Дополнительная общеразвивающая программа "Литературная гостиная" социально-гуманитарной направленности. Базовый уровень. Можно использовать для 7-9 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ № 6 ИМЕНИ М.А. БУЛАТОВА"
РЕКОМЕНДОВАНА
педагогическим советом
МБОУ "Лицей № 6 имени
М.А. Булатова"
(протокол от «31» мая 2022 года № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ "Лицей № 6 имени
М.А. Булатова"
от «31» мая 2022 года № 148/1
Директор
___________________ Л.А. Бикмаева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Литературная гостиная»
Направленность программы –социально-гуманитарная
Уровень программы – базовый
Возраст участников программы – 11 – 12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Разработчик программы – Шкодкина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Курск-2022
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Литературная гостиная» составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020), Программой развития лицея на 2020 – 2025 гг., на основе ООП СОО лицея, учебного плана.
Направленность программы
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность и способствует удовлетворению запроса учащихся 5 класса на углубление филологических знаний, развитие творческих способностей, совершенствование общеучебных умений и навыков, а также навыков коммуникации и публичных выступлений.
Актуальность программы
Актуальность программызаключается в том, что программа удовлетворяет запрос учащихся, родителей на углубление и расширение знаний по русской филологии, риторике, создает условия для развития творческих способностей школьников среднего возраста, готовит к участию в различных общественно и социально значимых проектах.
Приобщение к огромному многостороннему миру искусства и литературы дает предпосылки для формирования гражданина с активной жизненной позицией, человека, способного видеть и ценить мир прекрасного, развивает личность и ее эстетические позиции.
Отличительные особенности программы
Программа составлена с учётом возраста, интересов учащихся, основной деятельностью которых является общение в игре. Поэтому выбрана форма гостиной, что создаёт атмосферу камерности, доверительности, свободного проявления индивидуальных качеств каждого учащегося.
В темы курса включены практические занятия по подготовке к публичным выступлениям, к участию в общественно значимых проектах по популяризации родного слова и русской литературы и культуры.
Дополнительное образование по литературе не просто дополняет традиционные формы обучения. Эта деятельность оказывают свое влияние на все аспекты образовательного процесса. Она поляризует образовательное пространство, открывает его в сферу внешкольной деятельности, в направлении образовательной деятельности, в направлении образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращает оценивание в самооценивание, вводит школьника в сферу социальных отношений.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 5 класса (11-12 лет).
Объем и срок освоения программы
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часа.
Форма обучения
Занятия предусмотрены в форме литературной гостиной.
Особенности организации образовательного процесса
Проведение занятий предусмотрено в форме литературной гостиной.
Режим занятий
1 час в неделю по пятницам в 13-45
Цель и задачи программы
Цель: общее интеллектуально-эстетическое развитие школьников на основе развития литературных способностей и коммуникативных умений и навыков.
Задачи:
Развитие литературного интереса.
Формирование сценических и риторических навыков.
Воспитание эстетического и художественного вкуса.
Воспитание любви к чтению.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
1
Вводное занятие. Задачи работы кружка. Инструктаж по технике безопасности.
Теория
В начале было слово…» История
Практика
Всего
2 - 4
В начале было слово…» История книги.
1
2
3
5-6
Встреча с писателем.
-
1
1
Письмо любимому писателю.
7-8
Литературная карта Курского края
-
2
2
Презентация проектов
9-13
Содружество искусств.
Литература и театр
Литература и живопись
Литература и музыка.
1
2
1
1
5
Проект «Наш театр»
14-
15
Литературная мастерская
-
2
2
16-
17
Понятия рифмы, ритма, размера, звукописи стихотворения.
Игра «Сами с усами».
Бином фантазии.
1
1
2
Творческая работа
18
«Слово о Мастере»
К дню рождения Е.И. Носова
Литературная гостиная
-
2
2
Подготовленные выступления
19
Викторина «В мире литературы»
-
1
1
20
В гостях у поэта.
-
1
1
21-22
Поход в Дом литератора.
2
2
23
Конкурс чтецов
-
1
1
Выразительное чтение
24-25
Поход в театр
-
2
2
26
Обсуждение спектакля. Встреча с актёрами Курского драматического театра им. А.С. Пушкина
-
2
2
27-28
Поход в дом-музей А.А. Фета
-
2
2
29-30
Заочная экскурсия в дом-музей Н. Лескова
-
2
2
Проект
31-32
Подготовка к спектаклю. Декламация. Репетиции.
-
2
2
33-34
Отчётное занятие.
Спектакль «Старая сказка на новый лад»
-
2
2
Спектакль
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- воспитание в себе вдумчивого, талантливого читателя, понимающего ценность чтения;
- проявление инициативы при поиске способа решения задач;
- способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебных периодов
Учебные
четверти
Дата начала и окончания четверти
Количество учебных недель (дней)
Каникулы
Вид
Период
Продолжительность
I
01.09-30.10
8 недель и 3 дня
Осенние
31.10-06.11.2022
7 дней
II
07.11-25.12
7 недель
Зимние
26.12-08.01.2023
14 дней
III
09.01-23.03
10 недель и 4 дня
Весенние
24.03-01.04.2023
9 дней
Зимние дополнительные (1 класс)
13.02-17.02.2023
5 дней
IV
03.04-31.05.2023
8 недель и 3 дня
Летние
01.06-31.08.2023
92 дней
ИТОГО:
34 учебные недели
2.2. Материально-технические и кадровые условия
2.3. Информационные и методические условия
2.4. Список литературы
1. Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: Просвещение, 2009 г.
2. Маранцман В. Г. Изучение литературы .Методические рекомендации. – о С-П.: Специальная литература, 2017 г.
3. Надеждина В. Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающих игр, праздников, шоу-программ для средней школы. – Минск: Харвест, 2017 г.
4. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
5. Е. И. Никитина. Уроки развития речи.
6. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя.
7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты.
8. Е. Эткинд. Разговор о стихах.
9. Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…"
10. Т. В. Матвеева. От звука до текста.
Приложение
к рабочей программе дополнительного образования
«Литературная гостиная»
№ п/п
Название раздела,
темы
Предполагаемая дата проведения
1
Вводное занятие. Задачи работы кружка. Инструктаж по технике безопасности.
09.09
2 - 4
В начале было слово…» История книги.
16.09
23.09
30.09
5-6
Встреча с писателем.
07.10
14.10
7-8
Литературная карта Курского края
21.10
28.10
9-13
Содружество искусств.
Литература и театр
Литература и живопись
Литература и музыка.
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
14-
15
Литературная мастерская
16.12
23.12
16-
17
Понятия рифмы, ритма, размера, звукописи стихотворения.
Игра «Сами с усами».
Бином фантазии.
13.01
20.01
18
«Слово о Мастере»
К дню рождения Е.И. Носова
Литературная гостиная
27.01
19
Викторина «В мире литературы»
03.02
20
В гостях у поэта.
10.02
21-22
Поход в Дом литератора.
17.02
24.02
23
Конкурс чтецов
03.03
24-25
Поход в театр
10.03
17.03
26
Обсуждение спектакля. Встреча с актёрами Курского драматического театра им. А.С. Пушкина