Протокол №1 от 31 августа 2020 года ___________Пьянова Л.В.
Приказ № Ш-160 от 31.08.2020 г.
Учитель Аристова М.А., Житникова Г.А., Бурдина С.В.
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
6. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 8 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2017
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Все планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) подлежат оценке их достижения обучающимися. Фонд оценочных материалов представлен в Приложении к ООП ООО МОУ «Еловская СОШ»
№п/п | Название раздела (темы) | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество контрольных работ | Количество творческих работ (лабораторных, практических) | Проектная и учебно-исследовательская деятельность |
1. | Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | | | |
2. | Устное народное творчество. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушекПредания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). . | 2 | | | Проект «Частушки из школьной жизни» Проект-презентация « Иллюстрация к лирической песне». |
3. | Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). | 3 | | | |
4. | Из литературы 18 века. Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | | | 1 | Проект-презентация «Биография Фонвизина» Проект «Афоризмы комедии» Проект «Характеристика положительных и отрицательных героев» Учебно-исследовательская работа «Герои с говорящими именами» |
5. | Из литературы 19 века. Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя»Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы. А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). | | 2 | 3 | Проект-презентация « Мы пишем басню». Проект-презентация « Буклет «Иллюстрации к басням». Учебно-исследовательская работа «Баснописцы народов мира» Проект-презентация «Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка и их исторические прототипы». Проект-презентация « Тема маленького человека в литературе 19 века» Проект «Мы играем «Ревизора» Проект-презентация «Поэзия 19 века в иллюстрациях художников» |
6. | Из русской литературы 20 века. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений) Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский.«Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» | | 3 | | Учебно-исследовательская работа «Хроника Великой Отечественной войны в поме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Проект-презентация «Фотография из семейного альбома» Учебно-исследовательская работа «Тема родины в стихотворениях поэтов 20 века» |
7. | Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | | | | |
Номер урока | Тема урока | Основное содержание урока |
1 | Введение. Литература и история | Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. Знакомство с учебником – хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов.Чтение и конспект вступительной статьи учебника. Видеоурок https://interneturok.ru/ Развернутый ответ на вопрос: почему история и литература навсегда останутся неразрывно связанными? |
| Устное народное творчество (2 часа) | |
2 | Русские народные песни | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».Фонохрестоматия - прослушивание песен. Конспектирование групп народных песен. Видеоурок https://resh.edu.ru/ |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Видеоурок https://interneturok.ru/ |
| Из древнерусской литературы ( 2 часа) | |
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы | Знакомство с «Повестью о житии… Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Видеоурок https://resh.edu.ru/ Выполнение контрольных заданий сайта. |
5 | Вч. «Шемякин суд» как сатирическое произведение | Знакомство с повестью, черты средневековой литературы, её литературное новаторство. видеоурок https://resh.edu.ru/ |
| Из русской литературы XVIII века (3 часа) | |
6 | Д.И.Фонвизин «Недоросль» | Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Литературные роды (драма) и жанры (комедия). Основные литературные направления: классицизм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; действующее лицо, система образов, композиция, конфликт; диалог, монолог. сочинение-миниатюра: «Фонвизин и его вклад в русскую литературу» |
7 | Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Фонвизина «Недоросль» | Анализ эпизодов комедии. Особенности анализа эпизода драматического произведения. Проблема воспитания истинного гражданина |
8 | РР.Сочинени по комедии Фонвизина«Недоросль». Контрольная работа №1 | Выбор темы, составление плана, обсуждение вступительной и заключительной части |
| Из литературы XIX века (33 часа) | |
9 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». | Слово о баснописце – презентация. Историческая основа басен «Обоз» и «Лягушки, просящие царя». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Выполнение заданий учебника стр 83-84 |
10 | Вч. И.А.Крылов – поэт и мудрец. | Урок – концерт. Инсценировка басен Крылова. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. |
11 | К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» | Слово о поэте. Связь думы «Смерть Ермака» с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича. Ответы на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном» |
12 | Стихотворения А.С.Пушкина | Слово о писателе. Выразительное чтение стихов «Туча», «К***», «19 октября» Особенности поэтической формы. видеоурок https://resh.edu.ru/. Выполнение тренировочных заданий к уроку |
13 | А.С.Пушкин и история | Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) Чтение отрывков из «Истории Пугачёвского бунта» Видеоурок https://interneturok.ru/ |
14 | История создания романа Пушкина «Капитанская дочка» | История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Автор и герой в романе |
15 | Гринёв: жизненный путь героя. | Работа с текстом 1 главы. Нравственная оценка личности Гринева. Составление рассказа о герое. Гринев и Савельич. |
16 | Гринёв и обитатели Белогорской крепости | Работа с текстом 3 главы. Обучение сравнительной характеристике Гринев и Швабрин. |
17 | Семья Маши Мироновой | Выборочный пересказ. Составление рассказа о Маше. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. |
18 | Пугачёв и народное восстание | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке |
19 | РР. Гринёв и Пугачёв. | Сравнительная характеристика Гринева и Пугачева. Народное восстание в авторской оценке. Смысл калмыцкой сказки |
20 | РР. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Контрольная работа № 2 | Подготовка к сочинению: выбор темы, составление плана, обсуждение названия. |
21 | Вч. Пушкин «Пиковая дама» | Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. |
22 | Контрольная работа по творчеству Пушкина Контрольная работа № 3 | Урок контроля |
23 | РР. Анализ домашнего сочинения и контрольной работы по творчеству Пушкина. | Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина. |
24 | М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Слово о поэте. Лермонтовский Кавказ – видеопрезентация. История создания поэмы. Знакомство с поэмой. Фоно- Хрестоматия. Написание мини-сочинения «Мой Лермонтов» |
25 | Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри» | Выявление основных художественных особенностей поэмы. Выразительное чтение отдельных эпизодов. Анализ эпизода |
26 | Р.Р. Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. | Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы. Обсуждение цитатного плана. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении |
27 | Историческая тема в творчестве Н.В.Гоголя | Слово о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве писателя. Презентация |
28 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор» | История создания пьесы и ее первой постановки. Знакомство с идейным замыслом и особенностями композиции комедии. Выразительное чтение комедии. Фо- нохрестоматия |
29 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» | Приемы сатирического изображения чиновников. Выразительное чтение по ролям. |
30 | Хлестаков и хлестаковщина | Хлестаковщина как нравственное явление. Понятие о «миражной интриге» |
31 | РР. Особенности композицион-ной структуры комедии Гоголя «Ревизор». Контрольная работа № 4 | Композиция комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению |
32 | Н.В.Гоголь «Шинель» | Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Роль фантастики в повествовании Видеоурок https://interneturok.ru/ |
33 | Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании |
34 | Салтыков – Щедрин «История одного города» | Слово о писателе, редакторе, издателе. Чтение отрывка из «Истории одного города». Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градо Отзыв о рассказе начальников. |
35 | РР. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» Контрольная работа № 5 | Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению |
36 | Контрольная работа по творчеству писателей 19 века Контрольная работа № 6 | Урок контроля |
37 | Н.С.Лесков «Старый гений» | Слово о писателе – презентация Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных, сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа |
38 | Л.Н.Толстой «После бала» | Слово о писателе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Социально – нравственные проблемы в рассказе. Составление таблицы «Характеристика героев». Видеоурок https://interneturok.ru/ |
39 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» | Особенности композиции рассказа. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героя. Психологизм рассказа Отзыв о рассказе |
40 | РР. Поэзия родной природы | Изображение родной природы в стихах русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова. Стихотворение наизусть |
41 | А.П.Чехов «О любви» | Презентация о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа |
| Из литературы 20 века ( 23 часа ) | |
42 | И.А.Бунин. Проблема рассказа «Кавказ» | Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина – прозаика Про ». Сопоставление сюжетов и героев рассказов Чехова и Бунина. Выявление сходств и различий позиций авторов.. |
43 | А.И.Куприн «Куст сирени» | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа. Представления о любви и счастье в семье. |
44 | РР. Сочинение «Что значит быть счастливым?». Контрольная работа № 7 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна |
45 | А.А.Блок. Стихотворение «Россия» | Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению |
46 | С.А.Есенин. Поэма «Пугачев» | Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. |
47 | РР. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С Пушкина и С.А. Есенина. | Урок – конференция. Образ Пугачева. |
48 | И.С.Шмелев «Как я стал писателем» | Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Совершенствование чтения |
49 | М.А.Осоргин. Реальность и фантастика в рассказе «Пенсне» | Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе. |
50 | Вч Журнал«Сатирикон» | История создания журнала Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. |
51 | Юмористические рассказы Тэффи и М.М.Зощенко | Слово о писателях – юмористах. Анализ юмористичес-ких рассказов Тэффи и Зощенко |
52 | Творчество писателей 20 века Контрольная работа № 8 | Урок контроля по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина. |
53 | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» | Слово о поэте. История создания поэмы. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современника-ми. |
54 | Василий Теркин – защитник родной страны. | Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме. Обучение устному рассказу. Наизусть главы из поэмы. |
55 | Композиция и язык поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | Мастерство Твардовского в поэме. Урок – практикум. Композиция и язык поэмы. Фольклорные мотивы. Авторские отступления |
56 | Вч. А.П.Платонов «Возвращение» | Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе. Видеоурок https://resh.edu.ru/ |
57 | Вч. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа А.П.Платонова «Возвращение» | Работа с текстом. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика рассказа. Письмо одному из героев рассказа |
58 | РР. Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Урок – концерт. Фонохрестоматия. История создания песен. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте») |
59 | В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | Слово о писателе. История создания рассказа. Автобиографический характер рассказа. Выразительное чтение текста |
60 | Проблемы рассказа В.П.Астафь-ева «Фотография, на которой меня нет» | Отражение военного времени в рассказе. Мечта и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. |
61 | Вч. А.Толстой «Русский характер» | Слово о писателе. Изображение русского характера в рассказе. Художественный пересказ |
62 | Сочинение- отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Контрольная работа № 9 | |
63 | Вч. Русские поэты о Родине, родной природе. | Изображение родной природы в стихах поэтов 20 века. Выразительное чтение наизусть |
64 | Вч. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине | Слово о поэтах- эмигрантах: Н.Оцуп, З. Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин. выразительное чтение |
| Из зарубежной литературы (4 часа) | |
65 | Шекспир «Ромео и Джульетта»» | Чтение анализ трагедии |
66 | Д.Свифт «Путешествия Гулливера» | Чтение и анализ глав романа |
67 | В.Скотт «Айвенго» | Чтение и анализ глав романа |
68 | Итоговый урок | Итоги года и задание на лето |