kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для изучения родной литературы в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 9 класс»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жирятинская средняя общеобразовательная школа

имени А.Ф.Возликова



Рассмотрено на заседании ШМО « Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Зам. дир. по УР Директор МБОУ Жирятинская СОШ

_______/_Борщевская И.А. __________/Григорьева Л.И. ____________/Ященко А.И.

Протокол № _____ от ____________________ Приказ № ______ ____________________ 2020г. ____________________ 2020 г.









Предмет – родная литература



Класс - 9



Составил учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Борщевская Ирина Анатольевна





С.Жирятино

2020 - 2021 учебный год






Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

 потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

 уважительно относиться к родной литературе;

 оценивать свои и чужие поступки;

 проявлять внимание, желание больше узнать.

 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

 планированию пути достижения цели;

 установлению целевых приоритетов;

 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 учитывать условия выполнения учебной задачи;

 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

 овладение навыками смыслового чтения;

 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

 строить сообщение в устной форме;

 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 осуществлять синтез как составление целого из частей;

 проводить сравнение;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

 обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

 уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

 устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

 аргументировать свою точку зрения;

 задавать вопросы.

 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;  развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

 владеть различными видами пересказа,

 пересказывать сюжет;

 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; характеризовать нравственную позицию героев; формулировать художественную идею произведения; формулировать вопросы для размышления; участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию; давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их; выразительно читать произведения лирики; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание учебного предмета


Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Русский фольклор.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.

  • Современная литература

Введение (1 ч.) Родная литература как национально-культурная ценность народа, способ познания жизни.

Русский фольклор(3ч.) Национальный характер в фольклорных произведениях. Характеристика героев фольклорных произведений. Нравственные ценности, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству в русском фольклоре. Тема мирного труда и защиты родной земли. Фольклорные традиции в русской литературе.

Древнерусская литература(3ч.) Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения Русской земли. «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать с домостроевской моралью.

Русская литература XVIII в. (3ч.) Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

Русская литература XIX в.(8ч.) Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья. Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя". Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».. Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. Поэтический образ Родины в стихотворениях поэтов 19 века. (Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Роль семьи в воспитании ребёнка. Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».. Р.Р.Сочинение по литературе 19 века

Русская литература XX в. (13ч.) Родная природа в произведениях поэтов ХХ века. (Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…» А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре»). И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

А. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки» Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. РР Сочинение по литературе 20 века

Современная литература (3ч.) Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми. Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.


п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Форма контроля

1.

Введение

1

Устное высказывание, оценка выступлений.

2.

Русский фольклор

3

Устное высказывание, выразительное чтение наизусть, различные виды пересказа, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, оценка выступлений.


Древнерусская литература

3

Устное высказывание, письменный ответ на вопрос; проект, выразительное чтение наизусть, различные виды пересказа, тестирование, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, оценка выступлений.

3.

Русская литература XVIII века

3

Анализ лирического произведения, выразительное чтение наизусть, различные виды пересказа, тестирование, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, оценка выступлений.

4.

Русская литература XIX века  

8

Сочинение, выразительное чтение наизусть, анализ лирического произведения, анализ прозаического произведения, различные виды пересказа, тестирование, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, оценка выступлений.

6.

Русская литература ХХ века

13

Анализ лирического произведения, выразительное чтение наизусть, анализ прозаического произведения, различные виды пересказа, тестирование, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, оценка выступлений.

7.

Современная литература

2

Анализ произведений, различные виды пересказа, тестирование, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, оценка выступлений.

8.

Итоговый урок

1

Устное высказывание, Итоговая работа


Всего

34

Сочинений - 2

Итоговое тестирование -1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по родной литературе 9 класс

Автор: Борщевская Ирина Анатольевна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "119579"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413467932"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства