kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во 2 классе в основном обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, умения воспринимать полноценно литературное произведение, формирование творческих способностей.

Основная концептуальная идея курса заключается в том, что литера­турное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, ху­дожественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Специфика курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстети­ческая ценность и воспринимающий это произведение ученик.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»



1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273;

- в соответствии с основными положениями Стандарта ФГОС начального общего образования (2ого-поколения);

- примерной образовательной Программы ОУ;

- Федеральный базисный план (приказ №1312 от 09.03.2004г.)

- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России,

а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту.

Вид реализуемой программы: основная общеобразовательная программа курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., М., «Просвещение», 2018 год; УМК «Перспектива»

Основание выбора программы : Система учебников «Перспектива» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Мин обр науки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях .

Программа составлена без изменений на основе Программы УМК «Перспектива» - авторы программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.


2. Общая характеристика курса

Цели курса:

  • Совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя, приобретение умения работать с разными видами информации;

  • Приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

  • Обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-этическое отношение человека к людям и окружающему миру;

  • Введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающих читателей интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи курса:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к книге;

  • Помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • Воспитание эстетического отношения к действительности отражённой в художественной литературе;

  • Воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Литературное чтение как систематический курс идёт параллельно с коммуникативно – речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.

Общие принципы современного литературного образования и развития, реализующие основные задачи курса:

  • художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

  • системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

  • коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

  • введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;

  • дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;

  • культурно-исторический;

  • взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

Особенности данного курса:

  • формирование ценностных ориентаций средствами содержания учебника и дополнительных пособий по литературному чте формирование ценностных ориентаций средствами содержания учебника и дополнительных пособий по литературному чтению. Направленность уроков литературного чтения на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для ребёнка младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту и интересно им. Ребёнок имеет возможность расширять и углублять свои представления о социально-нравственных значимых ценностях от класса к классу. На формирование нравственных ценностей оказывает влияние методика работы с литературным произведением. При работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала известный методист М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выделять не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришёл к своим выводам. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, делает сердце отзывчивым и позволяет глубоко вникнуть в смысл прочитанного;

  • формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения). Дети включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических задач. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение;

  • формирование информационной культуры младших школьников, в том числе библиографической культуры, для чего в содержании учебника представлен материал, позволяющий вычленять, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать сомнению, сохранять, излагать информацию. Ученик работает не только с художественными, но и с учебными, научно-познавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами. Особое внимание в учебнике уделяется работе в библиотечном пространстве: с тематической выставкой, тематическим и авторским каталогами;

  • формирование литературного творчества, в том числе, развитие исследовательского поведения учащихся средствами предмета «Литературное чтение». Любое творчество предполагает самостоятельное создание творческого продукта на основе прочитанного или прослушанного текста. Ученики на уроке узнают художественные особенности произведения, определяют отдельные структурные элементы текста.

Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого урока. Кроме того, выделяются специальные уроки, на которых происходит развитие речи,  это рубрики «Наш театр», «Мастерская писателя» и т. д.

Во 2 классе в основном обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, умения воспринимать полноценно литературное произведение, формирование творческих способностей.

Основная концептуальная идея курса заключается в том, что литера­турное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, ху­дожественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Специфика курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстети­ческая ценность и воспринимающий это произведение ученик.

Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произве­дении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведе­ния, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей. Которые изучаются в сопоставлении с научно – популярными произведениями, имеющими с ним общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно – познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса 2 класса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

( ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно – речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать виды речевой деятельности в разных ситуациях общения).

  • Виды работы с текстом. Коммуникативно – познавательная деятельность.

(предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений: деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами; а также решение коммуникативно-речевых задач).

  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

(нацелен на развитие художественно-этической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы).

  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

(определяет содержание и выбор книг для чтения: отечественных и зарубежных классиков, произведения литературы современных писателей России и других стран, произведения устного народного творчества)

Принципы курса:

Основополагающими принципами являются:

гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности, деятельности, доступности, минимакса, непрерывности, вариативности, интегративности, системности, последовательности, преемственности.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане



Во 2 классе курс «Литературное чтение» рассчитан на 34 учебные недели. 4 часа в неделю. 136часов за год.

Осуществляются межпредметные связи: Изобразительное искусство, русский язык , музыка, окружающий мир, технология.

Методы обучения:

- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения,);

- проблемные ситуации, споры, дискуссии;

- метод проектов или его элементы;

- познавательные и дидактические игры,

- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;

- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; дифференцированный.

4.Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение", 2 класс

Личностные результаты:

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;

  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;

  • умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;

  • умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.

  • умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;

  • умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

  • стремление к успешной учебной деятельности;

  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;

  • умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;

  • умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные результаты:

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;

  • знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

  • предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;

  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.

  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

  • умения работать в соответствии с заявленным планом;

  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

  • выделять в тексте основные части; определять микро темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микро темы;

  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

  • следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

  • самостоятельно определять тему прочитанного произведения;

  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;

  • задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой он?);

  • делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

  • Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

  • Сравнивать прозаический и поэтический текст;

  • Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • читать текст про себя и понимать прочитанное;

  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;

  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;

  • умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

  • Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

  • Самостоятельно составлять аннотацию;

  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

  • Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;

  • Характеризовать героя произведения;

  • Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

  • Отличать произведения живописи и произведения литературы;

  • Отличать прозаический и поэтический текст;

  • Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;

  • Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;

  • Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

  • Выявлять особенности героя художественного рассказа;

  • Выявить особенности юмористического произведения;

  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

  • Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

  • Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

  • Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

  • Умения писать отзыв на книгу.

Основные содержательные линии

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:

1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Круг детского чтения. Тематика:

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных

стран).

3Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

4. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.


Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов

искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.




5.Содержание предмета «Литературное чтение». 2 класс.

Раздел №1 «Любите книгу» - ( 9 ч ): включает диалоги, стихотворения, научно-познавательные статьи; фотографии, рисунки, репродукции картин, посвящённые развитию письменности на Руси, а также материалы по истории создания книги.

Основные понятия раздела: рукописная книга, книги (в форме свитка, складная книга Древнего Востока, из пергамента и берёсты). Первые создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий; летописцы, старинные книги Древней Руси; красная строка, заставка, миниатюра; иллюстрация, художник – иллюстратор.

Основной методической задачей этого раздела является: развитие у детей интереса к книге как мудрому наставнику и другу. Учащиеся знакомятся с художниками – иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основе иллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственного текста.

Раздел №2 «Краски осени» - (13 ч ): включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы и пословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных русских художников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей, произведения русских поэтов, писателей.

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности (эпитет, сравнение). Жанр (лирическое стихотворение), особенность жанра (рифма).

Основной методической задачей этого раздела является: развитие умения учащихся видеть, как с помощью художественных средств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощью слова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, как художник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.

Раздел №3. «Мир народной сказки» - ( 17 ч ): включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок: Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем. Продолжается знакомство со сказкам.

Основные понятия раздела: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок.

Основной методической задачей этого раздела является: знакомство учащихся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиеся выявляют основные специфические особенности жанра сказки (как построена сказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.

Раздел №4. «Весёлый хоровод» - ( 10 ч): включает произведения малых фольклорных жанров (заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевёртыши). Знакомятся с авторскими произведениями, созданными на основе фольклора.

Основные понятия раздела. Малые жанры устного народного творчества :фольклор,(заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши). Прикладное искусство, музей народного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).

Основной методической задачей этого раздела является: формирование интереса у учащихся к истории, предметам старины. Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их с авторскими произведениями, учатся по аналогии сочинять собственные произведения малых фольклорных жанров.

Раздел №5. «Мы – друзья» - ( 10 Ч): включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношениях взрослых и детей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ , басня; герой рассказа, басни.

Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность, дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том, кого можно назвать другом, приятелем. Дети будут знакомиться с особенностями таких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказа и басни.

Раздел №6. «Здравствуй, матушка Зима!» - (11 Ч ): включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе. О праздниках Нового года, Рождества.

Кроме того, дети читают и отгадывают загадки о зиме.

Основные понятия раздела: выразительное чтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логические паузы, знаки препинания).

Основная методическая задача раздела: научить детей читать лирические произведения, отражая настроение автора и выражая свои собственные чувства на основе прочитанного. Задача учителя - показать, как с помощью слова автор рисует удивительные картины зимней природы.

Раздел №7: «Чудеса случаются» - ( 17 Ч ): включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представлены произведения русских и зарубежных писателей : А. С.Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе.

Основные понятия раздела: литературная (авторская) сказка. Герой литературной сказки.

Основная методическая задача раздела: знакомство учащихся с особенностями литературной сказки, сравнение литературной сказки с народной (находить общие мотивы, сходные сюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по - разному интерпретировать сказки, дополняя содержание.

Раздел №7 «Весна, весна! И всё ей радо!» - (11 Ч ) : включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне, репродукции картин известных русских художников А. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будут читать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание). Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание)учащихся. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, дети выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Главная задача – умение определять главную мысль, делить текст на на части, определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.



РАЗДЕЛ №8. «Мои самые близкие и дорогие» - (8 ч) Включает произведения русских писателей о близких и родных людях. На основе этих произведений формируется система нравственно – этических ценностей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, перед страной.

Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как любовь к своей семье, своей стране; уважение к своей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за свою страну.

Раздел №9. «Люблю всё живое» - ( 16 ч ). Включает произведения отечественных писателей, составляющий золотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр – стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей: сочувствие, сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делить текст на части определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно – познавательными текстами о животных , сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

Раздел №10. «Жизнь дана на добрые дела» - (14 Ч): включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказывается о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие, взаимопомощь.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,). Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей на основе чтения художественных текстов. Кроме того, дети учатся самостоятельно определять главную мысль произведения и, используя пословицы, озаглавливать тексты, делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.

Особенности работы с рубриками: общая характеристика рубрик, методические задачи.

Учебник «Литературное чтение» для 2 класса включает 6 рубрик:

  • Мы идём в библиотеку (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения);

  • Самостоятельное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями в урочное или внеурочное время, обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения);

  • Семейное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями. Возможно обсуждение этих произведений на уроке литературного или внеклассного чтения);

  • Наш театр (произведения, предлагаемые для инсценировки и драматизации);

  • Маленькие и большие секреты страны Литературии (материал, предлагаемый для самостоятельной работы учащихся, для контроля и оценки результатов обучения, закрепление теоретических понятий);

  • Мои любимые писатели (читают произведения известных русских и зарубежных авторов)

Обучение навыкам работы с книгами является составной частью урока внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения включён в содержание уроков литературного чтения; проводится на основе рубрики «Мы идём в библиотеку». На первом этапе важно формировать у второклассников внимательное отношение к книге. Важно приобщить к слушанию и чтению детских книг, которые доступны им по содержанию.

Цель рубрики заключается в формировании основ читательской самостоятельности. Умения выбирать книгу в соответствии со своими интересами.

Рубрика состоит из 2х взаимодополняющих частей: представленные в учебнике обложки книг и рекомендательный список литературы. Работа обязательно начинается с выставки книг. Это может быть выставка, представленная в учебнике и выставка настоящих книг.

Результатом работы во 2 классе будет сформированное умение правильно (в соответствии с образцами) называть книгу, определять по обложке её тему; давать название выставке представленных книг; распределять книги на группы по разным основаниям; работать с разными типами и видами произведений для получения нужной информации в процессе подготовки устного и письменного сообщения.

Рубрика «Самостоятельное чтение». Чтение учителя на уроке является образцом подражания. Следовательно. Рубрика «Самостоятельное чтение» может быть реализована в рамках конкретного урока. Дети самостоятельно читают, а затем обсуждают прочитанное. Материал этой рубрики можно использовать в качестве домашнего чтения. Обсуждение прочитанного происходит на уроке с помощью методического аппарата учебника. Можно повести урок внеклассного чтения на тему «По следам домашнего чтения».

Рубрика «Семейное чтение». Предназначена для самостоятельного чтения совместно с родителями (взрослыми). Её цель – восстановить традиции семейного чтения. Помочь организовать досуг взрослых и ребёнка, общение на определённую тему между ними.

Рубрика «Наш театр». Предназначена для отработки выразительного чтения на уроке и вне урока (во внеурочной деятельности). Содержанию рубрики «Наш театр» должен быть посвящён целый урок.

Отработка навыков выразительного чтения проходит постепенно в соответствии со следующими этапами:

  • Чтение с выделением интонации конца предложения;

  • Определение героев авторского текста;

  • Использовании при чтении мимики, жестов;

  • Распределение ролей, отработка выразительного чтения каждой реплики;

  • Пробное инсценирование (драматизация). Рефлексия;

  • Инсценирование (драматизация).

Рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Предназначена для проведения обобщающих уроков и обсуждения теоретического материала по теме на последнем уроке или в процессе изучения произведений на уроках. На основе содержания данной рубрики можно составить тесты (в устной и письменной форме) для диагностики сформированности знаний и умений в рамках данного раздела.































6.Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

(приложение к рабочей программе по литературному чтению 2 класс УМК «Перспектива»


Наименование раздела и темы урока

(тип урока)


Кол-во

часов

Планируемые результаты обучения

Домашнее

задание

Дата проведения

Предметные умения (освоение предметных знаний)

Универсальные учебные действия.


У У Д



1




Введение. Знакомство с учебником.


1










Принести книгу из прочит. летом




2


Урок – игра «Крестики – нолики»

1










Подобрать пословицы о книге


3

Знакомство с названием раздела. Ю.Энтин «Слово про слово» (из

В. Боков «Книга – учитель…»

1

Предметные:

•Использовать в активном словаре новые термины и понятия.

•Выразительно читать произведение.

•Выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения.

•Работать с художественным текстом.

• Составлять рассказ о

прочитанном произведении




























Личностные умения


• Проявлять:

— интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу;

— позитивное отношение к

чтению, к книге и осознанное желание читать;

— творческое отношение к

составлению рассказа о прочитанном произведении

Познавательные умения:

— определять значение и смысл новых слов и понятий;

— осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;

— определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение;

— составлять пословицу о книге и объяснять её смысл;

— использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять задание по плану;

— осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.


Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Выразитель

ное чтение.


4

Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о нниге. М. Горький о книгах.

1

Выучить стих-е


5

Книги из далёкого прошлого. Рукописные книги Древней Руси.

1

Тв. тетрадь с.6


6

Н. Кончаловская «В монастырской келье».


1

Выразительное чтение.


7

Мы идем в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

Подготовить рассказ о своей домашней библиотеке.

тв.тетрадь с. 10 -11


8

Мои любимые художники – иллюстраторы.


1

Тв. тетрадь с.12


9

Самостоятельное чтение. Ю. Мориц "Трудолюбивая старушка". Главная мысль стихотворения.

1

Выразительное чтение.


10

Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.


1

Выразительное чтение.


11











12













Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.



Осень в художественных произведениях А.Пушкина, С.Аксакова.

1











1





























Предметные:

•Читать выразительно текст.

• Работать с художественным текстом, используя алгоритм.

•Формулировать значение слов «сравнение»,

«эпитет», «олицетворение»

• Составлять рассказ

описание об осенней

природе, используя образные выражения.



Иллюстрировать произведение, отрывок из текста.

•Инсценировать произведение, составлять текст полезного совета.





































Личностные:



Проявлять:

— интерес к самостоятельному общению с книгой;

— эмоционально

-ценност

ное отношение к красоте

осенней природы;

— интерес и творческое отношение к созданию и

оформлению полезного совета.

•Осознавать важность образных выражений, посредством

которых передаются чувства, эмоции, представления автора.





Метапредметные умения:



Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

— определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение;

— определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение;

— использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;

— анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику;

— использовать приобретённые знания при составлении полез

ных советов «Как подготовиться к школьному празднику „Осе

нины“».



Регулятивные умения:

выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках

учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.


















Сост. рассказ на тему «За что я люблю осень?»



Выразительное чтение.





13





14

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи .

А.Майков «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая», Ф. Васильев «Болото в лесу».

1





1







Тв.тетрадь с.16






Выучить стих-е

С.28


14

А. Майков "Осень", С. Есенин "Закружилась листва золотая…", Ф. Васильев "Болото в лесу".













15

И. Токмакова "Опустел скворечник", А. Плещеев "Осень наступила".

1



Выучить стих-е по выбору


16






17

Произведения устного народного творчества. Пословицы и поговорки.


Народные приметы. Осенние загадки

1






1



Найти пословицы и поговорки об осени, объяснить их смысл


Подготовить народные приметы и загадки об осени


18

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.



1



Тв. тетрадь с.19


19








20

Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак "Сентябрь", "Октябрь", Л. Яхнин "Осень в лесу", Н. Сладков "Сентябрь".

Семейное чтение. С.Образцов "Стеклянный пруд".


1








1


Выразительное чтение.







Выразительное чтение.










21

Наш театр.

Инсценирование произведения Н. Сладкова "Осень".


1







Читать по ролям


22





Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1



Ответить на вопросы с.43


23

Контрольная работа по разделу.

1





24








25





Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.




Собиратели русских народных : А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.

1








1





Метапредметные результаты:

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.




Принести книгу со своей любимой сказкой



Прочитать сказки в обработке Афанасьева или Даля











26

Русская народная сказка «Заячья избушка».





1


— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;



Читать и пересказ


27

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и волк».

1


— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;


Читать и пересказ.


28

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1


Читать и пересказ


29

Русская народная сказка «Зимовьё» .

1


Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Чтение по ролям.


30

РНС «У страха глаза велики» .

1


Читать и пересказ


31

Белорусская народная сказка «Пых». Сравнение сказок.

1


Выразительное чтение


32

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1


Читать сказки


33

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка. «Идэ»

1


Выразительное чтение


34

Семейное чтение. Русская нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»



Читать и пересказ


35

Нанайская сказка «Айога» .

1


Читать и пересказ


36

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1



Выразительное

чтение


37

Наш театр. "Лиса и журавль". Инсценирование сказки.

1







Нарисовать иллюстрацию к сказке


38





39

«Маленькие и большие секреты Литературии». Обобщение по разделу.

Сочинение- описание лисы на основе опорных слов и художественных произведений

1





1







Читать сказки разных народов




Читать народные сказки


40

КВН «Обожаем сказки»

1




41

Знакомство с названием раздела.Основные понятия раздела: закличка ,небылица , прикладное искусство перевод.

1

Предметные:

Читать осознанно, выразительно, без ошибок.

•Ориентироваться

в разных жанрах устного народного творчества.

• Проводить наблюдения и выделять особенности

разных жанров устного народного творчества.

•Составлять тексты закличек, приговорок,

небылиц (по аналогии), используя

знание особенностей этих

произведений устного на

родного творчества.

Умеют: Работать с толковым словарём.

-подбирать тексты в соответствии с заданием; работать в группе;

Выразительно рассказывать произведения устного народного творчества;

- позитивно общаться друг с другом.




















Личностные:

— интерес к изучению темы;

—позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;

— интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.

Развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения, самостоятельность и личную ответственность.

Развивать этические и эстетические чувства.


Метапредметные:


Познавательные умения:

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения фольклора разных жанров;

— отвечать на поставленные вопросы;

— создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

— использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».




Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

—выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

- Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.


Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении

учебного задания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятель












Читать с.90


42




43

Б. Кустодиев "Масленица". Устное сочинение по картине.

Проект "Мы идём в музей народного творчества".

1




1



44





45

«Народные заклички, потешки, поговорки, перевёртыши.


Переводная литература. Небылицы , перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений , созданных на основе народных.



1





1

Выразительное чтение



Выразительное чтение



46

Мы идём в библиотеку. Справочная литература.


















1
























Тв.тетрадь с.40-41


47

Самостоятельное чтение. Д. Хармс "Весёлый старичок", "Небывальщина".

1

Выразительное чтение стихотворения.


48






49

Семейное чтение. К. Чуковский " Путаница".




Маленькие и большие секреты Литературии. Обобщение по разделу.


1






1

Выучить отрывок





№2 с.108 в учебнике


50

Проект " Подготовка и проведение праздника "Весёлый хоровод»

1



51

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

1



Составить рассказ о своём друге


52





53

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг»; В. Орлов «Я и мы».

Сочинение на основе рисунков.

1





1



Выразительное чтение




Дописать сочинение


54

Н. Носов «На горке».

1

Метапредметные умения:




Познавательные умения:

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения фольклора разных жанров;

— отвечать на поставленные вопросы;

— создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

— использовать приобретённые знания для составления сценария

праздника «Весёлый хоровод».



Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

—выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представленного результата деятельности.

Пересказ от имени Котьки


55

Мы идём в библиотеку: Рассказы о детях.

1

Читать рассказы о детях


56

Самостоятельное чтение.

С. Михалков «Как друзья познаются» .

1

Выразительное чтение


57




58

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» .


Семейное чтение. А. Гайдар "Чук и Гек".

1

Выразительное чтение


Выразительное чтение



59

Наш театр И. А. Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование.

1

Выучить наизусть


60

«Маленькие и большие секреты Литературии» . Обобщение по разделу.

1


Написать рассказ на тему «На какого героя из прочит. рассказов я хотел бы быть похож»


61







62

Знакомство с названием раздела. Основное понятие раздела : выразительное чтение.


Проект "Готовимся к новогоднему празднику".

1







1


Предметные:



•Читать лирические

произведения осознанно,

выразительно, без ошибок.

• Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений.

•Выделять в тексте произведения эпитет, сравнение, олицетворение.

•Составлять текст загадки, используя разные

способы их создания.

•Рассказывать о зиме и

зимних праздниках


Личностные:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— эмоционально ценностное отношение к красоте зимней природы;

— желание читать произведения о зиме и зимних праздниках;

— интерес к созданию творческого новогоднего сюрприза



Метапредметные:


Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение;

— определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение;

— определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.


Регулятивные умения:


— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

—выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.



Коммуникативные умения:


— формулировать высказывания, используя новые термины;

— представлять собственное мнение и позицию;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.










Читать с.138-139


63









64

Лирические стихотворения о зиме : А. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя", Ф. Тютчев "Чародёйкою зимою".


С.Есенин "Берёза"," Поёт зима аукает". Средства художественной выразительности : эпитет, сравнение.

1









1

Выучить стих-я (на выбор)








Выучить стих-я (на выбор)










65

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный "Рождественское", К. Фофанов "Ещё те звёзды не погасли".

1



Выразительное чтение.


66



67

К. Бальмонт «К зиме».

С. Маршак "Декабрь". Средства художественной выразительности : олицетворение.

1



1


Выразительное чтение


Выразительное чтение



68

А. Барто «»Дело было в январе…»,С. Дрожжин «Улицей гуляет» (комбинированный)

1


Выучить стих-я


69

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1


Сочинить зимние загадки и записать в тетрадь.


70






71

Проект «Праздник начинается – конкурс предлагается. «



Игра "Поле чудес".

1






1




72






Знакомство с названием раздела. Основное понятие раздела : литературная сказка.

1


Предметные



Читать осознанно,

выразительно и без ошибок.


• Работать с текстом:

— описывать героя, его характер, поступки;

— составлять словесный портрет литературного героя;

— читать сказку по ролям;

Подробно пересказывать сказку по плану;

— инсценировать литературную

сказку.



















































Личностные:


Проявлять:

— интерес к изучению темы;


— интерес к чтению литературных сказок авторов;


— творческое отношение к сочинению своей сказочной истории;

— желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины



Метапредметные:



Познавательные умения:


— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;


— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;


— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;


— определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;


— анализировать содержание иллюстраций к сказке;


— использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.






Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.














Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;



— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;



— использовать речевые средства для представления результата деятельности.






Читать с.4-5


73

Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Сказки.

1


Читать сказки Пушкина

.


74

А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке". Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Выразительное чтение.


75

А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке". Чему учит сказка?

1

Читать и пересказ


76

Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки».

1

Описать сказительницу.


77







78

Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост".


Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост". Чему учит сказка?

1







1

Выразительное чтение.







Пересказ от имени героя


79

Дж. Харрис "Братец лис и братец кролик". Особенности литературной сказки.

1

Выразительное чтение.


80

Д. Мамин - Сибиряк. Дж. Харрис. Особенности литературных сказок.

1

Выразительное чтение.


81

Э. Распе

Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».

1

Выразительное чтение.


82

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Читать литературные сказки


83

Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского.

1

Читать сказки Чуковского


84

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги "Приключения Бибигона".

1

Выразительное чтение.


85

Семейное чтение. Л. Толстой "Два брата".

1

Сравнить приключения героев.


86

Наш театр. К. Чуковский "Краденое солнце".

1



Читать и пересказ


87

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1





88







89

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела : олицетворение, воображение.


Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

1







1



Предметные.



•Работать с художественным

текстом.

•Определять в тексте эпитет, сравнение,

олицетворение.

•Составлять рассказ о весне.

• Выразительно

читать текст

лирического

произведения о весне.

•Иллюстрировать

лирическое

произведение о весне.

•Инсценировать

отрывок пьесы сказки С. Я. Маршака

«Двенадцать месяцев»


Личностные:


Проявлять:

— интерес к чтению лирических произведений о весне;

— желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне; —творческое отношение к созданию текста

о весенней природе;

— желание самостоятельно общаться с книгой;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.


Метапредметные

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;

— определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции, иллюстрации;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне.


Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.



Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

•Работать с художественным текстом.

•Определять в тексте эпитет, сравнение, олицетворение.

•Составлять рассказ о весне.

• Выразительно читать текст лирического произведения о весне.

•Иллюстрировать лирическое произведение о весне.

•Инсценировать отрывок пьесы сказки С. Я. Маршака








Выучить наизусть


90

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

Выразительное чтение.


91

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто.

1



Выразительное чтение.


92

Мы идём в библиотеку.

Стихи русских поэтов о весне.


1




Читать стихи о весне


93

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.


1



Выразительное чтение.


94





Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».


1





Самостоятельная работа по картине.


95

Семейное чтение.

А. Майков «Христос воскрес!, Е.Крижицкий «Ранняя весна»

1

Выразительное чтение.


96

Наш театр.

С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1





Чтение по ролям


97

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1




98









99

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела : семья, согласие, ответственность.



Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер.

1









1



Предметные:


Выразительно читать текст лирического произведения.

•Читать по ролям осознанно, выразительно и без ошибок.

•Работать с художественным текстом.

•Оформлять обложку для прочитанных произведений.

•Составлять текст о семье.

• Составлять лирический текст о маме, выражая свои чувства.

•Иллюстрировать собственное сочинение.


Личностные:

•Проявлять:

— интерес к чтению произведений о близких и родных

людях;

— свои чувства при выразительном чтении лирических произведений о маме;

— интерес и творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье;

— интерес к самостоятельному общению с книгой.

Метапредметные:

Познавательные:

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Читать с.68-69









Выразительное чтение.


100

А. Барто "Перед сном", Р. Сеф "Если ты ужасно гордый". Рассказ о маме. Дж. Родари "Кто командует?".

1

Выразительное чтение.


101

Мы идём в библиотеку. Книги о маме.

1

Читать книги о маме


102





103

Э. Успенский "Если был бы я девчёнкой","Разгром",. Б. Заходер "Никто".

Л. Толстой "Отец и сыновья", "Старый дед и внучек".

1





1

Выучить на выбор




Читать и пересказ


104

Наш театр.

Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».

Инсценирование.

1

Читать и пересказ


105

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1



106








107

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела : сочувствие, сопереживание.


Саша Чёрный «Жеребёнок»


1







1


Предметные:

Выразительно читать текст художественного произведения.

• Работать с художественным

и научно-познавательным

текстами.

•Составлять план

рассказа.

•Подробно пересказывать рассказ по плану.

•Составлять рассказ о любимом животном.

•Составлять отзыв

о прочитанном произведении.

•Инсценировать

сказку В. Бианки

«Лесной Колобок Колючий Бок»








































Личностные:

•Проявлять:

— интерес к чтению

художественных произведений о взаимоотношениях

человека с природой, животным миром;

— толерантность к чувствам одноклассников;

— желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»;

— творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце;

— понимание собственных достижений при освоении учеб

ной темы.

Метапредметные:

Познавательные

- определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

— определять особенности научно познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание научно познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

— определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении текста (на познавательного, художественного) о любимом животном или

питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.








Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


















Читать с.86








Выразительное чтение.





113


С. Михалков «Мой щенок»

1

Выучить наизусть


109

С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок»

1

Выразительное чтение.


110

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

Читать и пересказ


111



112

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Сравнение художественного и научно - познавательного текстов. Н. Рубцов" Про зайца". Заяц (из энциклопедии).

1



1

Читать и пересказ

Выразительное чтение.


113

Проект "Создание фотоальбома о природе." В. Берестов " С фотоаппаратом".

1

Выразительное чтение.


114





Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Читать сказки о природе


115






116





117




118

Мои любимые писатели. В. Бианки "Хитрый лис и умная уточка».


Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н, Сладкова.

Семейное чтение. В, Сухомлинский "Почему плачет синичка?".


Г. Снегирёв "Куда улетают птицы на зиму?".

1






1




1





1

Читать и пересказ





Выразительное чтение.



Выразительное чтение.




Выразительное чтение.














119





120





Наш театр.

В. Бианки «лесной Колобок – Колючий бок».


Шутки - минутки. В. Берестов "Заяц - барабанщик", "Коза".

1





1

Читать и пересказ




Выразительное чтение.





121

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1




«Жизнь дана на добрые дела» (15 ч)



122









123

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела : взаимопомощь, трудолюбие, честность.


Какие дела самые важные. С. Баруздин "Стихи о человеке и его делах".

1









1


Предметные:

Выразительно читать текст

художественного произведения.

• Читать текст по ролям осознанно, выразительно

и без ошибок.

•Работать с содержанием

художественного текста.

•Составлять план текста.

•Подробно пересказывать

содержание рассказа.

•Инсценировать басню.

•Составлять совет для

Вани и Домовёнка и рассказ о добрых делах.













Личностные:

•Проявлять:

— интерес к чтению произведений о делах и поступках

сверстников;

— свои чувства и отношение к герою

при выразительном чтении художественных произведений;

— интерес и творческое отношение к составлению совета

для Вани и Домовёнка и рассказа о добром

поступке.

Метапредметные:

Познавательные:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;

— определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.


Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание, используя правило мудрости;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога.

Читать с.122









Выразительное чтение


124

Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи».

1

Выразительное чтение.


125

В. Осеева «Просто старушка».

1

Читать и пересказ


126

Кого можно назвать сильным человеком? Э. Шим «Не смей!»

1

Выразительное чтение.


127

А. Гайдар "Совесть", Е.Григорьева "Во мне сидят два голоса". Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей.

1

Читать и пересказ


128

Работа со словом. Дискуссия на тему " Что значит поступать по совести". В. Осеева "Три товарища".

1 ч

Выразительное чтение.


129

И. Пивоваров «Сочинение»

1

Выразительное чтение.


130

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме?»

1



131

Мы идём в библиотеку.

Рассказы Н. Носова.

1

Читать рассказы носова


132

Самостоятельное чтение . Н. Носов "Затейники".

1



Читать и пересказ


133

Н. Носов "Фантазёры".

1



Читать и пересказ


134

Семейное чтение. И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак". Смысл басни.

1



Выучить наизусть


135

Наш театр.

С. Михалков «Не стоит благодарности». Обобщение по разделу.

1



Чтение по ролям


136

Контрольная работа.

1


















7.Материально - технические и информационно-технические ресурсы.

1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».1-4классы/Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. –

М. :Просвещение, 2018.

2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий,

Л.А. Виноградская. – М. :Просвещение, 2018г.

3. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных . учреждений. /Т.Ю.Коти . – М:Просвещение, 2018г.

4. Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова [и др. ]. – М.: Просвещение,2018

5. Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс. : пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина. – М. :Просвещение, 2018.

Технические средства:

Мультимедийный проектор.

Компьютер.




8.Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.


Учащиеся должны уметь:

— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;

— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

— объяснять заглавие прочитанного произведения;

— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

— отгадывать загадки;

— находить в тексте слова, характеризующие поступки

героя;

— различать слова автора и героев;

— определять тему произведения по заглавию;

— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению

Автор: Волкова Лидия Николаевна

Дата: 20.09.2022

Номер свидетельства: 613383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Литературное чтение" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "110738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406538167"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа. Литературное чтение. 1 класс ."Школа России"."
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie-1-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "292486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455284160"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-litieraturnoie-chtieniie-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "217212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433267004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства