Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5б в класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.;
3.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
В связи с отсутствием в Федеральном перечне УМК по предмету «Родная (русская) литература» и примерной программы используется Программа общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованная Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2015 г. и авторская программа под редакцией В.Я. Коровиной, 2011 г. Предмет реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, учебного плана МБОУ Погарская СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год, который отводит на изучение предмета 17 часов за один год обучения в 5 классе, в неделю – 0,5 часа.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
III. Содержание учебного предмета
Русские народные сказки (1 час)
Особенности русских народных бытовых сказок. Русская народная сказка «Умный мужик».
Из древнерусской литературы(1 час)
Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря». Традиции и особенности духовной литературы. Афанасий Никитин «Хождения за три моря».
Н. В. Гоголь. «Грех мщения» ( по повести Н. Гоголя « Страшная месте»). .К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь» : проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.«Природа, мир, тайник вселенной…» (По стихотворению И.С. Никитина «Утро»).А.К. Толстой«Вот уж снег последний в поле тает»Образ родины в русской поэзии XIX векаРассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ. Художественное своеобразие рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Русская литература XX века (5 часа)
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...». Тема природы в стихах А.А.Блока.П. П. Бажов « Каменный цветок». Человек труда в сказе П. Бажова «каменный цветок» Р.р. Сочинение-миниатюра.М.М.Пришвин. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», « Таинственный ящик», « Лесная капель».Любовь и самоотверженность в рассказе Н.Н.Носова «Гусь»..А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, Отношение взрослых и детей.
IV. Тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Кол-во часов на тему
Форма контроля
Дата по плану
Дата фактическая
Домашнее
задание
Примечание (корректировка даты и причина)
1 полугодие
1.
Русские народные сказки.Особенности русских народных бытовых сказок. Русская народная сказка «Умный мужик».
1
УО
11.09
Чтение сказки
Древнерусская литература (1 час)
2.
Традиции и особенности духовной литературы. Афанасий Никитин «Хождения за три моря».Р.р Художественный пересказ текста