Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Программа «Литературное чтение». Автор Л. Ф. Климанова, 3 класс, «Перспектива» М., «Просвещение», 2017 г.
Сведения об УМК
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» 3 класс, в двух частях. М., «Просвещение», 2017 год.
Поурочные разработки по учебнику Л.Ф. Климановой, Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., изд. - М., ВАКО, 2017 год.
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации образовательного процесса является урок, в основе которого лежит технология системно-деятельностного подхода. При планировании уроков возможны: - организация работы в парах; организация сюжетно-ролевых игр; групповые и индивидуальные формы организации деятельности.
Формы контроля
Проверка осознанного и выразительного чтения, контрольная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
Обучающийся научится:
положительно относиться к уроку литературного чтения и к процессу чтения,
ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности;
обращаться к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
получит первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страны; любить свою страну.
понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способности выражать свои эмоции посредствам выразительного чтения;
понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизнен- ными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
ориентироваться в учебнике по литературному чтению;
находить нужную главу в содержании учебника;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
работать в соответствии с заявленным планом;
корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Обучающийся получит возможность:
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Обучающийся получит возможность:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные
Обучающийся научится (раздел«Виды речевой и читательской деятельности»):
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
- под руководством учителя определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
- характеризовать героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой он?);
- делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
- сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
- сравнивать прозаический и поэтический текст;
- наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Обучающийся получит возможность:
- читать текст про себя (молча) и понимать прочитанное;
- самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
- пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
- самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Обучающийся получит возможность:
- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- писать отзыв на книгу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета
Основные виды деятельности учащихся
«Книги – моидрузья» (4 часа)
Введение в содержание раздела. Наставления Владимира Мономаха.
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.
Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
Проект. Мы идем в музей книги.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.
Жизнь дана на добрые дела (13 часов)
Введение в раздел «Жизнь дана на добрые дела».
Поступок, честность, верность слову. Пословицы разных народов о человеке и его делах.
В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.
Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя.
М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.
Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.
М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.
Внеклассное чтение. Рассказы о детях.
Н. Носов «Трудная задача». Самостоятельное чтение.
Притчи. Семейное чтение.
Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. «Жизнь дана на добрые дела».
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Волшебные сказки (11 часов)
Введение в содержание раздела.
Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки.
В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Проверка техники чтения.
Внеклассное чтение. Сборники сказок.
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Белая уточка».
Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Люби всё живое (15 часов)
Введение в содержание раздела. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.
К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
Сравнение произведений К. Паустовского «Барсучий нос» и текста «Барсук» из справочника .
Весёлые стихи для детей. В. Берестов «Кошкин щенок», Б. Заходер «Вредный кот».
В. Бианки «Приключения Муравьишки».
Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста.
Тим Собакин «Песни бегемотов».
Внеклассное чтение. Сборники произведений о природе. Журналы для детей.
Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка.
Н.Носов. «Карасик». Характеристика героев произведения .
Наш театр. М.Горький «Воробьишко».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодические издания. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.
Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Картины русской природы (13 часов)
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
И. Шишкин «Зимой в лесу» Устное сочинение по картине.
Н. Некрасов «Славная осень!...». Средства художественной выразительности: сравнение.
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа .
Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.
А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.
Внеклассное чтение. Сборники произведений о природе.
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка».
Семейное чтение. К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…».
Картины природы в произведениях живописи.
И. Остроухов "Парк". А. Саврасов "Зима".
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу: «Картины русской природы».
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Великие русские писатели (19 часов)
Сказка в стихах, басня, иллюстрация.
Великие русские писатели. В.Берестов об
А.С. Пушкине.
А.С. Пушкин «Зимнее утро». И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.
В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения.
И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова.
И.А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
И. А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.
Великие русские писатели. Л.Н.Толстой.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула».
Внеклассное чтение. Книги великих русских писателей: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов.
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли».
Наш театр. И. Крылов «Квартет».
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Проверка техники чтения.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И. А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И. А. Крылова. Объяснять смысл басен И. А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
Переводная литература для детей. Б.Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.
Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. Герои произведения.
Дж. Родари «Волшебный барабан».
Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.
Семейное чтение. Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе».
Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверка техники чтения.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. Определять тему и название
выставки книг. Группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
«Картины родной природы (15 часов)
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
Б.Заходер «Что такое стихи?».
И.Соколов-Микитов «Март в лесу».
Устное сочинение по теме «Мелодии весеннего леса».
А.Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы». Е.Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.
С.Есенин «Сыплет черёмуха…» В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа.
А.Васнецов «После дождя». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.
О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.
А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.
Итоговая контрольная работа.
Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.
Я.Аким «Как я написал первое стихотворение».
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы».
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график проверочных и контрольных работ
Четверть
Количество часов в четверти
Проверка техники чтения
Количество контрольных работ
I четверть
25
1
II четверть
24
1
III четверть
30
1
IV четверть
23
1
1
Итого в год
102
4
1
Количество часов в неделю – 3 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока в году
№ урока в разделе
Темы уроков
Дата
Примечания
планируемая
фактическая
I четверть – 25 часов
«Книги – моидрузья» (4 часа)
1.
1.
Введение в содержание раздела. Наставления Владимира Мономаха.
4.09.
2.
2.
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.
5.09.
3.
3.
Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
7.09.
4.
4.
Проект. Мы идем в музей книги.
11.09.
Жизнь дана на добрые дела (13 часов)
5.
Введение в раздел «Жизнь дана на добрые дела».
12.09.
6.
Поступок, честность, верность слову. Пословицы разных народов о человеке и его делах.
14.09.
7.
В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.
18.09.
8.
Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя.
19.09.
9.
М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.
21.09.
10.
Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.
25.09.
11.
М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.
26.09.
12.
Внеклассное чтение. Рассказы о детях.
28.09.
13.
Н. Носов «Трудная задача». Самостоятельное чтение.
2.10.
14.
Притчи. Семейное чтение.
3.10.
15.
Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»
5.10.
16.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
9.10.
17.
Обобщение по разделу : «Жизнь дана на добрые дела»
10.10.
Волшебные сказки (11 часов)
18.
1.
Введение в содержание раздела.
12.10.
19.
2.
Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки.
16.10.
20.
3.
В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.
17.10.
21.
4.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
19.10.
22.
5.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки.
23.10
23.
6.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Проверка техники чтения.
24.10.
Приложение1
24.
7.
Внеклассное чтение. Сборники сказок.
26.10.
25.
8.
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко».
30.10.
2 четверть-24 часа
26.
9.
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Белая уточка».
6.11.
27.
10.
Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению».
7.11.
28.
11.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
9.11.
Люби всё живое (15 часов)
29.
1.
Введение в содержание раздела. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.
13.11.
30.
2.
К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
14.11.
31.
3.
Сравнение произведений К. Паустовского «Барсучий нос» и текста «Барсук» из справочника .
16.11.
32.
4.
Весёлые стихи для детей. В. Берестов «Кошкин щенок», Б. Заходер «Вредный кот».
20.11.
33.
5.
В. Бианки «Приключения Муравьишки».
21.11.
34.
6.
Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
23.11.
35.
7.
О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста.
27.11.
36.
8.
Тим Собакин «Песни бегемотов».
28.11.
37.
9.
Внеклассное чтение. Сборники произведений о природе. Журналы для детей.
30.11.
38.
10.
Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
4.12.
39.
11.
Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка.
5.12.
40.
12.
Н. Носов. «Карасик». Характеристика героев произведения .
7.12.
41.
13.
Наш театр. М. Горький «Воробьишко».
11.12.
42.
14.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
12.12.
43.
15.
Обобщение по разделу. Проверка техники чтения.
14.12.
Приложение 2
Картины русской природы (13 часов)
44.
1.
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
18.12.
45.
2.
И. Шишкин «Зимой в лесу» Устное сочинение по картине.
19.12.
46.
3.
Н. Некрасов «Славная осень!...». Средства художественной выразительности: сравнение.
21.12.
47.
4.
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа .
25.12.
48.
5.
Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.
26.12.
49.
6.
А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
28.12.
3 четверть-30 часов
50.
7.
И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи
15.01
51.
8.
Внеклассное чтение. Сборники произведений о природе.
16.01.
52.
9.
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка».
18.01.
53.
10.
Семейное чтение. К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…».
22.01.
54.
11.
Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов "Парк". А. Саврасов "Зима".
23.01.
55.
12.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
25.01.
56.
13.
Обобщение по разделу: «Картины русской природы»
29.01.
Великие русские писатели (19 часов)
57.
1.
Сказка в стихах, басня, иллюстрация.
30.01.
58.
2.
Великие русские писатели. В. Берестов об А.С. Пушкине.
1.02.
59.
3.
А.С. Пушкин «Зимнее утро». И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.
5.02
60.
4.
А.С. Пушкин «Зимний вечер». Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».
6.02.
61.
5.
А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель. Зимний пейзаж.
8.02.
62.
6.
В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.
12.02.
63.
7.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
13.02.
64.
8.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения.
15.02.
65.
9.
И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
19.02.
66.
10.
И.А. Крылов. Викторина по басням И.А. Крылова.
20.02.
67.
11.
И.А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
22.02.
68.
12.
И. А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.
26.02.
69.
13.
Великие русские писатели. Л.Н. Толстой.
27.02.
70.
14.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула».
1.03.
71.
15.
Внеклассное чтение. Книги великих русских писателей: А.С.Пушкин, Л.Н. Толстой, И. А. Крылов.
5.03.
72.
16.
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли».
В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».
20.03.
78.
3.
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
22.03.
79.
4.
Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
26.03.
4 четверть-23 часа.
80.
5.
Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.
2.04.
81.
6.
Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. Герои произведения.
3.04.
82.
7.
Дж. Родари «Волшебный барабан».
5.04.
83.
8.
Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.
9.04.
84.
9.
Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».
10.04.
85.
10.
Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок».
12.04.
86.
11.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
16.04.
87.
12.
Обобщение по разделу. Проверка техники чтения.
17.04.
Приложение 4
«Картины родной природы (15 часов)
88.
1.
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
19.04.
89.
2.
Б. Заходер «Что такое стихи?».
23.04.
90.
3.
И. Соколов-Микитов «Март в лесу».
24.04.
91.
4.
Устное сочинение по теме «Мелодии весеннего леса».
26.04.
92.
5.
А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». Е. Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.
30.04.
93.
6.
С. Есенин «Сыплет черёмуха…» В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
3.05.
94.
7.
С. Есенин «С добрым утром». Выразительное чтение стихотворения.
7.05.
95.
8.
Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа.
8.05.
96.
9.
А. Васнецов «После дождя». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.
10.05.
97.
10.
О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.
14.05.
98.
11.
А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.
15.05.
99.
12.
Итоговая контрольная работа.
17.05
Приложение 5
100.
13.
Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.
21.05.
101.
14.
Я. Аким «Как я написал первое стихотворение».
22.05.
102.
15.
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы».
24.05.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 3 Б КЛАССА
НА 2018-1019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Приложение 1.
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке. – Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук. – Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница. Барсук своё: – Это я нашёл! Нечего зря спорить! Куница своё: – Я первая увидела! Так они спорили-спорили, чуть не разодрались. Тогда барсук сказал: – Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит. А судьёй в этом лесу была лиса. Выслушала лиса барсука и куницу и говорит: – Дайте-ка мне сюда вашу находку. Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала: – Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница. С этими словами лиса разорвала кусок на две части. – Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше. – Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса. – Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо! – Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости. Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы. И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось. Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
(226 слов)
Вопросы и задания:
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?
2. Из-за чего у животных возник спор?
Критерии оценивания.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- правильно понимает смысл прочитанного;
- читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок, со скоростью 70 слов в минуту и больше;
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- правильно понимает основное содержание прочитанного;
- читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения 60-69 слов в минуту;
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
- читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 45-59 слов в минуту;
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- не понимает содержание текста;
- читает монотонно, по слогам;
- при чтении допускает более 6 ошибок;
- темп чтения менее 45 слов в минуту.
Приложение 2.
Е.Чарушин
Лосенок
Я потихоньку выглянул и вижу: это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом с жеребёнка. Пригляделся и узнал: это лосёнок. А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать. Эх, вот бы мне его поймать! Я выглянул и стал причмокивать губами, звать его. Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел, да как прыгнет в туман. Только дыра в тумане осталась, заплывает. Но я всё-таки этого лосёнка поймал на осиновую кору, на корыто с осиновым настоем. Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно, сиротка. Лосёнок научился есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посо-лишь посолонее – и ест лосёнок пожаднее. Вот так мы и жили. Но однажды я выпустил лосёнка из стойла. И что бы вы думали? Лосёнок ко мне сам залез в шалаш. Вот какой стал ручной да ласковый. Так прошло лето. А к осени лосёнок ушёл. Видно, в лесу увидел своих.
(154 слова)
Вопросы и задания:
1. Чем лосёнок так приглянулся человеку? Найди и прочти эти слова в тексте. 2. Как охотник приручал маленького лосёнка? 3. Почему ласковый и ручной лосёнок всё-таки ушёл в лес?
Критерии оценивания.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- правильно понимает смысл прочитанного;
- читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок, со скоростью 70 слов в минуту и больше;
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- правильно понимает основное содержание прочитанного;
- читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения 60-69 слов в минуту;
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
- читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 45-59 слов в минуту;
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- не понимает содержание текста;
- читает монотонно, по слогам;
- при чтении допускает более 6 ошибок;
- темп чтения менее 45 слов в минуту.
Приложение 3.
Томка
У охотника я увидел пёсика.
Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля. От этого пёсика, говорит, есть щенки. Приходите – поглядите.
И мы с ним пошли.
Щенки небольшие – только что научились ходить.
«Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.
А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется.
Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл.
И вот он стал нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».
Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
Е.Чарушин
( 171 слово )
Вопросы:
1. Расскажи, как охотник выбирал щенка.
2. Какого щенка он выбрал и почему?
Критерии оценивания.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- правильно понимает смысл прочитанного;
- читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок, со скоростью 80 слов в минуту и больше;
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- правильно понимает основное содержание прочитанного;
- читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения 70-79 слов в минуту;
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
- читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 55-69 слов в минуту; допускает от 3 до 5 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов, слов и ударений в словах;
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- не понимает содержание текста;
- читает монотонно, по слогам;
- при чтении допускает более 6 ошибок;
- темп чтения менее 55 слов в минуту.
Приложение 4.
В. Голявкин
Хочу лошадь
– Эх, – говорит Васька, – была бы у меня лошадь, сел бы я на неё да поскакал бы во весь дух из города до самого поля и дальше, дальше в лес, помчался бы по лесной дорожке, выскочил бы на полянку и дальше! Лечу стрелой, а рядом поезд несётся. Перегнал бы поезд и дальше скачу, скачу себе, скачу без остановки... – Ну и до какого же места ты доскакал бы? – спрашивают ребята. – А ни до какого, до того же самого. – Как это понять? – А очень просто. Земля круглая, так по кругу обратно и вернулся бы. – Ишь ты, – смеются ребята. – Вот на ракете – вжик! А не на лошади. – А я хочу на лошади, – говорит Васька. – Вот чудак, – смеются ребята, – зачем тебе лошадь? Машину бы гоночную! И – вжик! – А я лошадь хочу, – говорит Васька. Ребята говорят: – А ещё мотоцикл неплохо. Стоящая, между прочим, вещь. Сел – вжик! – Лошадь хочу, – твердит Васька. – Самое лучшее велосипед, – говорят ребята, – крути себе педалями – и вжик! – Мне лошадь надо, – говорит Васька. – А самолёт? Ка-ак – вжик! – Эх, лошадь бы мне, – вздыхает Васька, – я бы за гриву крепко держался, ни за что на свете бы не упал, скакал бы, всё скакал без передышки семь дней и семь ночей и назад возвратился... А вжик я не хочу, потому что мне лошадь охота...
(192 слова)
Вопросы
1. Какая заветная мечта была у Васьки? Почему? 2. Почему ребята не могли понять Ваську? Что они ему предлагали?
Критерии оценивания.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- правильно понимает смысл прочитанного;
- читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), без ошибок, со скоростью 80 слов в минуту и больше;
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- правильно понимает основное содержание прочитанного;
- читает текст выразительно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), темп чтения 70-79 слов в минуту;
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
- читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 55-69 слов в минуту; допускает от 3 до 5 ошибок на замену, пропуск, искажение и перестановку букв, слогов, слов и ударений в словах;
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- не понимает содержание текста;
- читает монотонно, по слогам;
- при чтении допускает более 6 ошибок;
- темп чтения менее 55 слов в минуту.
Приложение 5.
Итоговая контрольная работа.
Кнут
Дед сидел на низенькой скамеечке и отбивал косу.
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб.
– Ишь ты – ремённый1! И, никак, в шесть концов сплетённый. Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул. – Ловко... И где же ты его нашёл? – А на дороге. – И ты не знаешь, чей это кнут? Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, возвращаясь вечером. Дед вздохнул: – День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал. И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня: – Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо. Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте. – Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего... Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца: – Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься... Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды. Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.