Рабочая программа по литературному чтению Школа России 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению Школа России 4 класс
Поурочное планирование по литератуному чтению 4 класс. В программу включены разделы: Планируемые результаты освоения учебного предмета, Содержание учебного предмета, Количество часов по разделам, Тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению Школа России 4 класс»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
6) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
2) овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
3) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, пересказывать произведение;
6) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопросы по прослушанному произведению.
Чтение
Чтение вслух.Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие поэтического слуха.Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста.
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя.Осознание смысла произведения при чтении про себя, умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Определение темы и главной мысли произведения по вопросам и деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Количество часов по разделам
Былины. Летописи. Жития (8 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (23 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (9 ч)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (14 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе сейчас (7 ч)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (7 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (4 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (11 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (5 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (6 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (19 ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
План
Факт
Летописи, былины, жития (8 часов)
Знакомство с учебником по литературному чтению Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
1
4-8.09
«И вспомнил Олег коня своего»
1
«И вспомнил Олег коня своего» . Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»
1
11-15.09
П
Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой
1
«Ильины три поездочки». Герои былины - защитник Русского государства. Картина В.Васницова «Богатыри»
1
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы
1
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проект: «Создание календаря исторических событий»
1
18-22.09
Чудесный мир классики (23 часа)
9
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
1
10
Подготовка сообщения о П.П. Ершове П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
1
11
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» . Сравнение литературной и народной сказок
1
25-29.09
12
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев
1
13
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине
1
14
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»
1
15
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1
2-6.10
16
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев
1
17
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . Деление сказки на части
1
18
Внеклассное чтение. Урок КВН по сказкам А.С. Пушкина
1
9-13.10
19
М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
1
20
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
1
21
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок
1
22
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев
1
16-20.10
23
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом
1
24
Л.Н. Толстой «Детство»
1
25
Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал»
1
23-24.10
26
Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого
1
27
А.П. Чехов.Подготовка сообщения о А.П. Чехове
1
6-10.11
28
А.П. Чехов «Мальчики».
1
29
А.П. Чехов «Мальчики».Главные герои рассказа – герои своего времени
1
30
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
1
31
Контрольная работа
1
13-17.11
Поэтическая тетрадь (9 часов)
32
Работа над ошибками.
Знакомство с названием раздела.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»
1
33
А.А. Фет. «Весенний дождь» «Бабочка»
1
34
Е.А. Баратынский «Весна, весна!
как воздух чист!..»
1
20-24.11
35
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
1
36
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»
1
37
Н.А. Некрасов «Школьник»
1
38
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»
1
27-1.12
39
И.А. Бунин «Листопад».
1
40
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа
1
Литературные сказки (14 часов)
41
Работа над ошибками.
Знакомство с названием раздела.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
4-8.12
42
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» . Составление плана сказки.
1
43
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.
1
44
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра
1
45
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста
1
11-15.12
46
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
1
47
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.
1
48
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения
1
18-22.12
49
Контрольная работа за 1 полугодие
1
50
Работа над ошибками. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
1
51
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части