Данная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе:
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам курса. Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения во 2 классе выделяется 4 ч в неделю, (34 учебные недели), 136 часов в год.
Выбрана авторская программа по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, так как она является завершенной предметной линией 2Литературное чтение». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу в содержательной части из авторской программы изменений не внесено.
– метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата |
Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | По плану | Факт |
Ориентироваться в учебнике политературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения 1ч | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Знания: научатся владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное, вслушиваться, улавливать ритмичность художественного произведения | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 01.09 | |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находитьнужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанныхкниг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге) Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия. |
2 | Самое великое чудо на свете (4ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Знания: научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения. Умения: делить текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» | 05.09 | |
3 | | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | 06.09 | |
4 | | Старинные и современные книги. Сравнение книг. | | 07.09 | |
5 | | Напутствие читателю Р.Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. | 08.09 | |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
6 | Устное народное творчество (15ч) | Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. | Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. Умения: анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения текста | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика» | 12.09 | |
7 | | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. | Учащиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; - строить понятные для партнёра высказывания; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 13.09 | |
8 | | Потешки и прибаутки – малые жанры УНТ. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. | Учащиеся научатся различать виды устного народного творчества; находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 14.09 | |
9 | | Считалки и небылицы – малые жанры УНТ. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. | Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. | -принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 15.09 | |
10 | | Загадки – малые жанры УНТ. Распределение загадок по тематическим группам. | Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 19.09 | |
11 | | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. | Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; соотносить загадки и отгадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 20.09 | |
12 | | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» | Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте; | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 21.09 | |
13 | | Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко» | Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 22.09 | |
14 | | Сказки. Русские народные сказки «У страха глаза велики» | Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 26.09 | |
15 | | Сказки. Русские народные сказки . «Лиса и тетерев» | Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 27.09 | |
16 | | Сказки. Русские народные сказки . «Лиса и журавль» | Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | 28.09 | |
17 | | Сказки. Русские народные сказки . «Каша из топора» | Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 29.09 | |
18 | | Сказки. Русские народные сказки . «Гуси-лебеди» | Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрации. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 03.10 | |
19 | | Сказки. Русские народные сказки . «Гуси-лебеди» А. Шибаев «Вспомни сказку» | 04.10 | |
20 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ | Научатся приводить примеры художественных произведений разной тематики. | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 05.10 | |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения |
21 | Люблю природу русскую Осень. (8ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. | Научатся прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 06.10 | |
22 | | Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта | Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -задавать вопросы; учитывать разные мнения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование чувства прекрасного. | 10.10 | |
23 | | Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета | Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени; соотносить стихи и музыкальные произведения. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -задавать вопросы; учитывать разные мнения. | Формирование чувства прекрасного; ориентация на понимание причин успеха. | 11.10 | |
24 | | Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина | Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -задавать вопросы; учитывать разные мнения. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | 12.10 | |
25 | | Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой | Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах; читать стихи наизусть. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности. | 13.10 | |
26 | | Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» | Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах; определять тему и главную мысль произведения. | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности. | 17.10 | |
27 | | Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин | Учащиеся научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; | -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 18.10 | |
28 | | Проверим себя и оценим свои достижения. | | 19.10 | |
Находить содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. |
29 | Русские писатели (14ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель. | Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение. | -Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить понятные для партнёра высказывания. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке. | 20.10 | |
30 | | Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. | 01.11 | |
31 | | Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» Картины природы. | 02.11 | |
32 | | А.С. Пушкина .Сказка о рыбаке и рыбке | Научатся прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках; участвовать в обсуждении. | -Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; -формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | 07.11 | |
33 | | А.С. Пушкина .Сказка о рыбаке и рыбке | 08.11 | |
34 | | А.С. Пушкина .Сказка о рыбаке и рыбке | | 09.11 | |
35 | | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». Нравственный смысл басен И.А. Крылова | | | 10.11 | |
36 | | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Сравнение басни и сказки. | Научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании. | 14.11 | |
37 | Русские писатели (14ч) | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Басни Л.Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. | Научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -устанавливать аналогии, выделять существенную информацию; -формулировать собственное мнение и позицию . | Ориентация в нравственном содержании поступков | 15.11 | |
38 | | Л.Н.Толстой «Филипок» | 16.11 | |
39 | | Л.Н.Толстой «Филипок». «Правда всего дороже» | 17.11 | |
40 | | Л.Н.Толстой «Котенок» | | 21.11 | |
41 | | Герои произведений. Характеристика героев произведений. | | 22.11 | |
42 | | Проверим себя и оценим свои достижения | | | 23.11 | |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. |
43 | О братьях наших меньших (12ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?» | Научатся прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | -принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать рабочее место; -устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | 24.11 | |
44 | | Веселые стихи о животных. Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака» | Научатся находить авторские сравнения и подбирать свои; определять главных героев произведения; участвовать в обсуждении. | -принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности; -устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; воспринимать на слух художественные произведения разных жанров; - участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. | 28.11 | |
45 | | В.Берестов «Кошкин щенок». Настроение стихотворения. Приемы сказочного текста в стихотворении . | Научатся находить авторские сравнения и подбирать свои; определять главных героев произведения; участвовать в обсуждении; получат возможность научиться сочинять сказку. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм. | 29.11 | |
46 | | М.Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. | Научатся сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; пересказывать текст. | -принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности; - устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм | 30.11 | |
47 | | М.Пришвин «Ребята и утята». Характеристика героев рассказа. Подробный пересказ на основе плана. | 01.12 | |
48 | | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | Научатся определять героев и характеризовать их; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении. | -принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности; -устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию; -оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания. | Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. | 05.12 | |
49 | | Б.Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев рассказа. Подробный пересказ на основе плана | 06.12 | |
50 | | В.Бианки «Музыкант». Характеристика героев рассказа. Подробный пересказ на основе плана | | 07.12 | |
51 | | В.Бианки «Сова» | | 08.12 | |
52 | | В.Бианки «Сова» Характеристика героев рассказа. | Научатся видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать; участвовать в обсуждении. | Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. | 12.12 | |
53 | | Разноцветные страницы. С.Брезкун | Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | -принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать рабочее место; определять план выполнения заданий; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Освоение личностного смысла учения; оценка поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм; способность к самооценке. | 13.12 | |
54 | | Проверим себя и оценим свои достижения | 14.12 | |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную инфо по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для дет. журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (Составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. | | | |
55 | Из детских журналов (9ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал» Вопросы из детских журналов. | | 15.12 | |
56 | | Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра» | | 19.12 | |
57 | | Д.Хармс «Вы знаете? »ритм стихотворного текста. | | 20.12 | |
58 | | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи». Выразительное чтение стихотворение на основе ритма. | Научатся подбирать заголовок в соответствии с содержанием, планировать работу на уроке. | -принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности; -учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке. | 21.12 | |
59 | | Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | Научатся иллюстрировать журнал, писать свои рассказы и стихи для журнала. | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | Ориентация на понимание причин успеха; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | 22.12 | |
60 | | Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя» | Научатся планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать с необычными вопросами из детских журналов. | -принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности; -выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -формулировать своё собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке. | 26.12 | |
61 | | Защита проекта «Мой любимый детский журнал» | 27.12 | |
62 | | А.Введенский «Лошадка» | 12.01 | |
63 | | Проверим себя и оценим свои достижения. | | | 16.01 | |
Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение текстом; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
64 | Люблю природу русскую. Зима. (9ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. | Научатся оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | -принимать и сохранять учебную задачу; определять план выполнения заданий; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Ориентация на понимание причин успеха; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | 17.01 | |
65 | | Лирические стихотворения. И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка» | Научатся прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении. | -принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать своё рабочее место; -актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественны признаков; -формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование чувства прекрасного. | 18.01 | |
66 | | Я.Аким «Утром кот принес на лапках». Настроение стихотворения.. | 19.01 | |
67 | | Лирические стихотворения Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…» | | 23.01 | |
68 | | С.Есенин «Береза». Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. | | 24.01 | |
69 | | Русская народная сказка. «Два мороза». Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герои произведения. Характеристика героев. | Научатся понимать особенности сказочного текста; характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке. | 25.01 | |
70 | | С.Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям. | Научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование чувства прекрасного | 26.01 | |
71 | | Веселые стихи о зиме. А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; иллюстрировать стихотворение. | -принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование чувства прекрасного | 30.01 | |
72 | | Проверим себя и оценим свои достижения. | Научатся читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте. | -принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -устанавливать аналогии, выделять существенную информацию; -формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке. | 31.01 | |
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; хар-ть героя используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из прозведений. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. |
73 | Писатели детям (17ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К.И.Чуковский «Путаница» | Научатся прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст, передавать настроение стихотворений при помощи интонации. | -самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; -участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | 01.02 | |
74 | | К.И.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения. | 02.01 | |
75 | | К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому. | 06.02 | |
76 | | К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. | | 07.02 | |
77 | | С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. | | 08.02 | |
78 | | С.В.Михалков «Мой секрет» | Научатся определять смысл произведения; обсуждать заголовок; давать характеристику герою по его поступкам. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться, способность к самооценке. | 09.02 | |
79 | | С.В.Михалков «Сила воли» Эпическое стихотворение. Герой стихотворения. | Научатся определять смысл произведения; рассказывать о героях, отражая собственное отношение; давать характеристику герою по его поступкам; делить текст на части. | -самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; -учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов; выделять существенную информацию из текстов разных видов; -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге; контролировать действия партнёра. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение» | 13.02 | |
80 | | С.В.Михалков «Мой щенок». Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. | | | 14.02 | |
81 | | А.Л.Барто «Веревочка». Настроение стихотворения. | Научатся определять смысл произведения; обсуждать заголовок; чувствовать ритм стихотворения. | -определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы; -определять эмоциональный характер текста; высказывать суждения о нравственных качествах; -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге; контролировать действия партнёра. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; способность к самооценке. | 15.02 | |
82 | | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Выразительное чтение стихотворения. | Научатся анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои заголовки. | -самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; -устанавливать аналогии; выделять существенную информацию; -строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение» | 16.02 | |
83 | | Н.Носов «Затейники». Юмористические рассказы. | Научатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, составлять картинный план. | -определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы; -давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. -самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; -давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; способность к самооценке. | 20.02 | |
84 | | Н.Носов «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. | Научатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, составлять картинный план. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; оценка жизненных ситуаций. | 21.02 | |
85 | | Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ по на основе составленного плана. | 22.02 | |
86 | | Н.Носов «На горке» | Научатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, составлять картинный план. | -определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы; -давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить речевое высказывание в устной форме; -строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев | 27.02 | |
87 | | Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. | | |
88 | | Н.Носов «На горке». Разноцветные страницы. | Научатся обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам; правильно называть книги(автор, название); ориентироваться в книге по обложке и содержанию. | -самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; способность к самооценке и самоконтролю. | 28.02 | |
89 | | Проверим себя и оценим свои достижения. | | |
Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа пересказывать по плану . Оценивать свой твет в соответствии с образцом. Планировать возможный вар-т исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
90 | Я и мои друзья (10ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской | Научатся выбирать книги по заданной учителем теме; прогнозировать содержание раздела. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать произведения схожей тематики; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | 01.03 | |
91 | | В.Лунин «Я и Вовка» соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. | Научатся давать характеристику персонажу; составлять небольшой рассказ о персонаже; выявлять подтекст читаемого произведения. | -самостоятельно организовывать рабочее место; учитывать правило в планировании способа решения; -определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | 02.03 | |
92 | | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. | Научатся анализировать заголовок произведения; определять идею произведения; иллюстрировать текст. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста; осуществлять анализ объектов; -формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения. | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | 06.03 | |
93 | | Ю.Ермолаев «Два пирожных». | Научатся определять идею произведения; отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. | -определять цель учебной деятельности; определять план выполнения заданий; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | 07.03 | |
94 | | В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа. | Научатся определять идею произведения; прогнозировать жанр произведения; правильно называть элементы книги и их назначение. | -определять цель учебной деятельности; определять план выполнения заданий; -отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | 09.03 | |
95 | | В.Осеева «Хорошее». Составление плана рассказа. | Научатся использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; читать по ролям; делить на смысловые части; составлять простой план. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -подробно пересказывать прочитанное, составлять план; наблюдать и делать выводы; -формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные | Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; | 13.03 | |
96 | | В.Осеева «Почему» | Научатся оценивать события, героев произведения, анализировать взаимоотношения героев произведения. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | 14.03 | |
97 | | В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа. | 15.03 | |
98 | | Е.Благинина «Простокваша» | Научатся обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам; правильно называть книги(автор, название); ориентироваться в книге по обложке и содержанию. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Ориентация на понимание причин успеха; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 16.03 | |
99 | | Проверим себя и оценим свои достижения. | | | 20.03 | |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворение о весне разных поэтов Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант допущенных ошибок. Контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения |
100 | Люблю природу русскую. Весна. (9ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | Научатся отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о весне. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на уровне критерия успешности. | 21.03 | |
101 | | Лирический стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды» | Научатся определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; ставить вопросы к прочитанному; выделять главное и второстепенное. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; формирование чувства прекрасного. | 22.03 | |
102 | | Лирические стихотворения А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка». Настроение стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. | Научатся осознанно читать художественное произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно организовывать рабочее место; -учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; формирование чувства прекрасного. | 23.03 | |
103 | | Лирические стихотворения А.Блока «На лугу», С.Маршака «Снег теперь уже не тот». Слово как средство создания весенней картины природы. | Научатся определять тему и главную мысль стихотворений; анализировать заголовки; находить в тексте логически законченные части. | --планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия; -учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; осуществлять анализ объектов; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; формирование чувства прекрасного. | 03.04 | |
104 | | Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» | Научатся находить авторские сравнения и подбирать свои; выделять в тексте главное и второстепенное. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; -строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра. | Развитие этических чувств; способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании. | 04.04 | |
105 | | Лирические стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел» | Научатся пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части; выделять в тексте главное и второстепенное. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других. | Развитие этических чувств; способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании. | 05.04 | |
106 | | Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза» | Научатся читать по ролям; делить текст на смысловые части; выделять в тексте главное и второстепенное. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов; -участвовать в диалоге: слушать и понимать других. | Развитие этических чувств; способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании. | 06.04 | |
107 | | Проект Газета «День Победы – 9 мая» | Научатся прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст; оценивать события. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -строить рассуждения в форме связи простых суждений; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Развитие этических чувств; способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании. | 10.04 | |
108 | | Проверим себя и оценим свои достижения | 11.04 | |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе событий. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать веселые рассказы. Придумывать собственные веселые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
109 | И в шутку и всерьез (14ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Веселые стихи Б.Заходера | Научатся определять темы произведений; находить в тексте логически законченные части произведения. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; -строить рассуждения в форме связи простых суждений; -строить понятные для партнёра высказывания; участвовать в диалоге. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | 12.04 | |
110 | | Б.Заходер «Что красивей всего?» Анализ заголовка. | Научатся осознанно читать художественный текст; оценивать события, героев произведения; анализировать стихотворный текст. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; -учить основам смыслового чтения художественных текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -строить понятные для партнёра высказывания; участвовать в диалоге. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | 13.04 | |
111 | | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Герой авторского стихотворения. | Научатся определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать правильность выполнения действий; -учить основам смыслового чтения художественных текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности. | 17.04 | |
112 | | Э.Успенский «Чебурашка». Герои юмористических рассказов. | Научатся давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественных произведений; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; -учить основам смыслового чтения художественных текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | 18.04 | |
113 | | Э.Успенский «Чебурашка». Особое отношение автора к героям юмористического рассказа. | 19.04 | |
114 | | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | Научатся определять идею произведения; анализировать заголовок произведения; выделять в тексте главное и второстепенное. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; -осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; -строить понятные для партнёра высказывания; участвовать в диалоге. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. | 20.04 | |
115 | | Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | Научатся понимать настроение лирического героя; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно, выразительно. | -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать правильность выполнения действий; -осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ориентация в нравственном содержании поступков. | 24.04 | |
116 | | В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» | Научатся понимать настроение лирического героя; определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно, выразительно. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; -осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке. | 25.04 | |
117 | | В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | | | 26.04 | |
118 | | Г.Остер «Будем знакомы» | Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивать правильность выполнения действий; -осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; -формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; знание основных моральных норм. | 27.04 | |
119 | | Г.Остер «Будем знакомы» | | | 02.05 | |
120 | | В.Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности текста на основе вопросов. | Научатся читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; -учить основам смыслового чтения художественных текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; развитие этических чувств. | 03.05 | |
121 | | В.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. | | | 04.05 | |
122 | | Проверим себя и оценим свои достижения. | Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -строить рассуждения в форме связи простых суждений; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности. | 10.05 | |
Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различие. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведения. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
123 | Литература зарубежных стран (12ч) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -осуществлять поиск необходимой информации; строить рассуждения в форме простых суждений; -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; | 11.05 | |
124 | | Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».Сравнение русских и зарубежных песенок. | Научатся анализировать заголовок произведения; определять тему и главную мысль. | -адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 15.05 | |
125 | | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | Научатся анализировать заголовок произведения; определять тему и главную мысль; определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных. | -адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 16.05 | |
126 | | Шарь Перро «Кот в сапогах» | Научатся прогнозировать содержание произведения; выбирать книгу для самостоятельного чтения; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; | 17.05 | |
127 | | Шарь Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев русских и зарубежных сказок. | Научатся объяснять значение незнакомых слов; пересказывать сказку по составленному плану; придумывать окончание сказки. | -адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 17.05 | |
128 | | Шарль Перро «Красная шапочка» | Научатся делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 18.05 | |
129 | | Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. | Научатся понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 22.05 | |
130 | | Эни Хогарт «Мафин и паук». Герои сказки. | Научатся сравнивать персонажей разных произведений; ориентироваться в тексте изученных произведений; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -строить рассуждения в форме связи простых суждений; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -контролировать свои действия и действия партнёра. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; | 23.05 | |
131 | | Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. | Научатся выступать с сообщениями перед знакомой аудиторией | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -осуществлять поиск необходимой информации; строить рассуждения в форме простых суждений; -формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 23.05 | |
132 | | Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа. | Научатся планировать свои действия, контролировать себя | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -строить рассуждения в форме простых суждений; использовать знаково-символические средства; -контролировать свои действия; формулировать собственное мнение и позицию. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 23.05 | |
133 | | Проверим себя и оценим свои достижения | Научатся ориентироваться в многообразии художественных произведений | -адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; -учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | 24.05 | |
134 | | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | 24.05 | |
135 | | Урок-викторина «Книжкины друзья» | | | 25.05 | |
136 | | О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. | | | 25.05 | |