Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» 2004 и Программы по литературе для 5-11 классов ( Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2010) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса " Литература". 10класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей английского языка,
русского языка и литературы
Протокол №________
от « » августа 2014г.
Руководитель ШМО
______ О.А.Шепелева
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
________ В.А.Чепелюк
Приказ №_____________
от « »________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ
ДЛЯ 10 б КЛАССА
Срок реализации данной программы 1 год
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
Бучина А.Х.
Согласовано
Зам.дир.по УВР
__________Е.А.Шайгородская
« »___________2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» 2004 и Программы по литературе для 5-11 классов ( Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2010) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.
Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.
Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.
Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В десятом классе представлена русская литература XIX века Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.
Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.
Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В Х – ХI классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно ПОЛОЖЕНИЮ о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения.
Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности
К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:
Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.
Содержание рабочей программы.
Литература 10 класс 102 часа 3 часа в неделю.
I. Введение
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
II. А.С. Пушкин
Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина.
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.
-Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова.
IV. Н.В. Гоголь
Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. «Петербургские повести». Образ маленького человека. «Невский проспект». Образ Петербурга.
V. Обзор русской литературы XIX века (II половины)
VI. И.А. Гончаров
Иван Александрович Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов». Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: общая характеристика. Критические статьи Гончарова («Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др.)
«Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с миром буржуазной культуры. Александр Адуев и Петр Адуев – два поколения. Симпатии и колебания автора.
Роман И.А. Гончарова «Обломов», утвердивший писателя как классика русской литературы. «Обломовщина» (одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое…ядовитое!»). Обломов – его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценки обломовщины в критике.
Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д.И. Писарев. «Обломов»; А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова».
VII. И.С. Тургенев
Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Художественное своеобразие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Значение Тургенева в русской и мировой литературе.
Развитие понятия о романе.
Критика. Д.И. Писарев. «Базаров»; Н.Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С. Тургенева»; М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»..
-Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
VIII. Н. А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотивы народной песни в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие его поэзии (лиризм, искренность чувств; сатирическая направленность произведений).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.
Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.
Федор Иванович Тютчев. Стихотворения. Тютчев – поэт философ и певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни кА борьбе. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха.
XI. А.А. Фет
Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений. Метафоричность поэзии Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.
-Домашнее сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.
XII. М.Е. Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы», «История одного города». Сказки: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Очерки жизни и творчества великого сатирика. «История одного города». Сатирическое изображение смены царей на русском престоле как смены градоначальников. Прием гротеска в изображении градоначальников. Отношение к народу – к его терпеливости, бесправию, полной зависимости от власти очередного градоначальника. Сказки. Обличие самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.
Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
-Практикум по произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина.
XIII. Ф.М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. (Основные мотивы произведений). Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений Достоевского.
«Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходной жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основная авторская позиция в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.
Полифонизм романов Достоевского. Понятие о нравственно-психологическом романе.
-Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
XIV. Л.Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». «Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой». Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. Идейные искания Толстого.
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Человек и природа в творчестве Толстого. Л.Н. Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире.
Понятие о романе-эпопее. Внутренний монолог как средство характеристики героев.
-Сочинение по роману Л.Н. Толстого « Война и мир».
XV. А.Н. Островский
Александр Николаевич Островский. «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница». Очерк жизни и творчества.
«Снегурочка». Поэтический мир берендеев. Добрые и справедливые законы этого мира. Любовь – высшая ценность человеческой жизни. «Снегурочка» на сцене.
«Гроза». Трагическая острота конфликта Катерина с «темным царством». Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. Обличие самодурства, грубой силы и невежества.
«Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы. Значение А.Н. Островского в истории русского театра. Островский на современной сцене.
Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»; А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского, «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».
-Домашнее сочинение по «Грозе» А.Н.Островского.
XVI. Н.С. Лесков
Николай Степанович Лесков. «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести Лескова.
XVII. А.П. Чехов
Антон Павлович Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова. Отношение автора к своим героям.
Новаторство Чехова в изображении природы и ее связей с человеком (внимание к детали, «импрессионизм, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни.) Тема оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы.
«Вишневый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта пьесы. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям.
Гуманизм Чехова.
Своеобразие стиля Чехова, прозаика и драматурга (лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие построения и стилистики пьес, роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.).
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
* образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
* основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. – М.: Просвещение, 2010
«Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2010 г.
Перечень материально-технического обеспечения.
ноутбук
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п\п
№
урока по теме
Тема урока
№ недели в семестре
Семестр
Примечание
1
1
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
1
1
А.С. Пушкин.
2
1
Жизнь и творчество. Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок
1
3
2
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом».
1
4
3
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Философская лирика А. С. Пушкина.
2
5
4
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.
2
6
5
Тест по творчеству А. С. Пушкина.
2
М.Ю.Лермонтов.
7
1
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова
3
8
2
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание».
3
9
3
Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...».
3
10
4
Вн. чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
4
11
5
Проверочная работа№1 по лирике Лермонтова.
4
Н.В.Гоголь
12
1
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
4
13
2
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор собобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в«Петербургских повестях».
5
14
3
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
5
15
4
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Портрет».
5
16
5
Проверочная работа №2 по творчеству Н.В. Гоголя.
6
17
1
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Традиции и новаторство русской поэзии.
1
2
И.А. Гончаров.
18
1
Жизнь и творчество.
1
19
2
«Обломов». Особенности композиции романа..
1
20
3
Роман «Обломов». Его социальная и нравственная проблематика.
2
21
4
Обломов - «коренной народный наш тип». Смысл его жизни исмерти.
2
22
5
«Обломов» как роман олюбви.
2
23
6
Авторская позиция и способы ее выражения вромане.
3
24
7
Что такое «обломовщина»?
3
25
8
Сочинение №1 по творчеству И.А.Гончарова.
3
А.Н. Островский
26
1
Жизнь и творчество. «Отец русского театра».
4
27
2
Драма «Гроза». История создания, система образов. Своеобразие конфликта.
4
28
3
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
4
29
4
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.
5
30
5
Добролюбов «Луч света в темном царстве»
5
И.С.Тургенев.
31
1
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе.
5
32
2
И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».
6
33
3
Базаров - герой своего времени.
6
34
4
Духовный конфликт героя.
6
35
5
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».
1
3
4
36
6
Любовь в романе «Отцы и дети».
1
37
7
Базаров – нигилист.
1
38
8
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
2
39
9
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению.
2
40
10
Сочинение №2по роману А.С. Тургенева «Отцы и дети».
2
41
1
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.
3
42
2
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...» Судьба народа в творчестве некрасова.
3
43
3
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
3
44
4
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
4
45
5
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
4
46
6
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.
4
47
7
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».
5
48
8
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.
5
49
9
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
5
50
10
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
6
Ф.И. Тютчев.
51
1
Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...».
1
52
2
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.».
1
А.А.Фет.
53
1
Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
2
54
2
Любовная лирика А. А. Фета и Ф.И.Тютчева. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А.А.Фета.
2
55
1
Вн.чт. А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
2
М.Е.Салтыков- Щедрин.
56
1
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина
3
57
2
Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа
3
5
58
3
Сатирическое изображение смены царей на русском престоле как смены градоначальников. Прием гротеска в изображении градоначальников.
3
59
4
«Бунт на коленях». Образ народа в романе.
4
60
5
«История прекратила течение свое». Образ Угрюм-Бурчеева.
4
61
6
Салтыков-Щедрин и современность.
4
62
7
Сочинение №3 по творчеству Салтыкова-Щедрина.
5
Л.Н.Толстой.
63
1
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
5
64-65
2-3
Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.
5,6
66
4
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
6
67-68
5-6
Духовные искания Андрея Болконского.
6,1
69
7
Женские образы в романе «Война и мир».
1
70-71
8-9
Семья Ростовых и семья Болконских.
1,2
72-73
10-11
Тема народа в романе «Война и мир»
2,2
74
12
Кутузов и Наполеон.
3
75-76
13-14
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».
3,3
77
15
Художественные особенности романа.
4
78
16
Анализ эпизода из романа «Война и
мир».
4
79
17
Сочинение №4 по творчеству Л.Н.Толстого.
4
Ф.М. Достоевский.
80
1
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.
5
81
2
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.
5
82-83
3-4
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
5-6
84
5
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
6
85
6
«Двойники» Раскольникова.
6
6
86
7
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
1
87
8
Роль эпилога в романе.
1
88
9
Домашнее сочинение №5 по роману «Преступление и наказание»
1
Н.С.Лесков.
89-90
1-2
Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
2-2
91
3
Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.
2
92
4
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
3
А.П. Чехов.
93
1
А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре».
3
94
2
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах».
3
95
3
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
4
96
4
Особенности драматургии
А. П. Чехова.
4
97
5
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда
4
98-99
6-7
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.