kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению ФГОС - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования,

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении млад­ших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению ФГОС - 4 класс»


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении млад­ших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной лите­ратуры и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравствен­ному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает резуль­тативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школь­ников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспе­чивающих умение работать с разными видами текстов; развитие ин­тереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способно­стей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произ­ведений; формирование эстетического отношения к слову и умения по­нимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средства­ми художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов много­национальной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными про­изведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует фор­мированию личных качеств, соответствующих национальным и общече­ловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они ов­ладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с ре­чевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компе­тентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чте­нию художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произ­ведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важней­ших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успеш­ному обучению в средней школе.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с) 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного твор­чества народов России и зарубежных стран, произведения классиков оте­чественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим ин­тересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эсте­тический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую само­стоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником раз­личного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слу­шать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершен­ствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются при­ёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (син­тетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объедине­ния слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными при­ёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонаци­онными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают при­ёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) про­водится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, пони­мать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого эти­кета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с осо­бенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на ав­торский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художе­ственного произведения. На уроках литературного чтения совершенству­ется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-по­знавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Уча­щиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), осо­бенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олице­творение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается ху­дожественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно­познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливает­ся как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность ху­дожественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: под­робный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмыс­ливают поступки, характер и речь героя, составляют его характери­стику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного про­изведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и спо­собы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие спо­собности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются об­разные представления, возникающие у него в процессе чтения, развива­ется умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литератур­ного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

3. МЕСТО КУРСА «Литературное чтение» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели), из них 119 ч на литературное чтение (3,5ч в неделю, 34) и 17 ч на ОРКСЭ (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели)

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.




5.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками на­чальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, рос­сийский народ, становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентаций многонационального российского общества;

  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических по­требностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, исто­рии и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки на основе представлений о нравственных нормах обшения;

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литера­турных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  2. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. использование знаково-символических средств представления ин­формации о книгах;

  6. активное использование речевых средств для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска учебной информа­ции в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации ин­формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз­личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. умение договариваться о распределении ролей в совместной дея­тельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой куль­туры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и тради­ций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формиро­вание представлений о Родине и её людях, окружающем мире, куль­туре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художе­ственных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4. использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), вы­борочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать со­держание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую ан­нотацию;

  6. умение использовать простейшие виды анализа различных тек­стов: устанавливать причинно-следственные связи и определять глав­ную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пере­сказывать произведение;

  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произве­дений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — пись­менный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  8. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.



6.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слу­шание различных текстов). Адекватное понимание содержания звуча­щей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослу­шанному учебному, научно-познавательному и художественному про­изведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенно­стью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысло­вых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чте­ния (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность по­ведения героев

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложе­ний. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформ­лению.

Определение темы и главной мысли произведения до вопросам и с деление текста на смысловые части, их озаглавливание. (с помощью учителя)

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходи­мых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие вы­разительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного про­изведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», пред­ставления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последователь­ности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его со­держанием. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опо­рой на ключевые слова, модель, схему.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического об­щения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно. задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или лич­ный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе обще­ния. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмо­циональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей моно­логического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от­дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

1.Круг детского чтения

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

2.Летописи. Былины. Жития (11ч)

И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...». «И вспомнил Олег коня своего...». «Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

3.Чудесный мир классики (20ч)

П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне». «Туча», «Унылая пора!..». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство». «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики».

4.Поэтическая тетрадь(12ч)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка». «Весенний дождь». Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как» воздух чист!..». «Где сладкий шепот...». А.Н. Плещеев «Дети и птичка». С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад».

5.Литературные сказки(13ч)

В Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

6.Делу время - потехе час (7ч)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

7.Страна детства (6ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко

8.Поэтическая тетрадь (5ч)

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства».

9.Природа и мы (12ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

10.Поэтическая тетрадь (8ч)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка».

11.Родина (7ч)

И. С. Никитин «Русь» С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане».

12.Страна Фантазия (6ч)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы».

13.Зарубежная литература (11ч)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».




























7. тематическое планирование

п/п

Дата


Тема урока

Основных виды учебной деятельности обучающихся


пр

ф


Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

1.09


Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.


Прогнозирует содержание раздела. Ориентируется в учебнике по литературному чтению. Знает и применяет систему условных обозначений при выполнении заданий. Находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знает фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3классах. Предполагает на основе названия содержание главы. Пользуется словарём в конце учебника.






Летописи, былины, жития (11ч)

2

2.09


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. .Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Прогнозирует содержание раздела. Планирует работу на уроке. Читает отрывки из древнерусской летописи. Находит в тексте летописи данные о различных исторических фактах


3

3.09


События летописи – основные события Древней Руси.

Сравнение текста летописи и исторических источников.

Понимает ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читает отрывки из древнерусских летописей. Находит в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивает текст летописи с художественным текстом.


4

4.09


Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

Читает отрывки из древнерусской летописи.

5

8.09


Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Находит в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивает текст летописи с художественным текстом.

6

9.09


Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

Читает отрывки из древнерусской былины. Определяет героя былины и характеризует его с опорой на текст. Находит в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер, поступки.


7

10.09


Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Пересказывает былину от лица её героя. Находит в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Сравнивает былины и волшебные сказки.

8

11.09


Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри».

Составляет рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывает скульптурный памятник известному человеку.


9

15.09


Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.

Житие Сергия Радонежского

Читает отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находит информацию об интересных фактах из жизни святого человека.


10

16.09


Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

Описывает характер человека; высказывает своё отношение

11

17.09


Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Рассказывает о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

12

18.09


Проект: «Создание календаря исторических событий».

Оценка достижений.

Участвует в проектной деятельности. Составляет летопись современных важных событий. Договаривается друг с другом; принимает позицию собеседника, проявляет к нему внимание.

Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.




Чудесный мир классики (20ч) (22ч по программе, 2ч на ОРКЭС)

13

22.09


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П. Ершов «Конёк- Горбунок».

Прогнозирует содержание раздела. Планирует работу на уроке.


14

23.09


П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». ». Сравнение литературной и народной сказок. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.

Воспринимает на слух художественное произведение; читает текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдает за развитием событий в сказке.

15

24.09


П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства.

Пересказывает большие по объёму произведения. Понимает позицию писателя, его отношение к окружающему миру. Характеризует героев. Сравнивает начало и конец сказки. Составляет самостоятельно план.

16

25.09


А.С. Пушкин «Няне».

Планирует работу на уроке. Воспринимает на слух художественное произведение; читает текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

17

29.09


А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!» Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.

Наблюдает за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских поэтов. Наблюдает связь произведений литературы с другими видами искусств. Составляет рассказ по репродукции картин известных художников.

18

30.09


А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной.

Характеризует героев произведения. Наблюдает за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских поэтов. Наблюдает связь произведений литературы с другими видами искусств.

19

1.10


А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». …». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Участвует в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения. Ставит вопросы по содержанию прочитанного, отвечает на них.

20

2.10


А.С. Пушкин.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

Наблюдает за развитием событий в сказке. Сравнивает начало и конец сказки. Составляет самостоятельно план. Пересказывает большие по объему произведения.

21

6


А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки.

Сравнивает произведения разных жанров. Характеризует героев разных жанров. Выражает своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывает суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

22

7


М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение



Планирует работу на уроке. Воспринимает на слух художественное произведение; читает текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

23

8


М.Ю. Лермонтов Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.

Наблюдает за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Сравнивает произведения словесного и изобразительного искусства.


24

9


М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». ». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

Планирует работу на уроке. Воспринимает на слух художественное произведение; читает текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдает за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

25

13


М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Сравнивает начало и конец сказки. Составляет самостоятельно план. Пересказывает большие по объему произведения. Понимает позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

26

14


Л.Н. Толстой. «Детство»

События рассказа.

Планирует работу на уроке. Воспринимает на слух художественное произведение; читает текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

27

15


Л.Н. Толстой «Детство». Характер главного героя рассказа Л. Толстого.

Воспринимает на слух художественное произведение; читает текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдает за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писа16телей.

28

16


Л.Н. Толстой Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.

Понимает позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризует героев разных жанров. Сравнивает произведения разных жанров. Наблюдает за выразительностью литературного языка. Высказывает суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

29

20


А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.


Планирует работу на уроке. Воспринимает на слух художественное произведение; читает текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

30

21


А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.


Понимает позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Характеризует героев произведения. Наблюдает за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

31

22


А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста


Пересказывает большие по объему произведения. Понимает позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризует героев разных жанров. Сравнивает произведения разных жанров. Наблюдает за выразительностью литературного языка. Высказывает суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

32

23


Оценка достижений.


Сравнивает произведения разных жанров. Характеризует героев разных жанров.

Высказывает суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.





Поэтическая тетрадь 12ч

33

27


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

Прогнозирует содержание раздела. Готовится к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимает на слух художественное произведение; читает выразительно стихи русских поэтов, воспроизводит их наизусть. Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Высказывает свое мнение о герое стихотворных произведений; определяет, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читает стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

34

28


Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

35

29


А.А. Фет. «Весенний дождь».

Картины природы в лирическом стихотворении.

Воспринимает на слух художественное произведение; читает выразительно стихи русских поэтов, воспроизводит их наизусть. Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывает свое мнение о герое стихотворных произведений; определяет, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читает стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

36

30


А.А. Фет «Бабочка». Ритм стихотворения. Интонация стихотворения.

Высказывает своё мнение о герое стихотворных произведений; определяет, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читает выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

37



Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..» Передача настроения и чувства в стихотворении.

Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывает свое мнение о герое стихотворных произведений; определяет, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читают стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

38



А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Читает стихотворение, передавая с помощью интонации настроение автора.

39



И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» Изменение картин природы в стихотворении.

Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Читает стихотворение, передавая с помощью интонации настроение автора.

40



Н.А. Некрасов «Школьник».

Выразительное чтение

Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Читает стихотворение, передавая с помощью интонации настроение автора.

41



Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» Выразительное чтение

Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Читает стихотворение, передавая с помощью интонации настроение автора.

42



И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах



Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Читает стихотворение, передавая с помощью интонации настроение автора.

43



И.А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Определяет средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждается поэзией, понимает и любит ее. Определяет самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определяет по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышляет всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Читает стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

44



Оценка достижений.

Самостоятельно оценивает свое чтение.




Литературные сказки 13ч (по программе – 16ч, 3ч на ОРКСЭ)

45



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке».

Прогнозирует содержание раздела. Планирует работу на уроке, выбирает виды деятельности.

Читает и воспринимает на слух прочитанное. Сравнивает народную и литературную сказки. Определяет виды текстов. Знает отличительные особенности литературной сказки.


46



В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки.

Читает и воспринимает на слух прочитанное. Сравнивает народную и литературную сказки. Определяет виды текстов. Знает отличительные особенности литературной сказки.

47



В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно. Придумывает свой вариант сказки, используя литературные приемы.

48



В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения.

Сравнивает народную и литературную сказки. Определяет виды текстов. Знает отличительные особенности литературной сказки.


49



В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делит текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно. Придумывает свой вариант сказки, используя литературные приемы.

50



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делит текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно. Придумывает свой вариант сказки, используя литературные приемы.

51



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои художественного произведения.

Сравнивает народную и литературную сказки. Определяет виды текстов. Знает отличительные особенности литературной сказки.

52



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делит текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно.

53



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

Читает и воспринимает на слух прочитанное. Сравнивает народную и литературную сказки. Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делит текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно.

54



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Заглавие. Герои художественного текста.

Сравнивает народную и литературную сказки. Знает отличительные особенности литературной сказки. Рассказывает о герое с опорой на текст сказки. Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делит текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно.

55



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.


Сравнивает народную и литературную сказки. Знает отличительные особенности литературной сказки. Рассказывает о герое с опорой на текст сказки. Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делит текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно.

56



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование

Сравнивает народную и литературную сказки. Знает отличительные особенности литературной сказки. Рассказывает о герое с опорой на текст сказки. Определяет главную мысль произведения и смысл заглавия. Делит текст на части. Составляет план сказки с опорой на главные события. Пересказывает сказку подробно и выборочно.

57



Оценка достижений.


Сравнивает народную и литературную сказки. Определяет виды текстов. Знает отличительные особенности литературной сказки. Составляет рекомендованный список литературы. Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.





Делу время – потехе час 7ч (по программе – 9ч, 2ч на ОРКСЭ)

58



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

Прогнозирует содержание раздела. Объясняет смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимает на слух художественное произведение. Читает без ошибок в темпе разговорной речи. Определяет нравственный смысл произведения. Определяет жанр произведения. Анализирует заголовок произведения, соотносит его с темой и главной мыслью произведения. Готовит сообщение о писателе.

59



Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения.

Определяет прямое и переносное значение слов. Понимает как поступки характеризуют героев произведения: определяет их нравственный смысл. Пересказывает текст от лица автора или одного из героев. Находит необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

60



В.Ю. Драгунский

«Главные реки» Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому

Определяет прямое и переносное значение слов. Понимает как поступки характеризуют героев произведения: определяет их нравственный смысл. Пересказывает текст от лица автора или одного из героев.

61



В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского.

Воспринимает на слух художественное произведение. Читает без ошибок в темпе разговорной речи. Определяет нравственный смысл произведения. Определяет жанр произведения. Анализирует заголовок произведения, соотносит его с темой и главной мыслью произведения. Определяет прямое и переносное значение слов. Понимает, как поступки характеризуют героев произведения: определяет их нравственный смысл. Пересказывает текст от лица автора или одного из героев.

62



В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Смысл заголовка. Герои произведения.

Определяет нравственный смысл произведения. Определяет жанр произведения. Анализирует заголовок произведения, соотносит его с темой и главной мыслью произведения.

Находит необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовит сообщение о писателе.

63



В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Инсценирование произведения

Определяет прямое и переносное значение слов. Понимает, как поступки характеризуют героев произведения: определяет их нравственный смысл. Пересказывает текст от лица автора или одного из героев.

64



Оценка достижений


Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.





Страна детства 6 ч (по программе – 8ч, 2ч на ОРКСЭ)

65



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Прогнозирует содержание раздела. Планирует работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Подбирает книги по теме рассказывает об их содержании. Воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги.

66



Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Особенности развития сюжета. Герой произведения.

Воспринимает на слух художественное произведение; читает выразительно диалоги. Находит смешные эпизоды из юмористических рассказов; определяет отношение автора к героям. Определяет, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализирует возможные заголовки произведений.

67



К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

Воспринимает на слух художественное произведение; читает выразительно диалоги. Анализирует возможные заголовки произведений. Придумывает музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составляет план текста. Пересказывает текст на основе плана.

68



К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.

Придумывает музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составляет план текста. Пересказывает текст на основе плана.

69



М.М. Зощенко «Елка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.



Воспринимает на слух художественное произведение; читает выразительно диалоги. Находит смешные эпизоды из юмористических рассказов; определяет отношение автора к героям. Определяет, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализирует возможные заголовки произведений.

70



Оценка достижений.

Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.






Поэтическая тетрадь 5ч

71



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» Тема стихотворений

Прогнозирует содержание раздела. Подбирает любимые стихи к теме. Воспринимает на слух художественное произведение, размышляет над его содержанием.

72



С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки» Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении

Воспринимает на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивает стихотворения разных поэтов. Определяет тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

73



М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» Тема детства в произведениях М.Цветаевой

Воспринимает на слух художественное произведение, размышляет над его содержанием. Сравнивает стихотворения разных поэтов. Определяет тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определяет особенности поэтического творчества разных поэтов, выражает свое отношение.

74



М.И. Цветаева «Наши царства» Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

Воспринимает на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивает стихотворения разных поэтов. Определяет тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определяет особенности поэтического творчества разных поэтов, выражает свое отношение. Рассказывает об эпизодах из своего детства.

75



Оценка достижений

Участвует в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивает свои достижения.





Природа и мы 12ч

76



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Прогнозирует содержание раздела. Планирует работу на уроке. Воспринимает на слух художественное произведение, размышляет над его содержанием. Читает текст вслух и про себя, понимает смысл прочитанного. Анализирует заголовок произведения.

77



Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе

Характеризует героя на основе поступка. Определяет отношение автора к героям на основе текста. Наблюдает как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объясняет нравственный смысл рассказа. Делит текст на части. Пересказывает текст подробно и выборочно.

78



А.И. Куприн

«Барбос и Жулька» Герои произведения о животных

Воспринимает на слух художественное произведение, размышляет над его содержанием. Читает текст вслух и про себя, понимает смысл прочитанного. Анализирует заголовок произведения.

79



А.И. Куприн

«Барбос и Жулька» Поступок как характеристика героя произведения.

Характеризует героя на основе поступка. Определяет отношение автора к героям на основе текста. Наблюдает как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объясняет нравственный смысл рассказа. Делит текст на части. Пересказывает текст подробно и выборочно.

80



М.М. Пришвин «Выскочка» анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Воспринимает на слух художественное произведение, размышляет над его содержанием. Читает текст вслух и про себя, понимает смысл прочитанного. Анализирует заголовок произведения.

81



Е.И. Чарушин «Кабан» Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Воспринимает на слух художественное произведение, размышляет над его содержанием. Читает текст вслух и про себя, понимает смысл прочитанного. Анализирует заголовок произведения.

82



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Герои произведения.

Характеризует героя на основе поступка. Определяет отношение автора к героям на основе текста. Наблюдает как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объясняет нравственный смысл рассказа. Делит текст на части. Пересказывает текст подробно и выборочно.

83



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части. Составление плана.

Характеризует героя на основе поступка. Определяет отношение автора к героям на основе текста. Наблюдает как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объясняет нравственный смысл рассказа. Делит текст на части. Пересказывает текст подробно и выборочно.

84



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.


Характеризует героя на основе поступка. Определяет отношение автора к героям на основе текста. Наблюдает как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объясняет нравственный смысл рассказа. Делит текст на части. Пересказывает текст подробно и выборочно.

85



Проект «Природа и мы»

Находит необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составляет самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

86



Оценка достижений.

Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.




Поэтическая тетрадь 8ч


87



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Б.Л. Пастернак «Золотая осень» Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака

Прогнозирует содержание раздела. Подбирает сборники стихов к выставке книг. Заучивает стихи наизусть. Воспринимает на слух художественное произведение, читает стихи выразительно. Определяет настроение поэта и лирического героя. Наблюдает за особенностями оформления стихотворной речи. Находит средства художественной выразительности; сравнивает их, самостоятельно дополняет.

88



С.А. Клычков «Весна в лесу» картины весны.

Заучивает стихи наизусть. Воспринимает на слух художественное произведение, читает стихи выразительно. Определяет настроение поэта и лирического героя. Наблюдает за особенностями оформления стихотворной речи. Находит средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополняет.

89



Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Картины лета.

Заучивает стихи наизусть. Воспринимает на слух художественное произведение, читает стихи выразительно. Определяет настроение поэта и лирического героя. Наблюдает за особенностями оформления стихотворной речи. Находит средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополняет.

90



Н.М. Рубцов «Сентябрь» Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

Заучивает стихи наизусть. Воспринимает на слух художественное произведение, читает стихи выразительно. Определяет настроение поэта и лирического героя. Наблюдает за особенностями оформления стихотворной речи. Находит средства художественной выразительности; сравнивает их, самостоятельно дополняет.

91



С.А. Есенин «Лебедушка»

Воспринимает на слух художественное произведение, читает стихи выразительно. Определяет настроение поэта и лирического героя. Наблюдает за особенностями оформления стихотворной речи. Находит средства художественной выразительности; сравнивает их, самостоятельно дополняет. Сравнивает произведения живописи, музыки и литературы, определяет их общее настроение.

92



С.А. Есенин «Лебедушка». ». Мотивы народного творчества в авторском произведении.



Воспринимает на слух художественное произведение, читает стихи выразительно. Определяет настроение поэта и лирического героя. Наблюдает за особенностями оформления стихотворной речи. Находит средства художественной выразительности; сравнивает их, самостоятельно дополняет. Сравнивает произведения живописи, музыки и литературы, определяет их общее настроение.

93



Оценка достижений.

Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.






Родина 7ч (по программе -8ч, 1чна ОРКСЭ)

94



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела


Прогнозирует содержание раздела. Планирует работу на уроке, выбирает книги по теме.

Воспринимает на слух художественное произведение. Читает стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимает особенности поэтического текста. Рассказывает о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагает содержание произведения по его названию.


95



И.С. Никитин

«Русь» Образ Родины в поэтическом тексте.

Воспринимает на слух художественное произведение. Читает стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимает особенности поэтического текста. Рассказывает о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагает содержание произведения по его названию.

96



С.Д. Дрожжин

«Родине» Авторское отношение к изображаемому

Воспринимает на слух художественное произведение. Читает стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимает особенности поэтического текста. Рассказывает о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагает содержание произведения по его названию.

97



А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.


Воспринимает на слух художественное произведение. Читает стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимает особенности поэтического текста. Рассказывает о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагает содержание произведения по его названию.

98



Поэтический вечер.

Участвует в работе группы, читает стихи друг другу. Пишет сценарий поэтического вечера.

99



Проект: «Они защищали Родину»

Составляет рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвует в проекте: распределяет роли, находит нужную информацию, представляет её в соответствии с тематикой.

100



Оценка достижений.

Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.






Страна фантазия 6ч (по программе – 7ч, 1ч на ОРКСЭ)

101



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Особенности фантастического жанра.

Прогнозирует содержание раздела. Читает и воспринимает на слух художественное произведение. Определяет особенности фантастического жанра. Сравнивает и характеризует героев произведения.

102



Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Необычные герои фантастического рассказа

Читает и воспринимает на слух художественное произведение. Определяет особенности фантастического жанра. Сравнивает и характеризует героев произведения.

103



Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Читает и воспринимает на слух художественное произведение. Определяет особенности фантастического жанра. Сравнивает и характеризует героев произведения.

104



Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра

Читает и воспринимает на слух художественное произведение. Определяет особенности фантастического жанра. Сравнивает и характеризует героев произведения.

105



Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Сравнение героев фантастических рассказов.

Читает и воспринимает на слух художественное произведение. Определяет особенности фантастического жанра. Сравнивает и характеризует героев произведения. Придумывает фантастические истории.


106



Оценка достижений

Проверяет себя и самостоятельно оценивает свои достижения.





Зарубежная литература 11ч (по программе – 15ч, 4ч наОРКСЭ)

107



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела


Прогнозирует содержание раздела. Планирует работу на уроке. Подготовит к выставке книги зарубежных писателей. Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги.

108



Д. Свифт

«Путешествие Гулливера» Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

109



Д. Свифт

«Путешествие Гулливера» Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

110



Г.Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка.

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

111



Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

112



Г.Х. Андерсен «Русалочка» ». Рассказ о Русалочке.

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

113



М. Твен «Приключения Тома Сойера» Особенности повествования.

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

114



М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои приключенческой литературы.

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

115



М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сравнение героев, их поступков.

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

116



С. Лагерлеф «В Назарете»

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

117



С. Лагерлеф «Святое семейство»

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.

118



С. Лагерлеф «Святое семейство» «Иисус и Иуда

Читает и воспринимает на слух художественное произведение, читает выразительно диалоги. Пересказывает самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составляет рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывает свое мнение о прочитанном произведении. Характеризует поступки героев произведения.





Контроль знаний 1ч

119



Оценка достижений

Проверят себя и самостоятельно оценивает свои достижения.



















8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение,2011

Учебники

  1. Литературное чтение. Учебник. 4класс. В 2ч. 4.1 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. М.В. Голованова, Л.А. Виноградская М: Просвещение,2014

  2. Литературное чтение. Учебник. 4класс. В 2ч. 4.1 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. М.В. Голованова, Л.А. Виноградская М. Просвещение,2014

Рабочие тетради

1.Климанова Л.Ф. Чтение Рабочая тетрадь 4класс М: Просвещение, 2014


Методические пособия для учителя

1.Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс. М:Вако 2014

Печатные пособия

  1. Наборы сюжетных картинок.

  2. Словари по русскому языку.

  3. Детские книги для круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронные учебные пособия

1. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс

Технические средства

  1. Классная доска

  2. Персональный компьютер.

Оборудование класса

  1. Ученические столы с комплектом стульев.

  2. Стол учительский с тумбой .

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов .

  4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

  5. Полки для книг.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению ФГОС - 4 класс

Автор: Долбенькина Ирина Леонидовна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Календарно-тематический план.Литературное чтение 1 класс"
    ["seo_title"] => string(65) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-litieraturnoie-chtieniie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447515788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа по литературе. ФГОС Образовательная система "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-fgos-obrazovatiel-naia-sistiema-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "116402"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412448911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "программа по литературному чтению 4 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-4-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "175632"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424282618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства