на урок Читают тексты на слайде и называют жанры *Выбирают готовый вариант определения –басня, зачитывают. **Составляют определение из деформированного текста Дополняют определения на слайде (устно) Учащиеся отгадывают ребус, загадку, формулируют название басни. Предполагают, высказываются Предполагают, высказываются Учащиеся рассказывают о известных им фактах (Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей) Слушают факты Учащиеся на слух воспринимают текст басни Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют. Предположения детей о лексическом значении устаревших слов и выражений По команде дети выполняют движения. Открывают конверт и узнают жанр в котором необходимо будет прочитать отрывок басни. группы характеризуют героев передавая друг другу портрет героев приклеивая соответствующие слова. Желающие ученики Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. | За каждый верный ответ берут фишку. За каждое верное определение команда берет Каждая команда берет фишку в 1 балл За каждое верное слово команда берёт по 1 фишке Самооценка деятельности на уроке. Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами | Стихотворение Слайд Клей Портреты героев 2 шт Слова для характеристики По 1 фишке за верное восстановление. https://learningapps.org/display?v=p3z93wxc522 |