Рабочая программа по родной литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
В связи с отсутствием в Федеральном перечне УМК по предмету «Родная русская литература» и примерной программы используется программа Коровиной в части примерного изучения.
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
На изучение родной русской литературы в 9 классе в учебном плане МБОУ Погарская СОШ №2 отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 34 учебные недели).
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2019 – 2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет перечень предметных результатов изучения родной литературы.
Личностные результаты
-патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
-анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-овладение навыками смыслового чтения;
-умение извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- умение владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-умение перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Введение. (1 час)
Раздел 1. Древнерусская литература (2 часа)
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного
идеала, олицетворение Святой Руси.
Раздел 2.Литература 18 века (2 часа)
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.
Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
Раздел 3. Литература 19 века (12 часов)
Поэты пушкинской поры. (Обзор)
К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».
Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»).
А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».
П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».
Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Теория литературы. Золотой век русской поэзии.
Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.
Развитие речи. Лирические отступления в эпическом произведении. Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
А.Н.Островский. «Бедность не порок». Обличение социальных пороков в комедии. Теория литературы. Конфликт. Комедия.
А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
Раздел 4. Литература 20 века (40 часа)
М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.
«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».
А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.
М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова.
К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.
Д. Б.Кедрин. Кедрин как певец родной природы. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». Тема Родины в лирике. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа».
Развитие речи. Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений Д.Б.Кедрина).
Ю.Друнина. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.
К.Воробьев. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести.
В.Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.
В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.
Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».
Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».
Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».
Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».
В.П.Астафьев. «Царь-рыба». Жестокое обращение человека с природой. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.
В.Г.Распутин. «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы.
А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.
А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.
Раздел 5. Литература 21 века (11 часов)
Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.
М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.
В связи с тем, что расписание уроков совпадает с праздничным и выходным днями (28.04., 01.05 и 12.05. ) тематическое планирование сокращено до 65 часов.
Тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Кол-во часов на тему
Форма контроля
Дата по плану
Дата фактическая
Домашнее
задание
Примечание (корректировка даты и причина)
1 четверть
Введение (1 час)
1.
Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны
1
УО
03.09
Чтение повести
Древнерусская литература (2 часа)
2.
Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
1
ФО
06.09
Анализ произведения
3.
Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного
идеала, олицетворение Святой Руси.
1
УО
10.09
Чтение произведения
Литература 18 века (2 часа)
4.
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.
1
УО
13.09
Сообщение
5.
Р.р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Ответ на проблемный вопрос.
1
ФО
17.09
Пересказ
Литература 19 века (12 часов)
6.
К. Н. Батюшков. Слово о поэте. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».
1
УО
20.09
Сообщение
7-8.
Е. А. Баратынский. Слово о поэте. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»
2
СР
24.09
27.09
Чтение стихотворений
9.
А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
1
УО
01.10
Наизусть (по выбору)
10-11.
Р.р. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры.
2
УО
04.10
08.10
Реферат
Культура речи (25 часов)
12.
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.
1
ФО
11.10
Чтение произведений
13.
Р.р. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
1
УО
15.10
План сочинения
14.
Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
1
УО
18.10
Анализ произведения
15.
Обличение социальных пороков в пьесе А.Островского «Бедность не порок». Особенности конфликта в пьесе.
1
ФО
22.10
Анализ эпизодов
2 четверть
16-17.
А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Сопоставительный анализ образов главных героинь.
2
УО
01.11
05.11
Анализ произведений
Литература 20 века (40 часа)
18-19.
А.М.Горький. Слово о писателе. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни.
2
ФО
08.11
12.11
Сообщение о писателе
20.
Своеобразие композиции и художественные особенности «Песни о Соколе».
1
ФО
15.11
Художественный пересказ
21-22.
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Новый человек в повести Булгакова.
2
УО
19.11
22.11
Характеристика героев
23-24.
А.Н.Толстой. Слово о писателе. Человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны в повести «Гадюка».
2
ФО
26.11
29.11
Сообщение о писателе
25.
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения.
1
УО
03.12
Анализ рассказа
26.
Д.Б. Кедрин. Слово о поэте. Тема природы в лирике поэта. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка».
1
УО
06.12
Выразительное чтение
27.
Д.Б. Кедрин. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа». Тема Родины в лирике.
1
ФО
10.12
Наизусть ( по выбору)
28.
Р.р. Анализ лирического произведения. (Восприятие, истолкование, оценка).
1
УО
13.12
Анализ произведения
29-30.
Ю.Друнина. Слово о поэте. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.
2
ФО
17.12
20.12
Выразительное чтение
31.
К.Воробьев. Слово о писателе. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести.
1
УО
24.12
Сообщение о писателе
32-33.
В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.
2
ФО
27.12
27.12
Анализ произведения
3 четверть
34-35.
В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.
2
ФО
10.01
14.01
Сообщение о писателе
36-37.
Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».
2
ФО
17.01
24.01
Выразительное чтение
38-39.
Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».
2
УО
28.01
31.01
Наизусть (по выбору)
40-41.
Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».
2
УО
04.02
07.02
Выразительное чтение
42-43.
Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».
2
ФО
11.02
14.02
Наизусть ( по выбору)
44-45.
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Царь-рыба». Тема жестокого обращения человека с природой.
2
УО
18.02
21.02
Сообщение о писателе
46-47.
В.П.Астафьев. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.
2
УО
25.02
28.02
Характеристика героев
48-49.
В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний.
2
ФО
03.03
06.03
Анализ произведения
50-51.
А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.
2
ФО
10.03
13.03
Чтение и анализ
52-53.
А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.
2
ФО
17.03
20.03
Характеристика героев
4 четверть
54-55.
Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века».
2
УО
03.04
10.04
Литература 21 века (11 часов)
56-57.
Д. Сабитова. Слово о писателе. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
2
УО
07.04
10.04
Анализ текста
59-59.
А. Жвалевский и Е. Пастернак. Слово о писателях. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
2
УО
14.04
17.04
Выразительное чтение
60-61.
Т. Михеева. Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.
2
УО
21.04
24.04
Сообщение о писателе
62-63.
М.Ботнева. Слово о писателе. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.